Технология ТИКО-моделирования в образовательном пространстве современного ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 12.02.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кикоть, К. Д. Технология ТИКО-моделирования в образовательном пространстве современного ДОО / К. Д. Кикоть, Е. В. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122705/ (дата обращения: 23.02.2025).



В статье авторы исследуют эффективность технологии ТИКО-моделирования в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: образовательное пространство, дошкольное учреждение, технология ТИКО-моделирования, ФГОС ДО, познавательное развитие, детское моделирование.

«Образовательное пространство» определяется как совокупность информационных, технологических и педагогических условий, создающих возможность для организации процессов обучения и развития ребёнка. Иначе говоря, образовательное пространство — это деятельность обучающихся и педагогов в рамках образовательных учреждений.

Содержание образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения отражается в развивающей предметно-пространственной среде, в образовательной, коммуникативной и игровой деятельности.

Также к содержанию образовательного пространства относят и технологии, которые реализуются в учреждении и способствуют реализации образовательной программы детского сада в целом.

По мнению Г. К. Селевко, любая технология должна отражать критерии технологичности: системность, научность, структурированность, процессуальность.

Одной из перспективных технологий, на сегодняшний день, является технология ТИКО-моделирования.

Технология ТИКО-моделирования отражает критерий технологичности в полной мере, она основана на организации конструктивно-модельной деятельности, которая включает алгоритмы сборки, программы планирования деятельности, систему взаимодействия участников образовательного процесса.

Технология ТИКО-моделирования решает ряд задач:

Дидактических — расширение кругозора, формирование представлений, необходимых в практической деятельности.

Развивающих развитие мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, находить оптимальные решения при реализации конструктивно -модельной деятельности.

Воспитывающих — воспитание самостоятельности, воспитание сотрудничества.

Социализирующих — приобщение к нормам и ценностям общества через реализацию проектной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя направления развития и образования детей, ставит область познавательного развития одним из основных направлений. Каждый педагог понимает, что: «Учение в детстве — как резьба на камне», образование и навыки, полученные в раннем возрасте, являются основой для будущего развития. И, если стране нужны инженеры и исследователи, новаторы и модернизаторы, начинать готовить будущих специалистов.

ТИКО-конструирование дает возможность реализовать и интегрировать образовательные области. В познавательном развитии — это техническое конструирование, работа по схемам и образцам, систематизация знаний о геометрических представлениях; в речевом развитии — обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика; в художественно-эстетического развитии -творческое конструирование, развитие у детей художественного вкуса и эстетического восприятия; в физическом развитии — улучшает моторику рук, координацию движений; в области социально-коммуникативного развития — развитие самостоятельности, целенаправленности, командная работа, улучшение общения и взаимодействия ребёнка со взрослым.

Технология ТИКО-конструирования позволяет воспитывать и обучать детей играя, объединяет игру, исследовательскую и экспериментальную деятельность, формирует познавательную активность.

Есть еще немаловажная для педагогов, с нашей точки зрения, практичная сторона у конструктора ТИКО: детали ТИКО — это готовый раздаточный материал, можно использовать на многих занятиях. В конструкторе используется как плоскостное, так и объёмное моделирование, то есть «2 в 1». Размер деталей удобен в игре, как на столе, так и на полу. И этот плюс ТИКО немаловажен, детали крепко фиксируются друг с другом. Наборы легкие по весу. Качественный пластик — легко мыть и сушить. Занимает мало места при хранении (в отличие от объёмных форм).

Отличительной особенностью конструктора ТИКО от других конструкторов, которая заинтересовала нас, является работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные руками человека (здания, машины, роботы и т. д.). Игра с такими объектами позволяет детям постепенно развивать навыки пространственного мышления, подниматься на более высокий абстрактный словесно-логический уровень мышления, заложить на этапе дошкольного детства начальные предпосылки инженерного мышления.

Технология ТИКО-моделирования включает приемы плоскостного и объемного моделирования, которые мы, педагоги МАДОУ МО г. Краснодар «Центр — детский сад № 21», активно используем в образовательном пространстве детского сада.

Данная технология, на сегодняшний день, реализуется с помощью семнадцати различных наборов ТИКО — конструкторов.

В деятельность по конструированию, в младших группах, включено плоскостное ТИКО-моделирование ( конструктор «ТИКО-малыш »), и дети учатся конструировать по полным схемам, в натуральную величину, которые совпадают с образцами ТИКО-деталей. Этот приём необходим на начальном этапе внедрения технологии ТИКО-моделирования в образовательное пространство дошкольного учреждения. Так как, помимо ознакомления детей с геометрическими формами деталей конструктора, способами их соединения между собой, происходит процесс обучения плоскостному моделированию, предшествующему объёмному. Дети младшего дошкольного возраста не только создают определённую модель, они имеют возможность наглядного понимания: из каких частей состоит конструкция, последовательности их соединений в единое целое.

ТИКО-конструирование, в любой возрастной группе, педагоги начинают с анализа поделки, ее особенностей и вариантов сборки. Предварительный анализ схемы помогает детям избежать разного рода ошибок при конструировании.

С детьми среднего дошкольного возраста и детьми с ОВЗ педагоги включают образцы пошаговой сборки конструкции, которые являются практическим ориентиром поэтапности выполнения работы.

Следующий этап конструирования предполагает организацию работы по контурным схемам, особенностью которых является отсутствие соединительных линий между деталями и применяется в работе с детьми старшего возраста. При этой форме работы с конструктором наши педагоги применяют элементы частичного или полного слухового диктанта, что способствует эффективности работы нуждающийся в помощи детей.

К включению в конструктивную деятельность дошкольников объемного ТИКО-моделирования педагоги подходят постепенно. Одним из самых доступных способов создания объемных конструкций из ТИКО является трансформация плоскостной конструкции в объемную. Как правило, конструирование модели строится на зеркальных половинках, соединяющийся между собой простым способом, одинаковыми деталями, в пошаговой последовательности.

Детское моделирование способствует развитию коммуникативных навыков и стало отличным способом установления дружеских отношений между детьми группы. Ребята помогают друг другу, делятся своими находками в моделировании, дают советы.

Внедрение технологии ТИКО-моделирования, в рамках инновационного проекта Центр ТИКО-моделирования как инновационная среда дошкольной образовательной организации» в нашей дошкольной организации отличается разработанной системой формирования конструктивных навыков детей старшего дошкольного возраста, позволяющей создать организационно-педагогические условия и включить старших дошкольников и их родителей в эффективную конструктивную деятельность.

Проводимые ТИКО-чемпионаты внутри организации и с привлечением воспитанников других детских садов стали отличной мотивирующей средой для повышения интереса к моделированию, как детей, так и их родителей. Старшие дошкольники, в ходе чемпионатов, продемонстрировали собственные модели различной тематики: транспорт, животные, сказочные персонажи, здания. Следует отметить, что созданные детьми модели продолжают «жить» в сюжетно-ролевых играх, в развивающей среде групп.

Таким образом, технология ТИКО-моделирования является перспективным направлением в детском конструировании, способствует развитию пространственного мышления и предпосылкам технологических наклонностей у дошкольников.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) https://fgos.ru/fgos/fgos-do
  2. Захарова Л. Е. Технология «ТИКО-моделирование» в познавательно-речевом развитии детей старшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Л. Е. Захарова.– СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2022.
  3. Логинова И. В. Программа дополнительного образования детей «ТИКО- мастера» https://ticorantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey_tiko_mastera/?ysclid=m6klh5f4o6934550242
  4. Парамонова, Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное образование. — 2008. — № 17, 18.
  5. Скавычева, Е. Н. ТИКО конструктор как средство развития конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста / Е. Н. Скавычева, А. С. Гаврилова // Педагогический вестник. — 2020. — № 17
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное пространство, технология ТИКО-моделирования, детский сад, педагог, ребенок, детское моделирование, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, объемное моделирование, познавательное развитие.


Ключевые слова

образовательное пространство, ФГОС ДО, познавательное развитие, дошкольное учреждение, технология ТИКО-моделирования, детское моделирование

Похожие статьи

Задать вопрос