В статье автор рассматривает, как политика коллективизации повлияла на социально-экономическую структуру казачьих областей Юга России, традиционный уклад жизни казаков и их культурную идентичность.
Ключевые слова: коллективизация, региональный компонент, казачество, репрессии.
Политика коллективизации, которая проводилась советской властью в казачьих областях Юга России в первой половине XX века, по мнению историков, является одним из самых противоречивых процессов в истории региона. Целью данной политики было создать эффективную сельскохозяйственную систему, которая объединила бы ресурсы и усилия крестьян и казаков. Но, несмотря на позитивные цели и намерения советского руководства, данный процесс повлек за собой серьезные последствия. Историки утверждают, что политика коллективизации рушила традиционный уклад жизни, уничтожала свободу и культурные ценности казачества. Политика коллективизации в казачьих областях Юга России вызывает вопросы о ее истинной природе. Можно ли считать ее созидательной силой, если она привела к масштабным разрушениям в жизни людей? В данной статье мы рассмотрим, как данное историческое явление отразилось на казачестве казаков Юга России, и насколько сложен и противоречив был процесс коллективизации.
Жизнь казачества Юга России до коллективизации была общинной. Каждая семья вела свое хозяйство, занималась земледелием и скотоводством. Образ жизни был самобытный и основанный на традиционных ценностях, сельском хозяйстве и военном деле. Земля, как правило, обрабатывалась на основе общинного труда, а урожай делился между членами семьи. Казаки славились своим мастерством в коневодстве, что позволяло им не только обеспечивать себя продовольствием, но и успешно участвовать в военных походах. Традиционные казачьи обычаи, праздники, обряды играли важную роль в их жизни, укрепляя связь поколений.
Казаки имели свои органы самоуправления. На уровне отдельных селений существовали казачьи советы, которые принимали решения по важным вопросам, касающимся жизни общины, управления землей. На более высоком уровне действовали казачьи атаманы, которые исполняли функции руководителей и представляли интересы казаков перед властью.
С. А. Кислицын утверждал, что казачество как весьма сложный саморазвивающийся социальный, политический, этнический и культурный феномен постоянно находилось под давлением государственно- бюрократической машины. [1, с. 2] Однако с приходом коллективизации уклад жизни казачества Юга России начал стремительно меняться, а давление государства на данные общественные слои усилилось. С введением коллективизации государство стремилось к унификации и стандартизации сельского хозяйства, что противоречило традиционному образу жизни казаков.
Нельзя не согласиться с мнение А. С. Левакина, что обобществление индивидуальных хозяйств, по сути, было своеобразной «революций сверху». «Радикальные аграрные преобразования 1930-x гг., коренным образом изменившие привычный уклад сельской жизни, жесткость в процессе их осуществления, привела к появлению противников данной политики, отличавшихся подавленным морально-психологическим состоянием». [7, с. 3]
30 апреля 1925 года было опубликовано постановление ЦК ВКП(б), в котором были изложены конкретные меры, призванные улучшить ситуацию в казачьих областях. В документе предлагалось восстановить избирательные права для реэмигрантов, пересмотреть лишение избирательных прав станичных и хуторских атаманов, привлечь казачью интеллигенцию к работе в местных Советах, вовлечь казачество в общественные организации, обеспечить равные права казаков и крестьян при поступлении в учебные заведения, предотвратить дискриминацию казачьего населения в национальных районах и создать отдельные административные единицы на местах. К. В. Горинаотмечает как положительные, так и отрицательные стороны этих мер. «С одной стороны, казачеству дали шанс интегрироваться в новые социальные и политические структуры, что укрепило бы их позиции в обществе. Однако, c другой, это означало потерю их уникальной идентичности, что вызывало опасения среди казаков». [5, с. 2]
Противоречия между новыми требованиями государства и традиционным образом жизни казаков стали причиной социальных протестов и сопротивления. В ответ на это советская власть начала принимать жесткие меры в отношении недовольных. А. В. Аверьянов упоминал, что в период провозглашенной классовой борьбы отмечалось «изъятие кулацкого контрреволюционного элемента», т. е. выселение кулаков в другие районы Северо-Кавказского края и регионы страны. Ситуация осложнялась достаточно размытым представлением о том, каких крестьян следовало причислять к кулакам. Зачастую к ним относили середняков и лишали политических прав. [2, с. 1]
Р. Г. Тикиджьянопределилполитику по отношению к казакам с 1918 по 1933 г. как «геноцид казацкого народа». [3, с. 2] В свою очередь, С. А. Кислицынопроверг это утверждение. Несмотря на то, что лидеры советского правительства и РКП(б) применяли по отношению к казачеству политику массового террора: репрессии, массовые казни и расстрелы заложников, выселение и переселение (депортации) целых станиц и хуторов, ограничения в правах и даже культурно-бытовых традициях, историк все же считал, что понятие геноцида неприменимо к этой проблеме, так как массовый террор осуществляли все противостоящие стороны. [1, с. 2]
Позицию С. А. Кислицына подтверждают А. В. Баранов и О. В. Рвачёва. Как утверждаютисторики, cпециальная комиссия ВЦИК, занимавшаяся в 1928 г. разбором заявлений и жалоб, поступивших в Президиум ВЦИК в связи с хлебозаготовками, была вынуждена констатировать, что деревню захлестнуло разбушевавшееся море беззакония, с крестьянами стало трудно мирно беседовать. Массовые волнения и недовольства, сопровождавшиеся локальными беспорядками, захлестнули казачьи области Юга России. [6, с. 3]
В период коллективизации рушились не только традиции, но и в прямом смысле целые деревни. По словам историков Т. А. Самсоненко и А. П. Скорик,«…в казачьих станицах пустели или растаскивались по бревнышку дома «раскулаченных» казаков, вырубались сады, уничтожались или осквернялись церкви. Местные жители депортировались, колхозы не обеспечивали потребность своих членов в топливе, вследствие чего заборы и постройки разбирались на дрова» ... [8, с. 4].
Р. Г. Тикиджьян основное внимание уделяет судьбам реэмигрантов, подчеркивая, что именно они, как «политически неблагонадежные», «саботажники и подкулачники», стали первыми жертвами массовых чисток и репрессий в 1926–1929 годах. Историк утверждает, что во время Великой Отечественной войны именно такие группы населения стали источником формирования частей полицаев и коллаборационистов. Недопустимо забывать, что большинство казачьей эмиграции под руководством Краснова стало на сторону фашизма, что также отмечает автор. [3, с. 2]
C начала 1930 г. появляются контрреволюционные организации, в том числе и в Ростовской области. В период с 1928 по 1931 год в Азовском районе ОГПУ выявило четыре такие группы, возглавляемые бывшими белыми офицерами. Некоторые из них описываются как «глубокое контрреволюционное подполье в нескольких казачьих станицах Азовского района». Среди крупнейших и наиболее многочисленных контрреволюционных организаций можно отметить повстанческую группу «Союз хлеборобов», выявленную в Ростове-на-Дону, а также «Союз борьбы за освобождение крестьян», обнаруженный в Новочеркасске, который, по мнению С. А. Кислицына, имел крестьянско-казачью природу. [1, с. 3]
В противодействие явному и скрытому вредительству и саботажу выступали краевые органы НКВД. Как утверждал А. С. Кропачев, «…все уровни партийных и советских структур настолько осознали значимость этой цели, что информировали краевую власть даже о незначительных инцидентах. Так, 14 октября 1937 года бюро крайкома ВКП(б) рассмотрело вопрос «О диверсионном выведении из строя трактора ЧТЗ на Порошинской МТС». Установлено, что в тракторной бригаде № 14 произошел пожар трактора, который работал на пахоте под озимые, в результате чего машина была выведена из строя. Бюро поручило начальнику Управления НКВД по Краснодарскому краю И. П. Малкину и прокурору края Л. А. Востокову провести срочное расследование и «виновных в совершении этого вражеского диверсионного акта привлечь к строгой уголовной ответственности»... [4, с. 2].
Итак, вернемся к поставленному нами вопросу в начале исследования и попытаемся на него ответить. Политика коллективизации оказала глубокое влияние на казачество Юга России, затронув все аспекты жизни казаков. С одной стороны, коллективизация была направлена на модернизацию сельского хозяйства, объединение ресурсов и повышение производительности. Однако, с другой стороны, этот процесс сопровождался жесткими репрессивными мерами, такими как раскулачивание, что привело к утрате индивидуальной собственности и традиционного образа жизни. Цели государства в рамках политики коллективизации действительно были заявлены как положительные. Правительство стремилось модернизировать сельское хозяйство, увеличить производительность и обеспечить продовольственную безопасность страны. Для этого потребовалось прийти к кардинальным мерам, которые потребовали включения ряда жестких и часто насильственных действий.
Процесс коллективизации можно сравнить с некой революцией. Революция всегда связана с глубокими и насильственными преобразованиями. Политика коллективизации действительно может рассматриваться как форма революции, поскольку она стремилась кардинально изменить существующий порядок в сельском хозяйстве и жизни казачества Юга России. У советской власти не было другого выбора вывести сельское хозяйство на новый уровень, поэтому и был выбран такой путь, который разрушил «старое» и построил «новое». Поэтому, мы можем смело утверждать, что все же данная политика в своей основе имела созидательный характер, но без разрушения старых систем невозможно было бы построить новые.
Литература:
- Новое исследование истории казачества и Донского края / С. А. Кислицын // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. — Ростов н/Д.: ДГТУ, 2024. — C. 334. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novoe-issledovanie-istorii-kazachestva-i-donskogo-kraya-tikidzhyan-r-g-donskoe-kazachestvo-i-krestyanstvo-na-perelome-istoricheskih дата обращения: 10.12.2024.
- Особенности коллективизации в этнической среде на Дону, Кубани и Ставрополье (конец 1920-х — 1930-е годы): некоторые аспекты / А. В. Аверьянов // Научная мысль Кавказа. 2024. № 4. — C. 120. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kollektivizatsii-v-etnicheskoy-srede-na-donu-kubani-i-stavropolie-konets-1920-h-1930-e-gody-nekotorye-aspekty дата обращения: 31.01.2023.
- Политика советского государства «лицом к деревне» и проблемы взаимоотношений казачества, крестьянского и иногороднего населения Дона в 1920-е годы / Р. Г. Тикиджьян // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. 2011. № 3. — С. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-sovetskogo-gosudarstva-litsom-k-derevne-i-problemy-vzaimootnosheniy-kazachestva-krestyanskogo-i-inogorodnego-naseleniya-dona-v дата обращения: 14.11.2024.
- Политические репрессии на Кубани в 1930–1940-е годы / С. А. Кропачев // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 4 (38). — С. 47–50. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-repressii-na-kubani-v-1930–1940-e-gody дата обращения: 31.01.2024.
- Правовые отношения между казачье-крестьянским населением и советской властью на Дону и Кубани в 20-е годы XX века / К. В. Горина // ЮП. 2010. № 5. — С. 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-otnosheniya-mezhdu-kazachie-krestyanskim-naseleniem-i-sovetskoy-vlastyu-na-donu-i-kubani-v-20-e-gody-xx-veka дата обращения: 12.11.2024.
- Протестные настроения донского казачества и репрессивная политика власти конца 1920-х — 1930-х годов/ А. В. Баранов, О. В. Рвачёва // Новейшая история России. 2018. — С. 59. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protestnye-nastroeniya-donskogo-kazachestva-i-repressivnaya-politika-vlasti-kontsa-1920-h-1930-h-godov дата обращения: 04.01.2024.
- Рабочие-двадцатипятитысячники в составе колхозной администрации на Юге России: бытовые и профессиональные аспекты / А. С. Левакин // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 73–1. — C. 5. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rabochie-dvadtsatipyatitysyachniki-v-sostave-kolhoznoy-administratsii-na-yuge-rossii-bytovye-i-professionalnye-aspekty дата обращения: 03.09.2024.
- Три бубенщика, два транзелиста, два бунчука: трансформация культурной повседневности казачьих станиц Юга России в 1930-е гг./ А.П Скорик, Т. А. Самсоненко // Вестник РУДН. История России. 2009. № 3. — C. 11. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tri-bubenschika-dva-tranzelista-dva-bunchuka-transformatsiya-kulturnoy-povsednevnosti-kazachih-stanits-yuga-rossii-v-1930-e-gg дата обращения: 04.01.2024.