В статье автор исследует ушу как культурный символ Китая, рассматривая его историческое развитие, философские основы, влияние на искусство и традиции, а также роль в современном мире в контексте спорта, кинематографа и глобализации.
Ключевые слова: боевое искусство, Китай, боевое искусство ушу, ушу, китайская культура, современный мир.
Ушу — это не простое боевое искусство. Ушу является важным элементом китайской культуры, который отражает философию, мировоззрение народа и традиции. Рассматривая ушу в современном аспекте, оно воспринимается как символ Китая, который находится наравне с китайской медициной, церемонией и традиционной каллиграфией, чайными церемониями и традиционной полиграфией. Влияние ушу выходит далеко за рамки боевых практик. Данный вид искусства формирует в глазах мировой общественности впечатление о Китае как участнике национальной идентичности и, в свою очередь, оказывает влияние на медиа, искусство, кинематографию и непосредственный спорт [1].
Интерес к данному виду боевых искусств высок не только на родине, в Китае, но и во всём мире. Ушу популяризируется благодаря современным международным соревнованиям, методам оздоровления, самопознанию и соревнованиям, что, в свою очередь, возносит данный вид боевых искусств в контекст глобализации и распространения китайской культуры во всём мире.
Основной целью данной научной статьи является анализ того, благодаря чему и как боевое искусство стало культурным символом огромной страны. Кроме того, необходимо изучить, как боевое искусство отражает и позиционирует традицию своей страны не только в Китае, но и за его пределами.
С целью проведения исследования и анализа были выделены следующие аспекты и вопросы: как развивалось ушу с давних времён, какая связь между боевым искусством и мировоззрением, религией, как ушу влияет на искусство и медиапространство, какую роль выполняет данное боевое искусство в современном мире, может ли оно развиваться [2].
В своей научной статье мы использовали следующие методы исследования:
– анализ научной литературы путём изучения трудов авторов боевых искусств, культурологии и философии;
– сравнительный исторический метод — мы исследовали изменения в развитии боевых искусств на разных этапах становления Китая;
– культурологический анализ — мы рассмотрели ушу как нематериальное наследие;
– социологический подход — мы изучили ушу в контексте его популярной значимости.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в данной статье ушу будет рассматриваться не только как боевое искусство, но и как важный аспект и феномен культуры и философии в современном мире.
История данного боевого искусства начинается с древнего Китая, где любой вид боевого искусства имел одну цель — добыть еду и защитить семью. Древние летописи позволяют нам узнавать информацию и определять начало чего-либо. Так, в нашем случае в летописях упомянуто об эпохе династии Ся (21-й — 16-й век до нашей эры). В древние времена уже существовали простые формы боевых искусств рукопашного боя. Более систематизированные боевые искусства мы можем наблюдать уже при династии Чжоу, в которой военные обучали солдат боевым навыкам. Позже, благодаря развитию данного направления, появилось множество военных трактатов, которые напрямую и в подробностях описывали тактику и стратегию боя [3].
Во время объединения Китая при династии Цинь и последующей династии Хань боевое искусство приняло уже более структурированный и категоричный вид. В эти периоды активно развивались школы, которые имели направление боевых искусств и практик, подкрепляемых традиционной китайской медициной.
Монахи буддийского монастыря Шаолинь (шестой век) оказали огромное влияние на ушу. Спустя время боевое искусство ушу стало не только средством защиты, но и духовным развитием человека.
Рассматривая времена династий Цин и Мин, можно сделать вывод о том, что ушу распространилось среди народа и стало обыденным, символом национальной гордости. Интерес к ушу возрос в 19-м веке, когда Китай столкнулся с державами западного направления.
Непременно боевое искусство ушу связано с философскими учениями, которые так популярны в Китае. Основными из философских учений, на которых основывается ушу, являются конфуцианство, даосизм и буддизм. Конфуцианство подразумевает дисциплинированное поведение, подкрепляемое уважением к учителю. Даосизм предполагает баланс и понимание реальности.
Буддизм основывается на медитации и внутренней гармонии. Исходя из всего вышесказанного, ушу — это не просто боевое искусство, а целая система, которая помогает человеку быть сдержанным и в любой момент проводить духовную практику, что так поощряется традициями Китая.
Естественно, боевое искусство ушу не могло не повлиять на искусство могущественной страны — Китая. Каждое движение, каждый приём вдохновляли знаменитых художников, деятелей искусства — драматургов и поэтов. Живопись может отражать сцены самых жёстких боевых поединков, а с целью постановки динамичной сцены в китайской опере используют отдельные элементы ушу, что делает постановку оперы идеальной.
Боевое искусство ушу очень тесно и напрямую связано с традициями китайской культуры. Основными принципами, которые подчёркивают традиции, являются самодисциплина, поминание предков, уважение к старшим и духовное развитие. В китайских семьях есть традиция передавать секреты боевых искусств из поколения в поколение, оставляя их максимально такими, какими их передали, придавая при этом уважение и почёт своим предкам [4].
Праздник весны и фестиваль лодок — это те события, которые очень часто сопровождаются показательными выступлениями лучших мастеров ушу. Это лишний раз подчёркивает значимость боевого искусства в такой значимой стране, как Китай.
Понятие «внутренний путь» (Дао) неразрывно связано с понятием «боевое искусство ушу». Основным направлением является гармония с природой, понимание баланса и удовлетворённость — Инь-Ян. Эта философия используется не только в боевом искусстве, но также очень тесно связана с китайской медициной, цигун и каллиграфией.
XX век стал для ушу очень значимым. В 1949 году, после образования Китайской Народной Республики, данный вид боевого искусства был признан государством Китая. В 1980-х годах это стало официальным видом спорта, были разработаны стандарты и формы соревнований.
Рассматривая боевое искусство ушу в современном аспекте, можно подчеркнуть, что сегодня существуют два основных направления ушу: традиционное ушу и спортивное ушу. Традиционное ушу является капсулой времени, которая сохраняет философию и стиль искусства с древних времён. Спортивное ушу, или как его ещё называют Саньшоу и Таолу, стремится к олимпийскому признанию и ориентировано на спортивный интерес, то есть активно используется в соревнованиях [5].
Какое же направление по-настоящему сделало боевое искусство популярным во всём мире? Конечно же, это киноиндустрия. Знаменитые актёры, такие как Джет Ли, Джеки Чан и Брюс Ли, сделали данный вид боевого искусства максимально популярным через фильмы. Голливуд поддержал данную идею, и по сей день активно используются элементы боевых искусств в боевиках и блокбастерах, что, в свою очередь, максимально укрепляет статус символа, подчёркивая аспект китайской культуры. Помимо этого, боевые искусства ушу активно приветствуются в анимациях и комиксах, видеоиграх, что делает их узнаваемыми не только для людей старшего возраста, но и детей.
На сегодняшний день боевое искусство ушу практикуется во многих странах мира. В 1990 году начала свою деятельность Международная федерация ушу, которая занимается проведением соревнований по данному виду спорта. Уже несколько лет ведутся переговоры о включении данного вида спорта в Олимпийские игры, что ещё больше повысит международный статус.
Подводя итог статьи, хотелось бы отметить, что ушу — это не просто боевое искусство, а по-настоящему многогранный феномен, который на протяжении тысячелетий играет огромную роль для Китая. Ушу как боевое искусство включило в себя буддизм, конфуцианство и даосизм, самопознание, поддержание физической формы и совершенствование [6].
На сегодняшний день ушу является важнейшим культурным символом страны, который отражает её мировоззрение и национальную идентичность. Основными направлениями развития данного боевого искусства являются:
Сохранение древних стилей и принципов, спортивные дисциплины и аспект массовой культуры, которые имеют популярность благодаря киноиндустрии и цифровым технологиям. Учитывая, что современный мир столкнулся с проблемами стресса и потерей духовного ориентира, можно сделать вывод о том, что данное боевое искусство ушу, основными принципами которого являются уважение к традициям, самодисциплина и гармония, может стать основным помощником в данных ситуациях. Кроме этого, международные турниры в различных уголках мира лишний раз подтверждают глобальную значимость боевого искусства.
Ушу — это живое культурное наследие достойной страны — Китая, которое вдохновляет людей во всём мире, ценит и чтит наследие предков и даёт здоровое будущее своему поколению.
Литература:
- Журавлёв, Д. В. Боевые искусства Китая: история, традиции, стили / Д. В. Журавлёв. — М.: Вече, 2010. — 320 с.
- Ким, И. Г. Боевые искусства Востока: история, философия, практика / И. Г. Ким. — СПб.: Питер, 2009. — 352 с.
- Lorge, P. Chinese Martial Arts: From Antiquity to the Twenty-First Century / P. Lorge. — Cambridge: Cambridge University Press, 2012. — 252 p.
- Рыжаков, В. А. Философия ушу: боевые искусства как путь познания / В. А. Рыжаков. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 288 с.
- Wong, Kiew Kit. The Art of Shaolin Kung Fu: The Secrets of Kung Fu for Self-Defense, Health, and Enlightenment / K. K. Wong. — Boston: Tuttle Publishing, 2002. — 224 p.
- Хеннинг, С. Китайские боевые искусства: мифы, история и реальность / С. Хеннинг. — СПб.: Евразия, 2017. — 416 с.