В статье анализируется роль Франции в разработке восточной стратегии ЕС в 2007–2009 гг. Особое внимание уделено влиянию Н. Саркози на развитие отношений с восточными соседями ЕС и поддержку инициативы Восточного партнёрства.
Ключевые слова: Франция, Европейский союз, Европейская политика соседства, Восточное партнерство, Саркози.
Период 2007–2009 гг. стал ключевым этапом в развитии восточной политики Европейского союза. В этом процессе сыграла важную роль Франция, которая во второй половине 2008 г. была председателем в Совете ЕС, что дало ей возможность оказывать значительное влияние на внешнеполитическую повестку ЕС.
Когда по результатам общенационального референдума 29 мая 2005 г. Франция заблокировала развитие проекта Евроконституции, сложилась парадоксальная ситуация: страна, которая долгие годы являлась «мотором» и «локомотивом европейской интеграции», оказалась в позиции ее критика. Избрание Николя Саркози на пост президента в 2007 г. свидетельствовало о желании многих французов вернуть Пятой республике эту роль, поскольку, «как показали опросы общественного мнения, именно сторонники европейской интеграции фактически привели его к власти» [1, с. 30]. Став президентом, Н. Саркози стал уделять гораздо больше внимания сотрудничеству с восточными соседями, нежели его предшественники, осознавая, что ни Франция, ни ЕС не могли игнорировать восточноевропейские государства, если они хотят сохранить статус активного игрока на международной арене [2, с. 26].
На тот момент в Евросоюзе действовала Европейская политика соседства (ЕПС), охватывавшая страны Южного Средиземноморья, Восточной Европы и Южного Кавказа. Последние два региона традиционно рассматривались французским руководством через призму национальных интересов России, поэтому восточное направление не занимало ключевого места во внешнеполитической повестке Франции.
Сложившаяся после расширения на восток в 2004 г. расстановка политических сил в руководстве Евросоюза привела к изменению баланса сил внутри Союза. Польша наиболее активно критиковала ЕПС за то, что она уравнивала в приоритетах постсоветские республики Восточной Европы и страны Южного Средиземноморья, которые как географически, так и по своей культурной и религиозной идентичности были более далекими от Евросоюза [3, с. 19].
Для того, чтобы добиться формирования отдельной политики ЕС в отношении восточных соседей, требовался значительный повод. В 2007 г. его предоставила Франция: Н. Саркози выступил с инициативой укрепления средиземноморского направления внешней политики ЕС через создание Союза для Средиземноморья (СдС). Это вызвало противоречия в «Веймарском треугольнике» — Франции, Германии и Польши. Не имея выхода к Средиземному морю, ФРГ опасалась одностороннего усиления позиций Франции в этом регионе и ЕС в целом. Возник «раскол»: Франция и Испания продвигали средиземноморскую программу, в то время как «новая» Европа во главе с Польшей — проект для восточных соседей, что вызвало обсуждения необходимости дифференциации ЕПС для «поддержания внутренней стабильности» в Союзе [4, С.121].
Франция поддержала эту инициативу практически сразу. Министр иностранных дел Б. Кушнер заявил: «Не грех пойти на юг и восток одновременно» [5], подтверждая, что Париж не намерен сосредотачивать усилия только на Средиземноморье. Так Франция стремилась заручиться поддержкой Польши и других стран Центральной Европы в продвижении СдС. Эти шаги также стали частью стратегии улучшения имиджа Франции в ЦВЕ после неоднозначной позиции по расширению НАТО на саммите в Бухаресте в апреле 2008 г.
Августовская война в Грузии 2008 г. повысила интерес французского правительства к предложению Восточного партнерства, в котором оно увидело инструмент стабилизации в регионе. Более того, Франция сыграла решающую роль в урегулировании конфликта как председатель Совета ЕС. По окончанию конфликта, Н. Саркози объявил о дальнейшем углублении связей между ЕС и Грузией подобно тому, как это происходило с Украиной [6].
В декабре 2008 г. в ходе разработки политики Восточного партнерства было предложено заменить существующие соглашения с постсоветскими республиками о партнерстве и сотрудничестве (СПС) Соглашениями об ассоциации (СA) — наивысшей организационно-правовой формой отношений ЕС с «третьими государствами». Еще до формирования программы это предложение было сделано Украине и Молдове как наиболее «европейским» соседям [7, с. 387]. Однако, комиссар ЕС по внешним связям и европейской политике соседства Б. Ферреро-Вальднер категорически возражала против подписания таких соглашений, опасаясь, что это откроет им путь к вступлению в ЕС. По ее словам, из-за того, что во второй половине 2008 г. государством-председателем в Совете ЕС стала Франция, «все пошло по-другому» [8, с. 252]. Н. Саркози, по мнению комиссара, часто принимал поспешные решения, руководствуясь только текущими политическими расчетами, «захотел войти в историю как великий спаситель украинцев» и принял требуемую ими формулировку «Соглашение об ассоциации» в качестве основы отношений с Евросоюзом, хотя «Украина еще не созрела для того, чтобы получить перспективу вступления. Страна являлась буферным государством и должна была им оставаться» [8, с.2 51–252].
Подводя итог, нельзя утверждать, что польско-шведский проект Восточного партнерства изначально вызывал особый интерес у Франции, поскольку её внимание было сосредоточено на продвижении инициативы «Союз для Средиземноморья». Первоначальная поддержка Восточного партнерства со стороны Франции скорее носила тактический характер, направленный на обеспечение поддержки восточноевропейскими членами ЕС средиземноморской политики. Однако после того, как Франция заняла пост председателя в Совете ЕС её вовлеченность в восточную стратегию Евросоюза значительно возросла, что проявилось в ведущей роли Н. Саркози в урегулировании грузинского конфликта, а также в его настоянии на разработке «Соглашений об ассоциации» для стран ВП. Таким образом, изначально тактический подход Франции к Восточному партнерству постепенно трансформировался в более стратегический.
Литература:
- Зверева Т. В. Внешняя политика современной Франции. М.: Канон+, 2014.
- Wojna B., Gniazdovsky M. Eastern Partnership: The Opening report // The Polish Institute of International affairs, April 2009.
- Чернова А. В. «Восточная политика» Польши: от концепции «УЛБ» до «Восточного партнерства» // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 6 (33). С. 19.
- Стрелков А. А. Европейская политика соседства: непоследовательное движение к цели // Современная Европа. 2009. № 3 (39).
- Ferenczi, T. Les vingt-sept souhaitent renforcer leurs relations avec leurs voisins de l’Est // Le Monde, 27 mai 2008.
- Sarkozy proposes closer EU ties with Georgia // France 24. 13.11.2008. URL: https://www.france24.com/en/20081113-sarkozy-proposes-closer-eu-ties-with-georgia-european-union.
- Европейский Союз в XXI веке: время испытаний. Под ред. О. Ю. Потемкиной (отв. ред.), Н. Ю. Кавешникова. М.: Весь мир, 2012.
- Ferrero-Waldner B. Wo ein Wille, da ein Weg. Erfahrungen einer Europaerin und Kosmopolitin. Wien: Böhlau Wien, 2017.