Ушу как культурный символ Китая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 14.02.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Титова, А. А. Ушу как культурный символ Китая / А. А. Титова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122586/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье автор исследует ушу как культурный символ Китая, рассматривая его историческое развитие, философские основы, влияние на искусство и традиции, а также роль в современном мире в контексте спорта, кинематографа и глобализации.

Ключевые слова: боевое искусство, Китай, боевое искусство ушу, ушу, китайская культура, современный мир.

Ушу — это не простое боевое искусство. Ушу является важным элементом китайской культуры, который отражает философию, мировоззрение народа и традиции. Рассматривая ушу в современном аспекте, оно воспринимается как символ Китая, который находится наравне с китайской медициной, церемонией и традиционной каллиграфией, чайными церемониями и традиционной полиграфией. Влияние ушу выходит далеко за рамки боевых практик. Данный вид искусства формирует в глазах мировой общественности впечатление о Китае как участнике национальной идентичности и, в свою очередь, оказывает влияние на медиа, искусство, кинематографию и непосредственный спорт [1].

Интерес к данному виду боевых искусств высок не только на родине, в Китае, но и во всём мире. Ушу популяризируется благодаря современным международным соревнованиям, методам оздоровления, самопознанию и соревнованиям, что, в свою очередь, возносит данный вид боевых искусств в контекст глобализации и распространения китайской культуры во всём мире.

Основной целью данной научной статьи является анализ того, благодаря чему и как боевое искусство стало культурным символом огромной страны. Кроме того, необходимо изучить, как боевое искусство отражает и позиционирует традицию своей страны не только в Китае, но и за его пределами.

С целью проведения исследования и анализа были выделены следующие аспекты и вопросы: как развивалось ушу с давних времён, какая связь между боевым искусством и мировоззрением, религией, как ушу влияет на искусство и медиапространство, какую роль выполняет данное боевое искусство в современном мире, может ли оно развиваться [2].

В своей научной статье мы использовали следующие методы исследования:

– анализ научной литературы путём изучения трудов авторов боевых искусств, культурологии и философии;

– сравнительный исторический метод — мы исследовали изменения в развитии боевых искусств на разных этапах становления Китая;

– культурологический анализ — мы рассмотрели ушу как нематериальное наследие;

– социологический подход — мы изучили ушу в контексте его популярной значимости.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в данной статье ушу будет рассматриваться не только как боевое искусство, но и как важный аспект и феномен культуры и философии в современном мире.

История данного боевого искусства начинается с древнего Китая, где любой вид боевого искусства имел одну цель — добыть еду и защитить семью. Древние летописи позволяют нам узнавать информацию и определять начало чего-либо. Так, в нашем случае в летописях упомянуто об эпохе династии Ся (21-й — 16-й век до нашей эры). В древние времена уже существовали простые формы боевых искусств рукопашного боя. Более систематизированные боевые искусства мы можем наблюдать уже при династии Чжоу, в которой военные обучали солдат боевым навыкам. Позже, благодаря развитию данного направления, появилось множество военных трактатов, которые напрямую и в подробностях описывали тактику и стратегию боя [3].

Во время объединения Китая при династии Цинь и последующей династии Хань боевое искусство приняло уже более структурированный и категоричный вид. В эти периоды активно развивались школы, которые имели направление боевых искусств и практик, подкрепляемых традиционной китайской медициной.

Монахи буддийского монастыря Шаолинь (шестой век) оказали огромное влияние на ушу. Спустя время боевое искусство ушу стало не только средством защиты, но и духовным развитием человека.

Рассматривая времена династий Цин и Мин, можно сделать вывод о том, что ушу распространилось среди народа и стало обыденным, символом национальной гордости. Интерес к ушу возрос в 19-м веке, когда Китай столкнулся с державами западного направления.

Непременно боевое искусство ушу связано с философскими учениями, которые так популярны в Китае. Основными из философских учений, на которых основывается ушу, являются конфуцианство, даосизм и буддизм. Конфуцианство подразумевает дисциплинированное поведение, подкрепляемое уважением к учителю. Даосизм предполагает баланс и понимание реальности.

Буддизм основывается на медитации и внутренней гармонии. Исходя из всего вышесказанного, ушу — это не просто боевое искусство, а целая система, которая помогает человеку быть сдержанным и в любой момент проводить духовную практику, что так поощряется традициями Китая.

Естественно, боевое искусство ушу не могло не повлиять на искусство могущественной страны — Китая. Каждое движение, каждый приём вдохновляли знаменитых художников, деятелей искусства — драматургов и поэтов. Живопись может отражать сцены самых жёстких боевых поединков, а с целью постановки динамичной сцены в китайской опере используют отдельные элементы ушу, что делает постановку оперы идеальной.

Боевое искусство ушу очень тесно и напрямую связано с традициями китайской культуры. Основными принципами, которые подчёркивают традиции, являются самодисциплина, поминание предков, уважение к старшим и духовное развитие. В китайских семьях есть традиция передавать секреты боевых искусств из поколения в поколение, оставляя их максимально такими, какими их передали, придавая при этом уважение и почёт своим предкам [4].

Праздник весны и фестиваль лодок — это те события, которые очень часто сопровождаются показательными выступлениями лучших мастеров ушу. Это лишний раз подчёркивает значимость боевого искусства в такой значимой стране, как Китай.

Понятие «внутренний путь» (Дао) неразрывно связано с понятием «боевое искусство ушу». Основным направлением является гармония с природой, понимание баланса и удовлетворённость — Инь-Ян. Эта философия используется не только в боевом искусстве, но также очень тесно связана с китайской медициной, цигун и каллиграфией.

XX век стал для ушу очень значимым. В 1949 году, после образования Китайской Народной Республики, данный вид боевого искусства был признан государством Китая. В 1980-х годах это стало официальным видом спорта, были разработаны стандарты и формы соревнований.

Рассматривая боевое искусство ушу в современном аспекте, можно подчеркнуть, что сегодня существуют два основных направления ушу: традиционное ушу и спортивное ушу. Традиционное ушу является капсулой времени, которая сохраняет философию и стиль искусства с древних времён. Спортивное ушу, или как его ещё называют Саньшоу и Таолу, стремится к олимпийскому признанию и ориентировано на спортивный интерес, то есть активно используется в соревнованиях [5].

Какое же направление по-настоящему сделало боевое искусство популярным во всём мире? Конечно же, это киноиндустрия. Знаменитые актёры, такие как Джет Ли, Джеки Чан и Брюс Ли, сделали данный вид боевого искусства максимально популярным через фильмы. Голливуд поддержал данную идею, и по сей день активно используются элементы боевых искусств в боевиках и блокбастерах, что, в свою очередь, максимально укрепляет статус символа, подчёркивая аспект китайской культуры. Помимо этого, боевые искусства ушу активно приветствуются в анимациях и комиксах, видеоиграх, что делает их узнаваемыми не только для людей старшего возраста, но и детей.

На сегодняшний день боевое искусство ушу практикуется во многих странах мира. В 1990 году начала свою деятельность Международная федерация ушу, которая занимается проведением соревнований по данному виду спорта. Уже несколько лет ведутся переговоры о включении данного вида спорта в Олимпийские игры, что ещё больше повысит международный статус.

Подводя итог статьи, хотелось бы отметить, что ушу — это не просто боевое искусство, а по-настоящему многогранный феномен, который на протяжении тысячелетий играет огромную роль для Китая. Ушу как боевое искусство включило в себя буддизм, конфуцианство и даосизм, самопознание, поддержание физической формы и совершенствование [6].

На сегодняшний день ушу является важнейшим культурным символом страны, который отражает её мировоззрение и национальную идентичность. Основными направлениями развития данного боевого искусства являются:

Сохранение древних стилей и принципов, спортивные дисциплины и аспект массовой культуры, которые имеют популярность благодаря киноиндустрии и цифровым технологиям. Учитывая, что современный мир столкнулся с проблемами стресса и потерей духовного ориентира, можно сделать вывод о том, что данное боевое искусство ушу, основными принципами которого являются уважение к традициям, самодисциплина и гармония, может стать основным помощником в данных ситуациях. Кроме этого, международные турниры в различных уголках мира лишний раз подтверждают глобальную значимость боевого искусства.

Ушу — это живое культурное наследие достойной страны — Китая, которое вдохновляет людей во всём мире, ценит и чтит наследие предков и даёт здоровое будущее своему поколению.

Литература:

  1. Журавлёв, Д. В. Боевые искусства Китая: история, традиции, стили / Д. В. Журавлёв. — М.: Вече, 2010. — 320 с.
  2. Ким, И. Г. Боевые искусства Востока: история, философия, практика / И. Г. Ким. — СПб.: Питер, 2009. — 352 с.
  3. Lorge, P. Chinese Martial Arts: From Antiquity to the Twenty-First Century / P. Lorge. — Cambridge: Cambridge University Press, 2012. — 252 p.
  4. Рыжаков, В. А. Философия ушу: боевые искусства как путь познания / В. А. Рыжаков. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 288 с.
  5. Wong, Kiew Kit. The Art of Shaolin Kung Fu: The Secrets of Kung Fu for Self-Defense, Health, and Enlightenment / K. K. Wong. — Boston: Tuttle Publishing, 2002. — 224 p.
  6. Хеннинг, С. Китайские боевые искусства: мифы, история и реальность / С. Хеннинг. — СПб.: Евразия, 2017. — 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): боевое искусство, Китай, боевое искусство ушу, ушу, китайская культура, современный мир, китайская медицина, национальная идентичность, современный аспект, спортивное ушу.


Ключевые слова

Китай, китайская культура, современный мир, ушу, боевое искусство, боевое искусство ушу

Похожие статьи

Задать вопрос