Статья посвящена проблеме роли и значения игры в формировании познавательного интереса младших школьников в системе современного образования. Рассмотрены виды игр, применяемых в процессе работы с младшими школьниками. Указаны возможности игр, их значение для развития творческого потенциала учащихся, развития коммуникативных навыков и самостоятельности. Рассмотрены особенности и мотивы формирования познавательного интереса учащихся 1–4 классов, влияния дидактических игр на данный процесс.
Ключевые слова: начальная школа, современное образование, игра, дидактические игры, познавательный интерес, формирование учебных навыков.
The article is devoted to the problem of the role and importance of play in the formation of cognitive interest of younger schoolchildren in the modern education system. The types of games used in the process of working with younger schoolchildren are considered. The possibilities of games, their importance for the development of students' creative potential, the development of communication skills and independence are indicated. The features and motives of the formation of cognitive interest of students in grades 1–4, the influence of didactic games on this process are considered.
Keywords: primary school, modern education, play, didactic games, cognitive interest, formation of educational skills.
Современное образование предоставляет школьникам возможность максимально полной реализации своего интеллектуального и творческого потенциала. Для реализации данного условия требуется создание позитивной педагогической среды, в которой особая роль отводится выбору методов средств, возможностей педагога, оказывающих воздействие на процесс получения школьниками знаний. В этой системе особое место отведено понятию игры.
Игра для младшего школьника — это возможность лучше понять новый материал, раскрыть собственный творческий потенциал, узнать много нового, наладить коммуникативное взаимодействие с педагогами и товарищами. О том, что игры формируют у учащихся начальных классов устойчивый познавательный интерес, немало рассуждало немало известных педагогов и психологов: Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Б. Орлов, В. П. Трусов, Г. И. Щукина и др. Их идеи оказали принципиально значимое влияние на развитие отечественной педагогики начальной школы.
Но теория и практика начального обучения требуют новых технологий, к числу которых относятся игровые. Использование игр в процессе обучения младших школьников, пробуждения их интереса к учебной деятельности способствуют одновременно комплексному развитию личности. В процессе учебных игр школьники «…могут развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, мелкую моторику и координацию движений» [1, с. 127]. Также дети учатся взаимодействию в команде, умению действовать сообща, развивать навыки взаимопомощи при решении проблемных задач.
Несмотря на то, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, ее значимость для учащихся начальной школы по-прежнему остается высокой. На это указывал, к примеру, Л. С. Выготский, выделяя игру как сферу, определяющую «зону ближайшего развития» [3, с. 55].
Все игры, используемые в педагогической практике начальной школы, подразделяют на пять групп. В первую включены предметные игры с различными игрушками. Благодаря игрушкам, дети познают животный мир, социум, текстуру материалов и др. Предметные игры актуальны еще в первом и втором классах. К третьему классу интерес к игрушкам начинает постепенно снижаться.
Во вторую группу включены сюжетно-ролевые игры, стимулирующие развитие умственного потенциала. Сюжетно-ролевые игры пробуждают школьников к познанию мира, формируют их коммуникативные навыки и качества. В этих играх дети имеют все шансы сами избирать тему игры; придумывать сюжет, выбрать для себя роли.
В третью группу входят дидактические игры. Дидактические игры формируют у школьников логическое мышление, самостоятельность в решении проблемных задач.
Успешное решение дидактической задачи «достигается путем использования разнообразных игровых действий, как правило, одним из них является соревнование» [9, с. 939]. «Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть, заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия и их признак (цвет, форма, величина), подбирать и группировать предметы по общим признакам» [9, с. 940]. В этом смысле дидактические игры являются незаменимыми.
Четвертая группа представлена спортивными (подвижными) играми. Их применяют не только на уроках физической культуры. Подвижные игры актуальны на переменах, их можно использовать в группах продленного дня и др.
В пятую группу включены игры, формирующие интеллектуальные навыки. К ним относятся шахматы, шашки, лото и др.
Любая игра несет в себе обучающий и развлекательный элементы, которые вместе дают стимул для формирования интереса у младших школьников к образовательной программе, соответственно, пробуждая их познавательные способности.
В процессе использования различных игр дети, прежде всего, решают учебные задачи, пытаются найти истину. В роли истины выступает правильный ответ. Поиск истины связан с познавательным интересом. Познавательный интерес взаимосвязан с познавательной активностью учащихся, мотивированностью на изучение новых предметов и получение новых знаний [1, с. 127].
Схема формирования познавательного интереса младших школьников связана с объединением внутренних и внешних психологических факторов, а также неудовлетворенных ожиданий, потребностей, мотивов.
Внутренние и внешние факторы, объединяясь и влияя на ребенка, формируют потребности и мотивы, которые требуют практического удовлетворения. Все это в совокупности рождает познавательную активность и поведение, направленное на развитие познавательных способностей.
Важно, чтобы на уроках дети занимались с интересом, проявляли творческую активность, не боялись высказывать свою точку зрения. Это условие способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Без развития их познавательного интереса активизация познавательной деятельности достаточно сложна, а иногда и невозможна.
Поэтому в процессе обучения школьников следует постоянно возбуждать, развивать и укреплять их познавательную активность. Познавательная активность выступает в роли важного мотиватора учебной деятельности, имея при этом воспитательный эффект. Воспитательный эффект проявляет себя в формировании таких качеств школьников, как усидчивость, сосредоточенность, ответственность, стремление довести дело до конца.
Познавательный интерес способствует активизации интеллектуальной деятельности. Это находит свои проявления, к примеру, в количестве вопросов, которые дети задают педагогам и родителям. Школьники, заинтересовавшись, к примеру, проблемой происхождения человека, могут спрашивать взрослых о том, почему сейчас обезьяны не превращаются людей, почему наши далекие предки вдруг решили изготавливать простейшие орудия труда и др.
Дети способны искать ответы на свои вопросы самостоятельно посредством обращения к сети Интернет. Эти поиски стимулируют общее развитие учащихся начальных классов.
Игровая деятельность в начальной школе тесно связана с созданием положительных эмоциональных ситуаций, а также с технологиями проблемного обучения [5, с. 95].
Яркость и образность игровых действий привлекают школьников. Дети активно реагируют на игры не только дидактические, но и сюжетно-ролевые, загадки, ребусы и кроссворды, включенные в состав школьных заданий [2].
Главными педагогическими приемами, связанными с повышением мотивации у младших школьников, являются творческие игры. Персонажами игр могут быть сказочные герои, персонажи мультфильмов, рассказов, недавно прочитанных детьми.
В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, проявляется их сплоченность, желание вместе воплотить творческий замысел [6, с. 29].
Игровые ситуации в процессе учебы развивают способность ребенка к постановке цели и ее реализации. Положительные эмоции, возникающие в процессе игр и игровых ситуаций, вызывают у школьников интерес к изучению предметов. Примечательно, что даже в старших классах игры на уроках (деловые, дидактические) действуют на учащихся в высшей степени положительно. Такие моменты разбавляют ежедневный привычный порядок, и в результате происходит формирование устойчивого интереса к учебной деятельности.
К концу младшего школьного возраста следует сформировать интерес к способам получения новых знаний. Школьники должны научиться «добывать» знания. Это условие требуется для перехода учащихся начальных классов к обучению в «среднем» звене [4, с. 37].
Новые условия мотивации позволяют «научиться учиться». Именно такая возможность дает детям начальных классов почувствовать себя школьниками, выйдя на совершенно новый этап развития. Для этого требуется время, и педагоги обязаны приложить усилия, направленные на формирование интереса к знаниям, даже если ребенок, на первый взгляд, не заинтересован в получении отличных оценок, не проявляет должный уровень активности. Здесь требуется индивидуальный подход, связанный с оказанием профессиональной психологической помощи.
Но прежде всего, сами педагоги обязаны помочь школьникам успешно адаптироваться в процессе обретения ими новых знаний. Поэтому формирование интереса к учебной деятельности посредством использования игрового потенциала в начальной школе не теряет своей актуальности.
В игровой деятельности успешно объединены процессы обучения и воспитания ребенка. Это условие достигается за счет развития его познавательных способностей. Известно, что в игровой деятельности «цель отражена в действии, а в учебной — действия выполняются для достижения определённой цели» [8, с. 336].
Поэтому игровая деятельность в условиях начальной школе имеет больше возможностей для развития и реализации, обогащая умственную деятельность, формируя креативность и творческий потенциал.
Игровые методики, используемые на уроках, способствуют повышению школьной успеваемости, формируют у детей интерес к чтению, конструированию, рисованию и иным видам творчества.
Игра способствует развитию креативности и познавательного интереса, увеличения масштабов деятельности, самостоятельной работы и повышения ее результативности.
В заключение отметим, что педагоги начальной школы обязаны обращаться к анализу возможностей игр, которые успешно применяются в учебной практике и во внеурочной деятельности. Успех игровой практики прямым образом отражается на результативности учебного труда детей, а также их последующих успехах, проявляющихся в различных видах творческой активности.
Литература:
- Андрианова О. П., Кисиль А. С., Краснобаева Я. О. Применение игровых технологий на уроках в начальной школе // Молодой ученый. 2023. № 49. С. 127–128.
- Володина Л. В. Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://intel-academy.ru/files/publications/5742/file/razvitie-poznavatelnyh-sposobnostei-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-modernizatsii-obrazovaniya.pdf?ysclid=m4sovqttz7563780832(дата обращения: 14. 01.2025).
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Перспектива. 2020. 125 с.
- Желвакова Е. С. Методы использования дидактической игры в начальной школе // Science Time. 2021. № 7. С. 36–40.
- Кукубаева А. Х., Садвакасова А. Б. Формирование познавательных способностей младших школьников // Наука и реальность. 2021. № 4. С.94–97.
- Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. 186 с.
- Усмонова Н. И. Дидактические игры в начальных классах // Экономика и социум. 2020. № 4. С.939–942.
- Юнусова Э. А., Яяева А. М. Роль игровой деятельности в развитии познавательных интересов у младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 3. С. 335–337.