Развитие кадрового потенциала ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 13.02.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Прусакова, А. Н. Развитие кадрового потенциала ДОО / А. Н. Прусакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122713/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье раскрываются некоторые аспекты развития кадрового потенциала ДОО в контексте стратегического развития системы образования. Среди значимых условий формирования перспективных кадровых стратегий организации выделяются переход от бюджетной системы финансирования к финансовой самостоятельности, децентрализация системы управления, совершенствование процессов обучения и развития персонала, модернизация механизмов мотивации, расширение сферы социального партнерства образовательного учреждения.

Ключевые слова: кадровый потенциал, кадровая политика, реформирование образовательного пространства, модернизация образования, качество образования, режим инноваций, обучение и развитие персонала ДОО, материальная и нематериальная мотивация, социальное партнерство.

XXI век — время масштабных преобразований в общественно-политической, экономической, социокультурной жизни нашей страны. В условиях стремительного развития рыночной экономики, научного и технического прогресса, перестройки системы социообразующих ценностей одним из приоритетных направлений государственной политики остается проблема реформирования образовательного пространства России в его законодательном, содержательном, структурообразующем аспектах.

Процесс модернизации, целью которого является повышение качества образования в системе новых социально-экономических отношений, охватывает все образовательные структуры и контролируется на самом высоком государственном уровне. Развитие кадрового потенциала — одно их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации образовательной системы. Данное направление развития образования является приоритетным в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.

Современное образование развивается в режиме инноваций, влекущих за собой изменения в деятельности специалистов. В связи с этим большое значение приобретает непрерывный характер обучения и профессионального роста педагога, как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, готовности и умению решать профессиональные задачи, а также повышение качества результатов воспитательно-образовательного процесса в целом [1]. Эффективное развитие кадрового потенциала учреждений дошкольного образования возможно при соблюдении следующих условий.

  1. Перехода ДОО от бюджетной системы финансирования к самообеспечению и финансовой самостоятельности, которая позволит:

– поднять имидж образовательного учреждения для выпускников педагогических вузов и колледжей, создать конкурс на вакансии образовательной организации;

– модернизировать систему оплаты труда и материальной мотивации персонала, направленной на повышение уровней образования, квалификации, профессиональной переподготовки кадров;

– совершенствовать материально-техническую базу и предметно-развивающую среду образовательного учреждения, создавая условия для внедрения педагогических инноваций.

  1. Децентрализации системы управления. Децентрализация предполагает создание самодостаточных органов управления — методических объединений и творческих лабораторий педагогов образовательного учреждения, осуществляющих управление инновационными образовательными процессами на уровне ДОО, ведущих активную деятельность по участию в конкурсном движении и по разработке и внедрению инновационных проектов и программ, в том числе:

– разработка нормативно-правового и программно-методического обеспечения образовательного процесса;

– участие в конкурсах муниципального и регионального уровня;

– участие во всероссийских, федеральных конкурсах педагогического мастерства, в том числе грантовых проектах.

  1. Совершенствования системы обучения и развития персонала ДОО.

Достойный уровень качества образовательного процесса предполагает наличие высшего образования и высшей категории у большинства педагогов учреждений ДО. Однако, как показывает практика, если в Москве и региональных центрах рассматриваемая тенденция распространена повсеместно, то одной из проблем российской глубинки является дефицит педагогов высшей квалификации. Решение проблемы получения высшего образования возможно благодаря методикам дистанционного обучения, повсеместно внедряемым в практику работы дошкольных учреждений образования, а также совершенствованию системы нематериальной мотивации педагогов ДОУ.

Повышение образовательного уровня педагогов может быть реализовано в форме стимулирования самообразования и в форме внешне организованного обучения. Материалы по самообразованию содержательно наполняются в произвольной форме на основании инициативы работника и могут включать в себя формирование портфолио как результаты накопления определенного индивидуального педагогического опыта, формирование педагогом индивидуального плана профессионального саморазвития, участие его в различных педагогических конкурсах и проектах и прочие формы работы.

Внешне организованное обучение может быть реализовано в виде курсов повышения квалификации, дистанционного обучения, стажировки в образовательных организациях, не являющихся местом постоянной работы педагога, а также в виде заочного обучения в средних и высших учебных заведениях. Значительной эффективностью характеризуется практико-ориентированное обучение, в частности, участие в работе муниципальных и региональных методических объединений, проблемных семинаров и конференций, в мастер-классах, в работе проектных команд, творческих и проблемных групп в рамках ДОУ [2].

С целью развития кадрового потенциала организации необходима разработка «Программы развития персонала с целью повышения уровня образования педагогического состава». Содержание программы позволит выделить несколько уровней обучения:

– получение высшего профильного образования педагогами, закончившими колледж;

– получение среднеспециального дошкольного образования воспитателями, не имеющими профильного образования, а также младшими воспитателями, составляющими кадровый резерв организации.

Перспективным направлением в развитии кадрового потенциала организации является введение института наставничества. Наставничество дает двусторонний, профессионально-плодотворный и мобильный результат. Одним из новых применяемых методов адаптации молодых специалистов в ДОУ является «баддинг (от англ. buddying, buddy — приятель, товарищ, облегчение вливания в коллектив через приятельские отношения с коллегой) — работа в паре, метод обучения, развития и поддержки персонала, основанный на равноправных, даже порой дружественных отношениях. Несомненно, это полезный инструмент в помощи адаптации новых сотрудников в организации, позволяющий быстро создать разнообразные контакты.

  1. Совершенствование механизмов мотивации.

Решая проблему совершенствования системы обучения и развития сотрудников, важно создать грамотные условия мотивации, при этом необходимо совмещать материальные (премии, стимулирующие надбавки) и нематериальные методы стимулирования:

– мотивирующие совещания, конкурсы и соревнования;

– поздравления со знаменательными датами, информирование о достижениях, оценки коллег, коллективное признание успехов, благодарности, грамоты за успехи, награды;

– создание условий для выхода творческих способностей самого работника, получения удовлетворения от трудовых достижений в результате самовыражения и самореализации.

  1. Расширение сферы социального партнерства.

В программу подготовки студентов педагогических вузов и колледжей в обязательном порядке входит производственная практика. Заключение договора между образовательными учреждениями о возможности студентов проходить практику на базе ДОУ позволит последнему не только расширить направления социально-организационной деятельности, но и привлечь к работе молодых профессионалов, готовых работать в режиме инноваций непрерывного стратегического развития организации.

Таким образом, развитие кадрового потенциала ДОО является основой стратегического развития образовательной организации. При этом важнейшими результатами эффективной кадровой политики становятся обеспечение организации кадрами, планирование и координация процесса их эффективного использования, профессионального, личностного и социального развития.

Литература:

  1. Ущенко А. В. Развитие системы управления персоналом образовательного учреждения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-upravleniya-personalom-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-primere-mdou-73-gorodskogo-okruga-orehovo-zuevo
  2. Хоменко О. В. «Модель развития педагога по повышению уровня компетентности в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docplayer.ru/27413759/
Основные термины (генерируются автоматически): кадровый потенциал, образовательное учреждение, дошкольное образование, развитие персонала, режим инноваций, социальное партнерство, высшее образование, дистанционное обучение, образовательная организация, образовательный процесс.


Ключевые слова

качество образования, Социальное партнерство, модернизация образования, кадровая политика, кадровый потенциал, материальная и нематериальная мотивация, реформирование образовательного пространства, режим инноваций, обучение и развитие персонала ДОО

Похожие статьи

Задать вопрос