Статья транслирует опыт организациипрофессиональной ориентации в рамках внеурочной деятельности по английскому языку
Ключевые слова: внеурочная деятельность, правильный выбор, администратор отеля, профессия.
Вопрос «Кем быть?» — жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти своё место в мире профессий сложно.
Опираясь на Закон об образовании статья 43, часть 1, пункт 1 и на письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 5 сентября 2018 года № 03-ПГ-МП-42216 мы приняли решение включить занятия проф. ориентационной направленности во внеурочную деятельность [1].
Внеурочные, внеклассные занятия, проводимые в лицее, служат логическим продолжением для углубления общеобразовательных знаний и умений, развития разносторонних интересов, склонностей и способностей, которые являются основой профессиональной ориентации обучающихся [2].
Внеклассные занятия разнообразны по формам их проведения:
— беседы;
— экскурсии;
— встречи с представителями различных профессий;
— круглые столы;
— родительские собрания;
— фестиваль профессий.
Поскольку важным компонентом системы профессиональной ориентации обучающихся является профессиональное просвещение, то значительное место в нашей работе занимают беседы, которые проводят классные руководители, где учащиеся знакомятся с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом учитываем возрастные особенности школьников и охватываем круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Возникает вопрос: Как же мы выявляли интересы школьников? Для этого мы провели анкетирование. Результаты вы можете видеть на экране. Обратите внимание, что интересы связаны со спецификой города — курорта.
Гостиничный бизнес-29 %
Туризм-38 %
Сфера общественного питания-13 %
Сфера образования-11 %
Другие сферы-9 %
Рис. 1. Диаграмма «Результаты анкетирования»
После анкетирования мы с коллегами начали разрабатывать дальнейший план действия. Необходимо было найти мотивацию не только для детей и родителей, но и учителей. И мы решили выдавать учителям благодарственные письма.
И если мотивация для учителей была найдена, то вопрос с мотивацией учеников и их родителей был открыт. Тут уже учителя подключили весь свой творческий потенциал.
Мы с коллегами составили план взаимопосещений занятий. Смотрели и перенимали друг у друга приемы и методы. И один из методов мы Вам представим. Рабочее название метода «City English».
Так как я являюсь педагогом английского языка, я Вам покажу фрагмент занятия в действии на предметном содержании своего курса внеурочной деятельности.
Таблица 1
Вокабулярный лист по теме: «Hotels and hotels business»
hotel |
отель |
Family room |
Семейный номер |
Single room |
Номер с односпальной кроватью |
Superior room |
Номер повышенного комфорта |
Airport hotel |
Отель вблизи аэропорта |
Guest house |
Гостевой дом |
Front Desk Clerk |
Работник ресепшена |
Receptionist |
Администратор отеля |
Concierge |
консьерж |
Housekeeper |
горничная |
Bellboy |
коридорный |
Laundromat |
прачечная |
FB(full board) |
Номер с 3-х разовым питанием |
To book |
бронировать |
To pay |
платить |
На начальном этапе мы изучаем данную лексику в аудитории. Закрепляем ее различными упражнениями, работаем над произношением, употребляем с различными грамматическими темами. А дальше мы выходим на разные локации нашего города. А точнее мы заранее договариваемся с администрацией различных отелей о небольшой практике на ресепшене, и практически все отели всегда идут на встречу, и с радостью предоставляют нам такую возможность.
На локации педагог ставит задачу перед обучающимися (например, одному из учеников нужно забронировать номер на определенные даты, а другому важно принять и согласовать эту бронь). И таких ситуативных задач много.
Рис 2. Практика в отеле «Гавань»
Мы с педагогами провели презентацию данной внеурочной деятельности среди учеников и группы были заполнены уже через пару дней. Погружение в профессию было воспринято детьми с большим энтузиазмом. Родители же оценили практику разговорной английской речи, которая многим пригодится в различных путешествиях, да и в дальнейшей жизни.
Очень много тем можно переложить в такой формат, а самое главное эта методика актуальна не только при изучении английского языка.
И коллеги это отметили, и теперь пробуют данный метод в своей деятельности. Мы думаем, что данный вид деятельности поможет сделать детям правильный выбор будущей профессии.
Несомненно, и дети оценили такой формат изучения. Они примерили на себя такие профессии как администратор отеля, работник ресепшена и бронирования, хостес. И это только в концепции одной лексической темы.
На данном этапе мы начали разрабатывать план внеурочной деятельности на 2025–2026 учебный год, дополняя список специальностей и локаций. Главным ориентиром для нас является заинтересованность наших учеников. А пока, мы видим блеск в их глазах к такой внеурочной деятельности, мы будем прилагать с коллегами максимум усилий, чтобы все больше и больше развивать данное направление по профессиональной ориентации.
Литература:
- Барышников, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. — Челябинск: ЧИППКРО, 2014. — 416 с.
- Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2021. — 223 с.