Проблема непонимания современными родителями важности детской игры для личностного и познавательного развития ребенка может найти решение, если педагоги ДОУ помогут открыть глаза родителям на актуальность данной проблемы и подскажут пути развития детской игры.
Период дошкольного детства — это основной этап, который оставляет в душе уже сформировавшейся личности неизгладимый след, и если в это прекрасное время детский мир был тесно связан с игрой, то в дальнейшем ребенок сможет полноценно учиться, а став взрослым, выполнять взятую на себя роль родителя, работника и руководителя.
Игра — это одно из самых древних изобретений человечества, дети разных исторических эпох играли и в игре осваивали мир взрослых. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «правильно развивающийся ребенок — это играющий ребенок». Именно игра помогает формированию высших умственных способностей, таких как сообразительность, наблюдательность, выносливость, развивает память и внимание, и именно игра учит правильному общению.
Современность диктует свои правила и принципы, детской игре не остается места в насыщенных буднях и выходных семьи, современные родители, уставшие, вечно занятые, стараются пристроить своего ребенка в различные секции, дополнительные образовательные кружки, забывая, а чаще всего не зная о важности игры для ребенка.
Совместные игры и игровое общение с родителями — это прежде всего забота о его полноценном развитии, психологическом здоровье, эмоциональном благополучии.
Играя с ребенком, родитель легче устанавливает с ним связь, которая потом вырастет в доверие, игра служит и средством воспитания, ведь так просто объяснить правила поведения в магазине, когда ты находишься в роли покупателя в сюжетно-ролевой игре «Магазин». Ведь покупатель мама, приходя в твой магазин, приветствует продавца, улыбается, употребляет волшебные слова «пожалуйста» и «спасибо», это так просто скопировать и запомнить, а впоследствии активно применять.
Работая в детском саду, я вижу, как исчезает игра из жизни детей, заменяется компьютерными играми, просмотром роликов, не всегда с правильными ориентирами, фактически дети играют только в детском саду, а дома?
Поэтому было решено посвятить решению этой проблемы год работы с родителями.
Первым этапом была проведена комплексная оценка компетентности родителей в вопросе значения детской игры для всестороннего развития личности ребенка и их вовлеченности в проблему поддержки детской игры в семье. Были проведены опрос (Приложение 1) и обсуждения по данной проблеме, которые позволили сделать следующие выводы.
Опрошенных родителей старшей группы было 33, результаты оказались следующими: самой важной игровую деятельность выбрали только 12 родителей (36 %), 21–64 % ответили отрицательно.
Играют с ребенком, если судить по ответам, 17 родителей — 51 %, не играют — 49 %.
Знают, какие игры предпочитает ребенок, 25 родителей (76 %), восемь родителей ответили отрицательно (24 %).
О покупке игрушек в основном ответ был однозначным — какие попросит, это 28 родителей (85 %), 5–15 % отметили, что развивающие, познавательные.
Почерпнуть знания о детской игре хотели бы 26–78 % родителей, не проявили интереса 7–21 % родителей. Данные отразили на рисунке 1 для прослеживания динамики после проведения работы с родителями по данной проблеме.
Рис. 1. Результаты опроса родителей об игровой деятельности и ее значении
Таким образом, целью нашей работы стало повышение компетенции родителей в области поддержки детской игры в условиях семьи.
Для решения поставленной цели были спланированы и реализованы следующие мероприятия.
Сентябрь — октябрь
Родителям были предложены консультации:
- «Играйте вместе с ребенком».
Цель: познакомить родителей со значением игры в жизни ребенка.
- «Игры, которые лечат».
Цель: формировать умение родителей играть с ребенком в условиях семьи.
- «Подвижные игры».
Цель: познакомить с подвижными и малоподвижными играми, в которые можно играть дома и на улице в условиях семьи.
- «Играем везде, играем всегда».
Цель: познакомить с разнообразием игр, правилами и особенностями.
Ноябрь
1. Семинар-практикум «Да здравствует игра».
Цель: повышение уровня педагогической культуры по игровой деятельности ребенка в условиях семьи.
2. Консультация «Полезные и вредные игрушки».
Цель: сформировать понимание родителей об игрушках, которые принесут пользу для личностного развития ребенка.
Декабрь — январь
1. Выставка «Какие игрушки были у наших мам, пап, дедушек и бабушек».
Цель: расширить знания детей об игрушках, сплотить родителей идеей о важности игровой деятельности ребенка.
2. Родительский клуб «Наша любимая игра».
Цель: предложить родителям продемонстрировать взаимодействие родителя и ребенка (остальных детей) в игровой деятельности.
Февраль
1. Семейный досуг «В царстве игр».
Цель: обогатить детско-родительские отношения опытом диалогического эмоционально насыщенного общения посредством совместных игр.
2. Изготовление памяток:
— «Памятка для родителей по проведению игр».
— «Как приучить ребенка к познавательным играм».
Март
1. Физкультурный досуг с участием родителей «Звезды спорта зажигают».
Цель: показать разнообразие и важность подвижных игр в жизни ребенка.
2. Изготовление памяток:
— «Как научить ребенка убирать игрушки».
— «Поиграем в сюжетно-ролевую игру дома».
Апрель
1. Мастер-класс «Игры и игровые упражнения для развития основных психических процессов: просто и интересно».
Цель: познакомить родителей с играми и игровыми упражнениями для развития основных психических процессов, которые не требуют больших затрат и интересны детям.
2. Мастер-класс «Игры и игровые упражнения для развития речи: просто и интересно».
Цель: познакомить родителей с играми и игровыми упражнениями для развития речи, которые не требуют больших затрат и интересны детям.
Май
1. Изготовление памяток:
— «Во что играть с ребенком летом».
— «Игры на природе».
2. Оформление фотовыставки «Играем вместе с родителями».
3. Оформление выставки детских работ «Моя любимая игра».
Повторный опрос принес следующие результаты: самой важной игровую деятельность выбрали уже 24 родителя (73 %), 9–27 % остались при своем мнении.
Играют с ребенком, если судить по ответам, 30 родителей (91 %), не играют 3–9 %.
Знают, какие игры предпочитает ребенок, 33 родителя (100 %).
О покупке игрушек родители отметили, что покупку игрушек обсуждают, затем совершают покупку 23 родителя (70 %), 10–30 % отметили, что развивающие, познавательные.
Последний вопрос был изменен, теперь он звучал как «Помогли ли мероприятия осознать и грамотно решить проблему игровой деятельности в семье?». Положительно ответили 26–78 % родителей, отрицательно — 7–21 %. Данные отразили на рисунке 2, и можно твердо сказать о положительной динамике.
Рис. 2. Результаты повторного опроса родителей об игровой деятельности и ее значении
Таким образом, семья и детский сад — это два воспитательных института, у каждого из которых свои задачи, но все они направлены на созидание маленького человека, на получение им социального опыта, который немыслим без включения игры. Играть дети должны не только в детском саду, но и дома, и именно педагоги детского сада должны помочь родителям осознать важность, красоту и хрупкость детской игры.
Литература:
1. Антонова Ю. А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю. А. Антонова. — М. : ООО «Дом 21 век», 2007. — 288 с.
2. Гадемми М. Слово в защиту права ребенка на игру / М. Гадемми, М. Джембор, Р. Мур // Игра со всех сторон: современные исследования, междисциплинарный подход, практические рекомендации, взгляд в будущее. — М., 2003. — С. 351–373.
3. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. — 2005. — № 2.
4. Черная А. В. Развитие личности в контексте традиций игровой культуры. 2-е изд. испр. и доп. — Ростов-на-Дону : Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. — 460 с.
5. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 5. — С. 41–46.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
- Считаете ли вы, что игровая деятельность в жизни ребенка является самой важной?
ДА НЕТ
- Играете ли вы дома с ребенком?
ДА НЕТ
- Какие игры предпочитает ваш ребенок?
________________________________________________________
- Какие игрушки вы ему покупаете?
- Хотели бы узнать больше о детской игре, как играть с ребенком, в какие игры?
ДА НЕТ