В статье рассмотрены вопросы противодействия коррупции в органах публичной власти. Основное направление деятельности органов публичной власти в противодействии коррупции — широкое привлечение общественности путем развития независимых неправительственных общественных объединений и средств массовой информации, развитие доступности и независимости судебной системы, а также широкого участия граждан и институтов гражданского общества. Решение проблемы коррупции в системе государственного управления повлияет на предупреждение и снижение преступности, улучшение работы государственного аппарата, связанного с распределением государственного бюджета и финансовых ресурсов, а также социально-экономической ситуации в стране в целом.
Ключевые слова: противодействие коррупции, органы публичной власти, профилактика и предупреждение коррупции, общественный и государственный контроль.
The article deals with the issues of combating corruption in public authorities. The main direction of activity of public authorities in combating corruption is wide public involvement through the development of independent non-governmental public associations and mass media, development of accessibility and independence of the judicial system, as well as wide participation of citizens and civil society institutions. Solving the problem of corruption in the system of public administration will affect the prevention and reduction of crime, improving the work of the state apparatus related to the distribution of the state budget and financial resources, as well as the socio-economic situation in the country as a whole.
Keywords: anti-corruption, public authorities, prevention and prevention of corruption, public and state control.
В Российской Федерации коррупция законодательно закреплена как угроза национальной безопасности обществу и государству в ФЗ № 273.
Законодательно выделяется несколько видов коррупционного поведения государственных органов власти:
- деловая коррупция — при взаимодействии государственных служащих и предпринимателей;
- бытовая коррупция — при взаимодействии государственных служащих с физическими лицами;
- коррупция верховной власти — присуща политическому руководству и верховным судам [3].
Кроме представленных видов коррупционного поведения органов государственной власти принято выделять следующие виды коррупции:
- «верхушечный» — характерен для государственных служащих среднего и высшего звена, а также политиков;
- «низовой» — характерен для государственных служащих среднего и низшего звена.
Следует отметить, что «верхушечный» вид коррупции является наиболее масштабным, поскольку государственные служащие высшего и среднего звена обладают более значимыми полномочиями, нежели государственные служащие низшего звена. Другими словами, «верхушечный» вид коррупции имеют более высокую цену. Наиболее яркими примерами «верхушечного» вида коррупции являются:
— лоббирование определенных формулировок в законах;
— передача государственного заказа и другие.
«Низовой» вид коррупции характеризуется ценностью для обоих сторон взаимодействия. К примеру, с помощью подкупа граждане могут быстро решить какие-либо бытовые вопросы либо в оперативном порядке получить определенную государственную услугу:
— разрешение;
— лицензия;
— справка и т. п. [5].
Факторами возникновения коррупционного поведения являются:
- наличие широкого спектра государственных услуг, требующие специального разрешения;
- некомпетентность населения в вопросе прав и обязанностей государственных служащих;
- сокрытие государственными служащими информации о возможностях граждан;
- запутанность бюрократических процедур.
Большинство административных структур манипулируют сложностью бюрократических процедур, подразумевая возможность быстрого решения при условии оплаты. По статистике такими структурами являются:
— бюро технической инвентаризации;
— нотариальные конторы;
— учреждения здравоохранения;
— страхование;
— жилищно-коммунальное хозяйство;
— ГИБДД и другие [1].
Основными формами коррупции в органах государственной власти являются:
— вознаграждения за получение выгодных контрактов;
— получение гонораров за различные публикации;
— различные формы хищения;
— получение «комиссионных» за размещение заказов;
— организация поездок в загранкомандировки, на отдых, лечение за счет заинтересованных в решении вопроса партнеров;
— латентное вымогательство взяток;
— устройство на работу родственников, друзей, знакомых;
— получение руководителем от подчиненных взяток.
Следовательно, можно выделить следующие формы проявления коррупционного поведения в органах государственной власти:
— взяточничество;
— растрата;
— мошенничество;
— вымогательство;
— злоупотребление правом;
— произвол;
— конфликт интересов;
— незаконные операции с ценными бумагами;
— получение незаконного пособия;
— льготы или незаконное вознаграждение;
— фаворитизм;
— кумовство;
— незаконные пожертвования.
Рассмотрим подробнее причины, порождающие коррупцию государственных органов власти.
Среди причин, порождающих коррупцию, необходимо выделить следующие:
— экономические причины (52 %);
— политические причины (24 %);
— правовые причины (10 %);
— психологические причины (95 %);
— организационные причины (5 %) [7].
Рассмотрим последствия коррупционных действий.
1. Экономические последствия:
— увеличение масштабов теневой экономики;
— нарушение механизмов рыночной конкуренции;
— неэффективное использование бюджетных средств;
— увеличение масштабов коррупции в коммерческих организациях.
2. Политические последствия:
— увеличение влияния в обществе олигархических группировок;
— снижение позиций государства на мировой арене;
— отсутствие политической стабильности.
3. Социальные последствия:
— рост имущественного неравенства, бедности;
— повышение социальной напряженности;
— ослабление значимости власти.
Кроме того, коррупция создает благоприятную почву для развития преступности, экстремизма и терроризма. Развитие процессов в обществе значительно затрудняются, предпринимательские структуры испытывают затруднения в реализации своей деятельности, поскольку коррупция формирует дополнительные препятствия. Постоянное вовлечение бизнеса в коррупционные схемы формирует систему глубоко коррумпированного общества.
В соответствии со статистическими данными существующие меры по борьбе с коррупцией не показывают абсолютного результата. Как показывает практика, только 60–70 % лиц имеют реальную судимость от всей совокупности отправленных дел в суд [6].
Таблица 1
Результаты противодействия коррупции в России за период 2018–2023 гг.
Год |
Количество коррупционных дел, направленных в суд, ед |
Ущерб, млрд. руб |
Осуждено лиц |
2018 год |
9811 |
21,6 |
6014 |
2019 год |
12165 |
32,8 |
8607 |
2020 год |
13037 |
29,6 |
10784 |
2021 год |
13996 |
38,3 |
11499 |
2022 год |
13774 |
43,8 |
9932 |
2023 год |
12830 |
10,3 |
9900 |
Уголовным кодексом РФ зафиксированы следующие должностные преступления:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
- превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
- получение взятки (ст. 291 УК РФ);
- служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
Следовательно, присутствует необходимость повышения эффективности правоприменительной практики для результативности работы в сфере антикоррупционной деятельности, а также разработка и реализация ряда других мер, в частности, организационных.
За период 2021–2023 гг. регулярно проводилась работа с официальным сайтом Росстата в разделе «Противодействие коррупции». Аналогичным образом данная работа была проведена на сайтах иных государственных структур и учреждений [4].
Аналогичным образом обновлялись специализированные разделы «Противодействие коррупции» на официальных сайтах территориальных органов Росстата.
Также была организована служба «телефон доверия» на основании приказа Росстата. Данная служба ведется Журнал регистрации обращений физических и юридических лиц, а также консультирует по любым вопросам, связанным с коррупцией.
Данные мероприятия стали своеобразной отправной точкой для активизации граждан и общественных структур в противодействии коррупции. С каждым годом данное направление привлекает все больше активных деятельней, что говорит об определенных изменениях в сознании отдельных граждан и общества в целом.
Перечень предлагаемых авторами следующих мер по борьбе с таким явлением как коррупция:
1. Контроль власти, в том числе:
— наблюдение за работой органов государственной власти;
— проведение общественных проверок;
— анализ и общественная оценка издаваемых актов и принимаемых решений;
— организация общественного контроля.
2. Реформа судебной системы России, которая подразумевает организацию независимого суда.
3. Применение мирового опыта борьбы с коррупцией.
Требуется системный подход для масштабной борьбы с коррупционными правонарушениями с применением мирового опыта.
4. Конфискация имущества коррупционеров, а также членов их семей.
Порядок реализации данного мероприятия должен быть прописан на законодательном уровне.
5. Информирование предпринимателей о негативных последствиях участия в коррупционных схемах.
Необходима информационная пропаганда по антикоррупционному поведению предпринимателей.
6. Повышение юридической грамотности общества в целом.
7. Информационная пропаганда нетерпимости коррупции с активным привлечением СМИ и интернет-ресурсов.
8. Положительные результаты борьбы с коррупцией в долгосрочной перспективе [3].
Только при совместных действиях государства и общества, власти и народа возможны положительные результаты борьбы с коррупционными правонарушениями.
Следовательно, проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.
Во-первых, в противодействии коррупции необходимо активное вовлечение общественных структур при координирующей роли Общественной палаты.
Во-вторых, необходима существенная доработка действующего законодательства в части ответственности органов государственной власти по возмещению ущерба их противозаконных действий:
— следует узаконить отмену презумпции невиновности тех представителей органов государственной власти, чьи расходы значительно превышают их задекларированные доходы;
— осуществлять жесткий контроль над доходами и имуществом органов государственной власти и членах их семей.
В-третьих, необходимо совершенствовать работу по информационной открытости органов государственной власти, активно включая в работу средства массовой информации. Государственная служба характеризуется своей публичностью, следовательно, каждое действие государственного служащего должно быть доступным для граждан [3].
Уровень коррупции в органах государственной власти должна быть доведена до минимума при реализации вышеуказанных мер, вследствие чего сформируются основы «культуры доверия» между властью и гражданским обществом в целом [4].
В целом, существующее положение дел в органах государственной власти является недостаточно неблагоприятной, поскольку масштабы коррупции все еще является существенными, угрожающие национальной безопасности государства.
Многие государственные структуры являются коррумпированы, что нарушает права граждан и не дает невозможным получение ими положенных по праву государственных услуг. Сформированный менталитет населения способствует развитию коррупции. Поэтому о ее полном искорени на сегодняшний день говорить невозможно.
Таким образом, на сегодняшний день в государственных органах власти присутствуют различные виды коррупции, исходя из вверенных полномочий государственному служащему. Наиболее распространенным видом коррупции является взяточничество в деятельности органов государственной власти. Среди причин, порождающих коррупцию. Лидируют экономические причины. В соответствии со статистическими данными существующие меры по борьбе с коррупцией не показывают абсолютного результата. Как показывает практика, только 60–70 % лиц имеют реальную судимость от всей совокупности отправленных дел в суд. Следовательно, присутствует необходимость повышения эффективности правоприменительной практики для результативности работы в сфере антикоррупционной деятельности. Только при совместных действиях государства и общества, власти и народа возможны положительные результаты борьбы с коррупционными правонарушениями.
Литература:
- Карапунарлы А. М. Проблемы противодействия коррупции // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями, 2023. — № 1. — С. 35–38.
- Корсун К. И. Некоторые проблемы противодействия коррупции на современном этапе // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, 2022. — № 2. — С. 134–137.
- Леонова Т. С. К вопросу о противодействии коррупции в Российской Федерации // NovaUm. Ru, 2022. — № 37. — С. 57–59.
- Морозов И. Л., Орлов М. Е. Основные проблемы в системе противодействия коррупции и перспективы их решения // Аллея науки, 2023. — № 5. — С. 878–885.
- Раджабова З. А., Мирзаев М. А. Некоторые проблемные вопросы противодействия коррупции в Российской Федерации // Закон и право, 2023. — № 5. — С. 22–29.
- Суфянова Е. З. Противодействие коррупции: о реализации правовых механизмов противодействия коррупции в Российской Федерации и Европейском Союзе // Тенденции развития науки и образования, 2023. — № 3. — С. 138–141.
- Чудаева В. А. Отдельные проблемы противодействия коррупции в России // Синергия наук, 2022. — № 7. — С. 140–145.