Система дефектологического сопровождения детей с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 13.02.2025

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Елисеева, А. В. Система дефектологического сопровождения детей с задержкой психического развития / А. В. Елисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122696/ (дата обращения: 23.02.2025).



В статье описан пример системы психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной организации. Предложена модель взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателем. Особое внимание посвящено работе с родителями с целью повышения психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.

Ключевые слова: дефектологическое сопровождение, дети с задержкой психического развития, ЗПР, коррекционно-развивающая работа.

Одной из основных целей в области дошкольного образования считается гарантия высокого качества российского образования, которое не ограничивается только подготовкой воспитанников к обучению в школе, дающей набор знаний, умений и навыков, но и связано с воспитанием. Поэтому область ответственности дефектологического сопровождения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития не может удовлетворяться задачами преодоления проблем в обучении и воспитании. Она также охватывает задачи адаптации, успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья детей. Индивидуальность становления ребенка с задержкой психического развития воздействуют на воспитание его личности, а также на формирование всех психофизиологических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, которые затрудняют их социальную адаптацию и требуют целенаправленного устранения. Имея потенциал для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети могут значительно отставать в развитии логического мышления, испытывать трудности с формированием навыков анализа и синтеза, классификации, группировки и обобщения. Дети с задержкой психического развития могут иметь особенности в эмоционально-волевой сфере и трудностями в поведении. Для них также характерны снижение или отсутствие мотивации к обучению, повышенная утомляемость, неуверенность в себе, раздражительность, импульсивность, трудности в общении и установлении контактов со сверстниками и взрослыми. У детей с ЗПР часто наблюдаются трудности в планировании и контроле своих действий, что затрудняет регуляцию поведения. С такими особенностями развития не просто справиться детям самостоятельно, и часто преодолеть их спонтанно невозможно, без специально организованной системы коррекционно-развивающей работы.

В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 19 города Крымска муниципального образования Крымский район созданы для обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации в общество детей с задержкой психического развития, специальные условия по обеспечению дефектологического сопровождения.

Дефектологическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) — это комплекс мер, направленных на оказание помощи как ребёнку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, педагогам.

Основные направления дефектологического сопровождения:

– мониторинг развития индивидуально-личностных характеристик ребенка;

– помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: недоразвития в познавательной сфере, эмоционально-волевой сфере, проблемы взаимодействия с окружающими;

– создание специальных условий для оказания помощи детям, имеющим недостатки в психическом развитии: коррекции, компенсации и воспитании;

– развитие и формирование слухового внимания и слуховой памяти; оптико-пространственных представлений;

– воспитание чувства темпа, ритма, развитие внимания, памяти и координации;

– формирование способности к самопознанию, саморазвитию, саморегуляции воспитанников;

– оказание помощи родителям, педагогам в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

На первом этапе дефектологического сопровождения выступает диагностическая работа, что влечёт за собой получение информации об уровне развития детей, выявление индивидуальных особенностей участников образовательного процесса.

На втором проходит анализ результатов комплексного обследования детей, затем составляется модель перспективного и календарного планирования всего коррекционного обучения, основываясь на принципах тесной взаимосвязи и преемственности специалистов в работе. Определяются методы, приёмы, формы воздействия, составляется индивидуальный образовательный маршрут.

На третьем этапе проводится коррекционно-развивающая работа, целью которой является создание условий для раскрытия потенциала детей с задержкой психического развития, коррекция нарушений психических процессов и развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы и социальной адаптации. На начало учебного года разрабатывается модель тематического планирования, по темам которого работают все специалисты. Это позволяет проводить коррекционно-развивающую работу по разным направлениям в рамках одной изучаемой темы, в течение недели, что способствует более качественному обогащению представлений ребенка об окружающем мире, полученные на занятиях знания, умения, навыки, облегчают воспитаннику в разных областях непосредственно образовательной деятельности усваивать материал.

В течение учебного года проводится консультативная работа, которая обеспечивает специальную непрерывную поддержку воспитанников и их семей. Цель поддержки — профилактика и помощь в реализации специальных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников за пределами дошкольной организации.

Созданная развивающая среда в ДОО вызывает у детей положительные эмоции, позитивное отношение к коррекционно-развивающему и воспитательно-образовательному процессу, стимулирует активную деятельность, способствует интеллектуальному и личностному развитию воспитанников.

Работа учителя-дефектолога является приоритетной в психолого-педагогическом сопровождении детей с задержкой психического развития. Главной задачей является развитие познавательной сферы, элементарных математических представлений, социальных навыков. Формы работы индивидуальные и подгрупповые. Подбор методов, приёмов, технологий осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей с особыми образовательными потребностями.

Работа учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) дошкольного возраста имеет свои особенности и требует специфического подхода. Каждый ребенок с ЗПР является уникальным, поэтому учитель-дефектолог разрабатывает индивидуальные образовательные маршруты, учитывая уровень развития, потребности и особенности каждого ребенка. Это позволяет обеспечить оптимальную поддержку и мотивацию.

Занятия могут включать элементы сенсорной интеграции и игрового обучения, что помогает детям развивать различные аспекты психической деятельности. Развитие коммуникативных навыков является одной из ключевых задач. Педагог способствует формированию навыков вербального и невербального общения, обучая детей выражать свои чувства и потребности. Важно развивать социальные навыки: взаимодействовать со сверстниками и строить доверительные отношения со взрослыми. Учитель-дефектолог активно взаимодействует с родителями, информируя их о положительной динамике детей и обучая их методам поддержки развития в домашних условиях.

Проведение нейрогимнастики, игрового самомассажа с использованием мячей-ёжиков, су-джок, кинезио мячей, батута, фитбол-мячей, нейродорожки, адаптированной методики с аппликатором Кузнецова несут в себе коррекционно-развивающий характер, так как у детей с ЗПР часто наблюдается разная степень моторной недостаточности и недоразвитие тонких движений пальцев рук. Динамические паузы, логоритмические упражнения, повышают функциональную деятельность мозга, тонизируют весь организм. Использование на занятиях, решая коррекционные задачи, музыкальных инструментов, которые ориентированы на развитие пальцевой моторики, слухового восприятия, чувства ритма — работа осуществляется при использовании гибкого пианино, колокольчиков, клавесов, ксилофона, ложек, маракасов.

Таким образом, работа учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности требует глубокой подготовки, высокой компетентности и индивидуального подхода.

В течение дня ребенок находится под наблюдением воспитателя, который стремится поддерживать и развивать навыки, полученные на занятиях, расширять представления об окружающем мире.

Задачи, которые ставят перед собой воспитатели:

– формировать представления об окружающем мире, расширять кругозор;

– развивать связную речь и коммуникативные навыки;

– развивать навыки саморегуляции по заданию педагога-психолога;

– развивать графомоторную функцию;

– развивать познавательные способности.

Очень важным в дефектологическом сопровождении является курирование семей с детьми с задержкой психического развития. Проведение лекций, мастер-классов, индивидуальных консультаций позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, своевременно информировать их о динамике в развитии детей, возрастных особенностях каждого периода детства, а также обучать эффективным стратегиям взаимодействия с ребенком.

Таким образом, созданная в нашей организации система дефектологического сопровождения детей с задержкой психического развития позволяет эффективно решать задачи коррекции, компенсации, воспитания, обучения, социализации и адаптации. Взаимодействие в работе педагогов позволяет отмечать любые изменения в развитии и поведении ребенка, направлять, вносить изменения в образовательный маршрут для более эффективного коррекционно-развивающего процесса, используя подбор разнообразных методов и приёмов, опираясь на принципы индивидуального подхода и учета особенностей каждого ребенка.

Литература:

  1. Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.
  2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. — М., 2007
  3. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. — М.: АРКТИ, 2000
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, ребенок, дефектологическое сопровождение, задержка, коррекционно-развивающая работа, дефектологическое сопровождение детей, оказание помощи, работа учителя-дефектолога, социальная адаптация, эмоционально-волевая сфера.


Ключевые слова

ЗПР, коррекционно-развивающая работа, дети с задержкой психического развития, дефектологическое сопровождение

Похожие статьи

Задать вопрос