Международный терроризм представляет собой серьёзную угрозу международной безопасности и стабильности. Для борьбы с международным терроризмом необходимо международное сотрудничество и координация усилий всех стран и международных организаций.
Ключевые слова: международный терроризм, ООН, борьба с терроризмом, международное сотрудничество, международная конвенция.
Международный терроризм является сегодня одним из главных вызовов системе международной безопасности, создавая угрозу для всех без исключения государств и регионов мира. События последних лет, среди которых взрывы 4 марта 2022 г. и 30 января 2023 г., в мечети в пакистанском Пешаваре.; массовая стрельба в России на концертной площадке «Крокус Сити Холл» 22 марта 2024 г.; взрыв на железнодорожной станции в Кветте Пакистана 9 ноября 2024 г.; нападение с помощью тарана машиной, стрельба во время празднования Нового года в Новом Орлеане 1 января 2025г. и др. показали, что ни одна страна в мире не застрахована от нанесения удара террористов.
Проявления терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушение духовных, материальных и культурных ценностей. Кроме того, акт международного терроризма может вызвать политические и экономические последствия для страны, где произошло преступление, и для всего региона. Что в свою очередь приводит к ухудшению отношений между странами, усилению напряжённости и даже военным конфликтам. Чтобы предотвратить негативные последствия необходимо должны создаваться новые международные соглашения, направленные на предотвращение и пресечение актов международного терроризма, а также на укрепление международного сотрудничества в этой области — это и будет являться актуальностью темы исследования — обзор существующих международных соглашений и механизмов сотрудничества между государствами в сфере борьбы с терроризмом.
В последние десятилетия мировое сообщество всё больше тревожится из-за того, что террористические организации становятся всё активнее, а их действия наносят всё больший ущерб.
Эта проблема касается всех стран без исключения, поэтому многие государства заинтересованы в объединении усилий и поиске эффективных решений.
Международное сотрудничество — важный элемент борьбы с терроризмом. Оно необходимо как для разработки общей стратегии противодействия терроризму и устранения его причин, так и для обмена разведданными и другой специализированной информацией.
Терроризм имеет свои особенности в разных регионах мира, поэтому важно адаптировать общие нормы и стратегические положения к местным условиям.
На сегодняшний день Организация Объединенных Наций (далее — ООН) является единым универсальным механизмом по поддержанию международного мира. Всеобщая система обеспечения международной безопасности сформирована в рамках ООН на основе ее Устава.
На данный момент под эгидой Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений разработано 16 международных соглашений (11 конвенций и 5 протоколов), направленных на борьбу с терроризмом и открытых для участия всех государств мира.
К их числу относятся:
- Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 года
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года
- Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года
- Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма 2009 года и др. [1]
Помимо разработки международных Конвенций, значимым фактом стало также принятие Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2006 года № A/RES/60/288 Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций. Посредством ее принятия консенсусом в 2006 году все государства — члены Организации Объединенных Наций впервые согласовали общий стратегический и оперативный подход к борьбе с терроризмом.
Стратегия не только ясно даёт понять, что терроризм в любых его проявлениях неприемлем, но и демонстрирует готовность государств принимать практические меры на индивидуальном и коллективном уровне для предотвращения и борьбы с терроризмом.
Эти меры охватывают различные аспекты, включая укрепление возможностей государств по противодействию террористическим угрозам и повышение эффективности координации контртеррористической деятельности в рамках системы Организации Объединённых Наций. [2]
В настоящее время международно-правовая основа для борьбы с терроризмом уже имеет довольно ясную структуру, что позволяет странам координировать свои действия. Однако одних международных соглашений недостаточно для победы над терроризмом. Международные законы лишь определяют основы и общие направления действий, которые необходимо предпринимать.
Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом также включает в себя создание и обеспечение работы различных специализированных международных организаций. Это важное направление работы.
Одним из таких организаций является вспомогательный орган Совета Безопасности ООН, который был создан в 2001 году после терактов 11 сентября для помощи государствам в борьбе с терроризмом Контртеррористический комитет (далее — КТК). Основными задачами КТК являются: контроль выполнения резолюций Совета Безопасности по борьбе с терроризмом; координация международного сотрудничества; разработка рекомендаций и техническая помощь странам-участницам.
КТК работает с государствами, помогая им выполнять обязательства по международным конвенциям о борьбе с терроризмом, а также разрабатывает руководства и типовые законодательные акты для укрепления правовых систем стран-участниц.
Помимо КТК, важную роль в борьбе с терроризмом играет — Международная организация уголовной полиции, сокращённое название Интерпол.
Интерпол предоставляет платформу для обмена информацией и координации действий между странами. Он помогает в розыске террористов, обмене данными о террористических угрозах и проведении совместных операций по предотвращению терактов.
С 1996 года Интерпол выполняет особую роль — постоянного наблюдателя при Организации Объединенных Наций. Этот статус, впервые учрежден резолюцией 51/1 Генеральной Ассамблеи и был официально закреплен в Соглашении о сотрудничестве в 1997 году.
С тех пор сотрудничество между Интерполом и ООН закреплено в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности (далее — СБ ООН), особенно в том, что касается терроризма и торговли людьми. Интерпол также объединяет возможности с ООН в форме специальных уведомлений, которые рассылаются правоохранительным органам для информирования о лицах и организациях, на которых распространяются санкции СБ ООН. [3]
Борьба с терроризмом — одно из ключевых направлений работы в Содружестве Независимых Государств (далее — СНГ).
Для предотвращения террористических актов в рамках СНГ в соответствии с решением Совета глав государств-участников СНГ от 21 июня 2000 года был создан Антитеррористический центр (далее — АТЦ СНГ).
Приоритетными направлениями деятельности АТЦ СНГ в сфере правового обеспечения являются:
- совершенствование правовой базы Содружества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом;
- работа по сближению законодательств государств — участников СНГ в области борьбы с терроризмом и экстремизмом и присоединению стран Содружества к международным обязательствам в указанной сфере.
Центр участвует в работе органов СНГ, прежде всего Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ, вносит на их рассмотрение проекты правовых актов по вопросам в области борьбы с терроризмом и экстремизмом. [4]
Как и СНГ, Африканский союз (далее — АС), включающий в себя 55стран африканского континента, играет важную роль в координации усилий стран-участниц по противодействию террористическим угрозам, укреплению границ и обеспечению безопасности на континенте.
Африканскому континенту пришлось столкнуться с различными формами терроризма и террористическими организациями, включая «Аль-Каиду», «Аш-Шабаб», «Боко Харам» и Господня армия сопротивления. Как следствие, АС и его предшественник — Организация африканского единства (далее — ОАЕ) — активно участвуют в предотвращении и борьбе с терроризмом на континенте на протяжении более четырех десятилетий. Если ОАЕ основывалась на принципе невмешательства во внутренние дела своих государств-членов, то АС имеет расширенный мандат на более активное вмешательство по вопросам, представляющим обеспокоенность в континентальном масштабе, в число которых входят терроризм и международные преступления. [5]
Итак, в настоящее время международное сотрудничество в сфере противодействия терроризму происходит в двух направлениях.
Во-первых, государства стремятся разработать единые нормы международного законодательства и привести их в соответствие с национальными законами.
Во-вторых, страны координируют свои усилия и инициативы в различных международных организациях, занимающихся борьбой с терроризмом, как на глобальном, так и на региональном уровне.
Таким образом, формируется основа системы противодействия терроризму. Однако для того, чтобы эта система работала эффективно, необходимо обеспечить выполнение существующих международно-правовых норм и решений международных организаций.
Для успешной борьбы с терроризмом важно, чтобы все международные документы, такие как конвенции, декларации, постановления и решения, не были просто декларациями, а имели реальное значение и были широко применялись на практике.
Литература:
1. Национальный антитеррористический комитет / официальный сайт // URL: http://nac.gov.ru/
2. Организация Объединенных Наций / официальный сайт // URL: https://www.un.org/counterterrorism/ru/un-global-counter-terrorism-strategy
3. Интерпол / официальный сайт // URL: https://www.interpol.int/Our-partners/International-organization-partners/INTERPOL-and-the-United-Nations
4. Антитеррористический центр государств — участников Содружества Независимых Государств / официальный сайт // URL: https://www.cisatc.org/1289/9115/135
5. Организация Объединенных Наций / Региональные подходы к борьбе с терроризмом // Вена, 2019 С. 68