В статье авторы-педагоги освещают вопрос развития познавательного интереса, когнитивных функций и их влияния на формирование и развитие речи.
Ключевые слова: познавательный интерес, развитие, речь, познавательная активность, мотивация.
В настоящее время все чаще и чаще мы сталкиваемся с проблемой нарушения речи или ее отсутствия у детей. Из 100 % обследуемых детей 60- 70 % нуждаются в коррекционной помощи. Однако родители обращаются за помощью именно к логопедам, не учитывая тот факт, что на начальном этапе чаще всего первичен именно педагог-психолог, а иногда и врач-психиатр.
В процессе наблюдения за детьми во время диагностики мы пришли к выводу, что прогноз по речи на данный момент будет неблагоприятным, если у ребенка снижен или отсутствует вовсе познавательный интерес и мотивация.
Л. С. Выготской утверждал: «Интерес — это естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностям, желание познать предметы и явления окружающего мира происходит на положительном эмоциональном фоне.
Прежде всего, определим само понятие «познавательный интерес». Г. И. Щукина писала: «Познавательный интерес — глубоко личностное образование, несводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов» [1]. Пробуждение познавательного интереса — это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес к знаниям или познавательный интерес — это направленность личности ребёнка на овладение знаниями в той или иной предметной области. Ведь именно информация несет человеку знания об окружающем мире. Педагоги определили место познавательного интереса в структуре познавательного процесса. Выделяют стадии развития познавательного интереса:
— любопытство;
— любознательность;
— познавательный интерес;
Эти стадии указывают на разную степень избирательной направленности, личного отношения ребенка к предмету, а значит и степень влияния познавательного интереса на личность. Примитивной стадией познавательного интереса можно считать любопытство. Оно обусловлено в основном внешними обстоятельствами, притягивающими внимание человека. На этом этапе нет действительного стремления к познанию, но любопытство может быть его начальным двигателем. Ребенок в этом случае — это пассивный объект внешнего воздействия. Любопытством можно считать реакцию на изменение окружающей действительности, на появление нового в мире. Интерес такого уровня — неглубокий, эпизодический, фрагментарный, ситуативный, относящийся к переживаниям своего отношения к предмету в текущий момент. Любопытство в основном характерно для младшего дошкольного возраста, когда детям интересно все. Интерес этот, однако, поверхностный. Любопытство в более старшем возрасте совсем не исчезает, а приобретает другую форму.
Следующая стадия развития познавательного интереса — это любознательность. В. А. Сухомлинский также подчеркивал важность развития любознательности. В этом, по его мнению, состоит сущность воспитания способностей. Любознательность — «это растущая, никогда не угасающая, а наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить… В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности» [2].
Если ребенок не проявляет любопытства, то это свидетельствует о его недостаточно развитых психических процессах. Данный факт говорит о том, что требуется подключение определенных специалистов. Опираясь на наш многолетний опыт работы, пришли к выводу, что детям с отсутствием познавательной активности не может оказать помощь только один узконаправленный специалист, так как чувство любопытства отсутствует или искаженно направлено на объект сверхценного интереса (один из симптомов аутизма), то речь как в данный момент, так и в ближайшее время будет недоступна. Чаще всего родители при отсутствии речи обращаются именно к логопеду, но не всегда данный специалист первичен в этом случае. Необходима работа ряда специалистов в тесном взаимодействии для развития когнитивных процессов, так как речь является высшей психической функцией. Отдельно хотелось бы отметить, что А. Н. Леонтьев отмечал: «познавательный интерес стимулирует все психические процессы человека на высоком уровне своего развития, подталкивает личность к постоянному поиску нововведений в деятельность» [3]
И. Ф. Харламов трактует интерес следующим образом: «Интерес — это эмоционально окрашенная потребность, прошедшая стадию мотивации и придающая деятельности человека увлекательный характер» [4]. Отдельно в данном процессе следует отметить роль мотивации, которая является основой успешной образовательной деятельности. Мотивация понимается как совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к которым относятся мотивы, потребности, стимулы, детерминирующие активность человека [5]. Ребенок, обладающий учебными мотивами, будет лучше усваивать полученные знания, следовательно, образование станет наиболее эффективным.
В норме интерес должен быть достаточным для того, чтобы ребенок начал проявлять активность, что и приведет к развитию мышления (когнитивных операций), а следовательно, к речи. Познавательную активность ребенка распознать несложно. Обычно она проявляется в процессе восприятия и мышления. Общими показателями ее являются: увлеченность деятельностью; стремление выполнять различные задания; проявление самостоятельности в выборе способов и средств действий.
Очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах детской деятельности. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Благодаря развитию познавательного интереса, осуществляемого во время коррекционной работы в ходе взаимодействия специалистов, у детей идет развитие любознательности, приобретение знаний, что может стать движущей силой для развития интеллекта и важным фактором формирования личности.
Вышеперечисленные условия формирования познавательного интереса являются главными и общими. Соблюдая их, педагог способствует формированию познавательного интереса при изучение учебных дисциплин, в том числе и развитию математических представлений.
Таким образом, познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой дошкольника и окажет сильное влияние на его развитие. Под воздействием интереса к познаниям у дошкольников развивается мыслительная активность и умение четко формулировать свою речь.
Литература:
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
- Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В. А. Сухомлинский. — М.: Сфера, — 1990. — 234 с.
- Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации / В. Г. Леонтьев. Новосибирск: Изд. НГПИ, 2019. 216 с
- Харламов, И. Ф. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения / И. Ф. Харламов. М.: Просвещение, 1962. — 97 с.
- Волкова Е. Л. Современные подходы к мотивации персонала / Е. Л. Волкова // Ученые записки санкт-петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2007. — № 2 (Т.8). — С. 29–33.