Нормативно-правовые основы анализа ликвидности и платежеспособности организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 10.02.2025

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Больде, А. С. Нормативно-правовые основы анализа ликвидности и платежеспособности организаций / А. С. Больде. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122651/ (дата обращения: 23.02.2025).



В данной статье раскрывается тема нормативно-правовых основ анализа ликвидности и платежеспособности организаций, а также рассмотрены показатели, рекомендованные для аналитической работы в сфере оценки ликвидности и платёжеспособности, утвержденные Приказом Минэкономики РФ от 01.10.1997 № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)».

Ключевые слова: регламентации процедуры анализа ликвидности и платежеспособности, нормативно-правовые акты, регулирующие анализ ликвидности и платежеспособности.

В случае наличия определенных целей анализа у отдельных субъектов, ключевой целью анализа финансового положения организации для внешних и внутренних пользователей, является оценка положения компании на рынке, ее экономических показателей и управленческого потенциала, а также выявление основных проблем организации и оптимальных путей их решения. Регулирование проведения анализа ликвидности и платежеспособности в первую очередь регламентируется законодательством РФ. В этой сфере создана широкая нормативно-правовая база, в соответствии с которой проводится финансовый анализ предприятий.

В качестве основы для регламентации процедуры анализа ликвидности и платежеспособности чаще всего используются следующие:

– внешние стандарты и нормы, к которым относятся соответствующие нормы законодательства, регулирующие отдельные направления экономической деятельности организаций;

– внутренние (корпоративные) регламенты и стандарты, которые определяют ключевые аспекты корпоративной политики предприятия;

– взаимоотношения с клиентами, формирование и ведение портфеля заказов, заключение договоров, мотивация персонала и т. д.

На рисунке 1 приведем структуру нормативных правовых актов, регулирующих анализ ликвидности и платежеспособности.

Система нормативно-правового регулирования анализа ликвидности и платежеспособности

Рис. 1. Система нормативно-правового регулирования анализа ликвидности и платежеспособности

В настоящее время анализ ликвидности и платежеспособности для торговых организаций в России проводится с использованием следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

  1. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 21.04.2006 г. № 104 «Oб утверждении Методики проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций».

Приказ № 104 устанавливает порядок проведения учета и анализа финансового положения и платежеспособности компаний, которые в установленном порядке отнесены к стратегическим, кроме этого определяет набор сведений, подлежащих предоставлению Федеральной налоговой службой федеральным органам исполнительной власти для проведения текущего анализа финансового состояния стратегических организаций и их платежеспособности.

  1. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 (ред. от 22.05.2024) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве».

Постановление № 257 устанавливает, что впредь до преобразования в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Утверждает Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед РФ в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.

  1. Постановление Правительства РФ от 14 августа 2012 г. № 825 «О порядке предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках».

Постановление Правительства РФ № 825 устанавливает, что в, государственные гарантии Российской Федерации предоставляются по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов либо облигационных займов, привлеченных юридическими лицами ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения.

  1. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 792 «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности».

Правительство Российской Федерации № 792 определяет, что учет и анализ финансового положения и платежеспособности компаний, отнесенных в установленном порядке к стратегическим, проводится Федеральной налоговой службой в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Федеральной налоговой службе необходимо осуществлять подготовку результатов проведения учета и сводного анализа финансового положения стратегических компаний и их платежеспособности.

  1. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

Временные правила устанавливают порядок проведения арбитражным управляющим проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства.

Необходимые для проверки документы запрашиваются арбитражным управляющим у кредиторов, руководителя организации, или иных лиц. Если у должника отсутствуют необходимые документы для проведения проверки, арбитражный управляющий обязан запросить надлежащим образом заверенные копии таких документов у государственных органов, обладающих соответствующей информацией.

  1. Приказ Минфина России от 04.10.2023 N 157н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2024 N 77591) «O формах бухгалтерской отчетности организаций».

Приказ Минфина России утверждает формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах с целью совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций. А также утверждает упрощенные формы бухгалтерского баланса отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для организаций, имеющих право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Организации при составлении бухгалтерской отчетности используют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные настоящим приказом, если иные формы не установлены федеральными или отраслевыми стандартами бухгалтерского учета.

  1. Приказ Минрегиона РФ от 17.04.2010 № 173 «Об утверждении Методики расчета показателей абсолютной и относительной финансовой устойчивости, которым должны соответствовать коммерческие организации, желающие участвовать в реализации проектов, имеющих общегосударственное, региональное и межрегиональное значение, с использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации».

В таблице 1 представим финансовые коэффициенты, рекомендованные нормативно-правовыми актами для оценки ликвидности.


Таблица 1

Показатели, рекомендованные для аналитической работы, утвержденные Приказом Минэкономики РФ от 01.10.1997 № 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)» [4]

Наименование

Что показывает

Порядок расчета

Пояснения

Общий коэффициент покрытия

Достаточность оборотных средств у организации, которые могут быть использованы ей для погашения ей для своих краткосрочных обязательств

Отношение текущих активов к текущим пассивам

От 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть достаточно, чтобы покрыть свои краткосрочные обязательства. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более, чем в два раза считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании

Коэффициент срочной ликвидности

Прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами

Отношение денежных средств и краткосрочных ценных бумаг плюс суммы мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам

1 и выше. Низкие значения указывают на необходимость постоянной работы с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств

Степень зависимости платежеспособности организации от материально — производственных запасов и затрат с точки зрения необходимости мобилизации денежных средств для погашения своих краткосрочных обязательств

Отношение материально — производственных запасов и затрат к сумме краткосрочных обязательств

0,5–0,7


Таким образом, при проведении анализа ликвидности и платежеспособности организации необходимо руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации, с целью получения достоверных, экономически обоснованных показателей, способствующих принятию управленческих решений.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 (ред. от 22.05.2024) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (вместе с «Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»)
  2. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 792 (ред. от 03.02.2007) «Об организации проведения учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности»
  3. Приказ Минрегиона РФ от 17.04.2010 N 173 «Об утверждении Методики расчета показателей абсолютной и относительной финансовой устойчивости, которым должны соответствовать коммерческие организации, желающие участвовать в реализации проектов, имеющих общегосударственное, региональное и межрегиональное значение, с использованием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.09.2010 N 18483)
  4. Приказ Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118 «Об утверждении Методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)"
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, постановление Правительства РФ, федеральная налоговая служба, бухгалтерский учет, платежеспособность, анализ ликвидности, обязательство, финансовое положение, финансовое состояние, экономическое развитие.


Ключевые слова

нормативно-правовые акты, регламентации процедуры анализа ликвидности и платежеспособности, регулирующие анализ ликвидности и платежеспособности

Похожие статьи

Задать вопрос