Воспитание детей — это главная задача и школы, и родителей. Воспитательные функции семьи и школы различны, но для всестороннего развития личности обучающегося, для его социализации в обществе необходимо их взаимодействие.
Перед нами, педагогами класса, встали вопросы:
– Как организовать работу, чтобы совместно решать педагогические задачи по воспитанию обучающихся и избежать отчужденности школы и родителей?
– Как создать площадку для совместного досуга и деятельности?
– Как содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению его в жизнь класса?
В качестве одной из форм совместной работы нами была выбрана театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность неизменно пользуется любовью у детей. Огромное и всестороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как эффективное средство для воспитания, обучения и активизации взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей. С педагогической точки зрения театрализованная деятельность привлекает универсальностью, игровой природой и социальной направленностью, а также коррекционными возможностями.
Большинство детей, обучающихся в нашем классе, имеют тяжелое недоразвитие речи, где страдают все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечается бедность словаря. У детей нет потребности в общении, не сформировано слуховое внимание и восприятие. Также у детей наблюдается неустойчивое внимание, трудности при ориентировке в пространстве, недоразвитие познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы. Проявления эмоций — на очень низком уровне. Дети либо пассивны и не выражают каких-либо эмоций, либо, наоборот, слишком возбудимы и не организованы. Есть ребята с выраженными аутичными чертами характера.
Для решения коммуникативных задач мы выбрали театрализованную деятельность, а детский театральный коллектив рассматривается как развивающая среда, средство образования, воспитания и психологической коррекции личности ребенка. На наш взгляд, театрализованная деятельность решает целый ряд задач, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка:
– социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья;
– развитие эмоциональной сферы;
– повышение уровня самооценки у детей;
– развитие творческих способностей каждого ребенка;
– формирование и развитие умения вступать в процесс общения со сверстниками, педагогами и родителями;
– развитие и обогащение активного и пассивного словаря.
Организация совместной театрализованной деятельности также способствует сплочению родительского коллектива и вовлечению родителей в жизнь класса. Наши родители не только участвуют в выборе постановок, но и одновременно являются костюмерами, бутафорами, художниками и даже реквизиторами. Дети же любят выступать в качестве актеров и по мере возможности с удовольствием это делают, они дружелюбны, любознательны, активны, раскрепощены.
В театрализованной игре, в эмоционально комфортных условиях, моделируются социальные отношения между детьми и родителями, возможные ситуации, отражающие общение с людьми и миром природы, со сверстниками и взрослыми. Таким образом, дети получают представления, закрепляющиеся затем в реальной жизни, усваивают социальный опыт, преодолевают негативные формы поведения.
В своей работе мы совместно с родителями используем разнообразные театрализованные игры:
- Режиссерские:
– настольный театр игрушек;
– настольный театр картинок.
2. Стендовые театрализованные игры:
– стенд-книжку;
– фланелеграф;
– теневой театр.
3. Игры-драматизации:
– драматизацию с пальчиками;
– драматизацию с куклами;
– импровизацию.
Когда дети играют с игрушками в сказку, они могут показать, перечислить персонажей сказки, выбрать фигурки для театра. У ребят формируются игровые действия:
– передвижение в пространстве в соответствии с ролью;
– имитация движения героев;
– проговаривание слов героев (по возможности).
В прошлом учебном году мы совместно с родителями и обучающимися инсценировали русскую народную сказку «Теремок». Дети, педагоги и родители с удовольствием участвовали в подготовке необходимого для постановки сказки реквизита (атрибуты, декорации, костюмы). Была проведена подготовительная работа:
– чтение сказки «Теремок»;
– просмотр мультфильма «Теремок»;
– рисование героев сказки;
– лепка из пластилина героев;
– настольный театр сказки;
– разучивание слов;
– репетиции сказки «Теремок».
Увлеченные замыслом театральной постановки, обучающиеся и родители научились многому, увидели, как навыки, полученные в театральной игре, можно использовать в повседневной жизни.
Очень важно, что у родителей появился интерес к жизни их детей в школе. Их интересовали вопросы, касающиеся формирования личности ребенка, его внутреннего мира, отношений с окружающими. Такой подход к взаимодействию с родителями обучающихся позволил повысить их ответственность за воспитание детей в семье, развить педагогическую активность — показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Благодаря активному взаимодействию создана благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами класса, что позволило обеспечить в дальнейшем совместный успех в деле обучения, воспитания, развития и социализации детей.
В этом учебном году мы решили (и родители отнеслись к этому с огромным энтузиазмом) подготовить следующую совместную инсценировку — сказку «Волк и семеро козлят».
Таким образом, использование совместной театрализованной деятельности дает положительные результаты во взаимодействии педагогов, обучающихся и родителей. Всей своей работой мы показываем родителям, что вовлечение их в педагогическую деятельность, участие в воспитательно-образовательном процессе важно, потому что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Литература:
1. Боронина Е. В. Самовыражение личности подростка в культурно-досуговой деятельности средствами театрального искусства / Е. В. Боронина, В. В. Кадина // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М. : Буки-Веди, 2017. — С. 68–71.
2. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. — М. : Аспект Пресс, 1993.
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия. Пособие для работников дошкольных учреждений. — М. : ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.