Развитие социальной активности у детей и подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 11.02.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Мазитова, Р. Д. Развитие социальной активности у детей и подростков / Р. Д. Мазитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122695/ (дата обращения: 23.02.2025).



Влияние детских и молодежных организация на успешность социокультурного воспитания обучающихся, социальной интеграции, формирование характера.

Ключевые слова: социальная активность, интеграция, молодежные движения.

The influence of children's and youth organizations on the success of socio-cultural education of students, social integration, character formation.

Keywords: social activity, integration, youth movements.

В условиях быстро меняющегося мира, особенно в эпоху цифровых технологий, актуальность социальной активности детей и молодежи возрастает как никогда. Социальная активность является важнейшим аспектом личностного и гражданского развития. Она формирует у молодого поколения способности к взаимодействию, сотрудничеству и проявлению инициативы в различных сферах общественной жизни. Молодежь, вовлеченная в активные социальные процессы, более осознано подходит к решению личных и общественных проблем, что в свою очередь инициирует необходимые изменения на уровне социальной структуры и способствует прогрессу общества в целом. Важно отметить, что социальная активность способствует не только индивидуальному развитию, но и создает условия для формирования сплоченного и отзывчивого общества, готового отвечать на вызовы времени. Социальная активность детей и подростков в школе заключается в активизации их жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие обучающихся в проектах и конкурсах различного уровня, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Важнейший критерий социальной активности личности является мотивированность на саморазвитие, принятие другого и содействие другим людям в их деятельности. Активизация социальных качеств, сводятся к участию подростков в процессе самоуправления школой. Таким образом, чтобы повышать социальную активность подростков необходимо разрабатывать программы по формированию активной жизненной позиции ребенка и включение его в различные виды деятельности [1].

Различные организации и движения, такие как «Орлята России», «Движение первых», «Юнармия». «Большая перемена», инициативное школьное бюджетирование, волонтерские организации создают благоприятную основу для самореализации подрастающего поколения, могут значительно влиять на молодежь, предоставляя ей не только возможность реализации своих талантов и навыков, но и создавая условия для значимого взаимодействия с окружающим миром. Они активно вовлекают детей и молодежь в различные социальные проекты, направленные на защиту природы, помощь нуждающимся и развитие общественных инициатив.

Это создает уникальную возможность для формирования патриотического сознания и социальной ответственности с ранних лет. Способствуют не только социализации и приобретению жизненного опыта, но и улучшению психоэмоционального состояния молодежи. Создает благоприятные условия для воспитания патриотов страны. Людей, которые не равнодушны, отзывчивы. Они стремятся к знаниям и достижениям в спорте, исследованиям в творчестве и науке. Это люди, готовые создавать, делая окружающий мир лучше.

На фоне глобальных вызовов современности, таких как экологические катастрофы и социальные кризисы, молодежные волонтерские движения становятся катализаторами перемен, способствующими преодолению проблем и разработке новых решений. Участвуя в таких инициативах, молодежь становится не только свидетелями изменений, но и их активными создателями, что напрямую формирует их социальную активность. Участниками данных программ являются не только дети. Но и педагоги, родители, студенты- наставники. Вместе, в тесном сотрудничестве они выполняют задания и получают уникальный опыт работы в команде, где каждый поддерживает друг друга. И все вместе стремятся к общей цели. Участие в проектах помогает детям развивать лидерские качества, терпимость и взаимопомощь, что крайне важно в современном обществе [4].

Практика показывает, что подростки по-разному входят в коллектив, и занимают в нем разное положение. Одни очень быстро включаются в работу, охотно берут на себя ответственность. В то же время есть ребята, которые относясь положительно к деятельности и традициям коллектива, сами далеко не сразу входят в него: в одних делах они принимают участие, других избегают. Бывают и более трудные случаи, когда подросток сопротивляется требованиям коллектива, отвергает его нормы и его дела. Различия в поведении подростков определяются влиянием среды, личными переживаниями, их образом жизни, отношениями с окружающими, биологическими особенностями. Поэтому при работе с подростками по развитию их социальной активности необходимо:

– использовать дифференцированный подход, подбирать индивидуальные методы и приемы работы;

– учитывать, насколько взаимодействие соответствует внутренним психологическим факторам, определяющим сознание и поведение личности;

– необходимо вовлечь подростков в различные виды общественно-полезной, трудовой деятельности, создавать жизненные ситуации, в которых они могли бы проявлять и развивать социальные качества;

– сопутствующими мерами развития социальной активности подростков могут служить: одобрение, оказание доверия, подбадривания, снятие страха;

Организация работы по развитию социальной активности подростков не будет полной, если не предоставить возможность подросткам познавать свои особенности, разобраться в себе, помочь понять других людей [3].

Таким образом успешность социокультурного воспитания помогает развить качества, которые рождают поступки и поведение и в конечном счете формируют характер человека. Чем больше социокультурных способностей приобретает ребенок, тем больше у него возможностей для успешной социальной интеграции в процессе жизнедеятельности и тем больше возможностей приобрести бесценный опыт, навыки работы в команде, умение организовывать мероприятия и решать нестандартные задачи. А эти качества, в свою очередь, могут сыграть важную роль в последующей профессиональной жизни молодежи [2].

Литература:

1. Демидова, С. А. Развитие социальной активности подростков в школе / С. А. Демидова, И. Р. Сорокина. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь,2014.—С.194–196. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6751/ (дата обращения: 31.10.2024).

2. Руднева Инна Александровна — Духовно-нравственные ориентиры социального воспитания детей и молодежи, электронный научно- образовательный журнал «Грани познания». № 3 (17). Сентябрь 2012г.

3. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2022/04/06/razvitie-sotsialnoy-aktivnosti-podrostkov-v

4. https://dzen.ru/a/ZT3YSHGcbyHzUPqC?ysclid=m2xhcnmke866064806

Основные термины (генерируются автоматически): социальная активность, социальная активность подростков, качество, молодежь, окружающий мир, подросток, ребенок, социальная активность детей.


Похожие статьи

Задать вопрос