Государственный контроль в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней: соотношение частноправовых и публично-правовых механизмов регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 09.02.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Рущак, М. В. Государственный контроль в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней: соотношение частноправовых и публично-правовых механизмов регулирования / М. В. Рущак. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 210-211. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122629/ (дата обращения: 22.02.2025).



В современных условиях развития экономики Российской Федерации особую значимость приобретает эффективное регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней как стратегически важных ресурсов государства. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления оптимального баланса между частноправовыми и публично-правовыми механизмами регулирования в данной сфере.

Правовое регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» [1], который устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения.

Как отмечает Н. М. Артёмов, специфика правового регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней заключается в том, что «данные правоотношения находятся на стыке частного и публичного права, что обусловливает необходимость применения комплексного подхода к их регулированию» [2].

Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие основные элементы государственного контроля в рассматриваемой сфере:

  1. Лицензирование деятельности по обработке драгоценных камней (согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [3]);
  2. Специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  3. Государственный контроль при ввозе и вывозе драгоценных металлов и драгоценных камней;
  4. Пробирный надзор и клеймение изделий из драгоценных металлов.

По мнению Д. В. Кудлаева, «публично-правовые механизмы регулирования в данной сфере преобладают над частноправовыми» [4], что обусловлено необходимостью защиты государственных интересов и обеспечения экономической безопасности страны.

Особого внимания заслуживает вопрос соотношения норм гражданского законодательства и специальных норм, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней. А. А. Котова указывает на необходимость гармонизации частноправовых и публично-правовых норм в целях создания эффективного механизма правового регулирования данных отношений [5].

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. В настоящее время наблюдается явный перекос в сторону публично-правовых механизмов регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, что создает определенные барьеры для развития предпринимательской деятельности в данной сфере.
  2. Необходимо совершенствование законодательства в части расширения применения частноправовых механизмов регулирования при сохранении необходимого уровня государственного контроля.

Таким образом, в целом, эффективное правовое регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней должно базироваться на принципе сбалансированного сочетания частноправовых и публично-правовых механизмов, при котором государственный контроль осуществляется преимущественно в отношении стратегически значимых операций, а текущая предпринимательская деятельность регулируется посредством гражданско-правовых механизмов.

Для реализации данного положения представляется целесообразным внесение изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в части:

  1. конкретизации сфер применения частноправовых и публично-правовых механизмов регулирования;
  2. установления четких критериев определения операций, требующих усиленного государственного контроля;
  3. расширения возможностей применения диспозитивных норм в регулировании предпринимательской деятельности в данной сфере.

Реализация предложенных изменений позволит создать более благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней при сохранении необходимого уровня государственного контроля за стратегически значимыми операциями.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ред. от 28.12.2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. N 13 ст. 1463.
  2. Артемов Н. М. Финансово-правовое регулирование обращения драгоценных металлов в Российской Федерации: монография / Н. М. Артемов, Д. В. Кудлаев, А. А. Ситник. — М.: Проспект, 2019. 118 с.
  3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 08.08.2024 г.) // Российская газета от 6 мая 2011 г. N 97.
  4. Кудлаев Д. В. Нормы, регулирующие обращение драгоценных металлов, в системе финансового права // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2020. № 6 (22). С. 182–191.
  5. Котова А. А. Дифференциация уголовной ответственности за незаконный оборот в Российской Федерации драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных металлов либо жемчуга: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 5.1.4. — М., 2023. 27 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный контроль, камень, металл, предпринимательская деятельность, публично-правовой механизм регулирования, необходимый уровень, правовое регулирование оборота, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос