Обоснование разработки одного из программных решений для организаций, действующих на строительном рынке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 12.02.2025

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Ягнышев, В. П. Обоснование разработки одного из программных решений для организаций, действующих на строительном рынке / В. П. Ягнышев, А. Г. Кондратьева, Е. П. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122723/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье рассматривается актуальность разработки специализированного программного решения для организаций, работающих в строительной сфере. Проведен анализ существующих информационных систем, выявлены их недостатки и требования к новым программным продуктам. Обоснована необходимость создания адаптируемого и эффективного решения, учитывающего специфику строительного рынка, автоматизацию бизнес-процессов и документооборота. Приведены ключевые архитектурные особенности и ожидаемые преимущества предлагаемого решения.

Ключевые слова: строительный рынок, программное обеспечение, автоматизация, управление проектами, информационные системы.

Несмотря на ускоренные темпы процесса цифровизации в строительной отрасли России, часть компаний до сих пор предпочитают использовать традиционный подход к управлению своими проектами, осуществляя взаимодействие с заказчиками с помощью бумажных документов и сообщений в мессенджерах.

Основные функции АИС для таких компаний:

— формирование технических заданий на этапе оформления заказа от клиента;

— передача на контроль ответственному специалисту;

— распределение задач бригаде рабочих;

— систематизация данных по текущим и закрытым проектам.

Фиксирование завершения строительства и оценка качества работ также могут быть автоматизированы путем сбора и анализа отзывов.

На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма процесса управления строительными объектами. Данная диаграмма наглядно демонстрирует входные и выходные данные, а также механизмы и управляющие воздействия, оказывающие влияние на процесс [1]. Она позволяет визуализировать процесс управления.

Модель процесса управления строительным объектом

Рис. 1. Модель процесса управления строительным объектом

Входными данными процесса являются строительные материалы, оборудование и другие ресурсы для выполнения работ. Также на вход процесса поступает техническое задание, где определены требования к строительному объекту, а также запрос заказчика.

Выходными данными будет являться завершенный строительный объект, который передается заказчику. Он включает в себя сопроводительную документацию, содержащую в себе сведения о ходе выполнения работ, затратах, сроках выполнения.

К исполнителям относятся ответственные за строительный объект, рабочие бригады, техника и инструменты.

К управляющим воздействиям можно отнести стандарты и требования по техническому, финансовому, организационному и другим видам контроля.

Существуют готовые решения, автоматизирующие процессы в строительном бизнесе, например «АИС-Стройка», «АИС-СТРОЙКА-ПРОФ», «АИС НСК» и некоторые другие. Однако для нужд небольших строительных организаций по ряду причин они не всегда подходят, так как имеют избыточный функционал [3].

С другой стороны, ведение проектной документации частично в бумажном виде, а частично — в таких программах, как MS Excel также затрудняет взаимодействие между заказчиками и исполнителями (оно не структурировано и зачастую неэффективно) в силу возникновения неточностей в составлении документов, несоблюдения правил их хранения и обработки, временных потерь и др.

Отсутствие единой системы учета объектов, задач и единой базы данных приводит к потере информации, а устная передача отчетов повышает риск ошибок и задержек [4]. Также заказчик не может в режиме реального времени отслеживать статус выполнения работ, что может сказываться на снижении его интереса к процессу и уровне доверия к компании.

В свете сказанного актуальна задача разработки автоматизированной информационной системы для оперативного взаимодействия между участниками процесса (заказчиками, руководством, прорабами, рабочими, поставщиками), имеющей минимально полезный функционал, учитывающей специфику отрасли и масштабы деятельности компании, и в то же время гибко настраиваемой под нужды процессов и конкретные технические и технологические требования [2].

Авторами работы сформирован следующий перечень функциональных и нефункциональных требований к ИС:

Функциональные:

— Возможность управления проектами;

— Планирование и контроль этапов выполнения работ;

— Интеграция с внешними системами по средствам API;

— Доступ с любого устройства, имеющего доступ к сети Интернет;

Нефункциональные:

— Масштабируемость;

— Производительность;

— Безопасность;

— Удобство использования.

Для реализации такого проекта используются open source решения, такие как фреймворк Laravel для функционирования серверной части (API) и JavaScript-фреймворк VueJS для клиентского приложения. В настоящий момент приложение находится на стадии разработки и тестирования.

Внедрение цифровых инструментов обеспечит прозрачность выполнения задач, сократит временные затраты на обработку отчетности и повысит уровень доверия со стороны заказчиков. В результате компания сможет более эффективно управлять процессами строительства объектов и повысить свою конкурентоспособность на рынке.

Литература:

  1. Горелов, А. В. Системы управления строительными объектами: современные подходы и технологии / А. В. Горелов. — Екатеринбург: УрФУ, 2021. — 198 с.
  2. Гостев, А. В. Информационные технологии в строительстве / А. В. Гостев. — Санкт-Петербург: Питер, 2021. — 350 с.
  3. Иванов, Ю. Л. BIM-моделирование в строительстве: учебное пособие / Ю. Л. Иванов. — Москва: Альпина Паблишер, 2021. — 275 с.
  4. Кузьмин, С. В. Программные решения для строительных организаций / С. В. Кузьмин, А. В. Плотников. — Томск: ТПУ, 2020. — 220 с.
Основные термины (генерируются автоматически): API, заказчик, строительный рынок, требование, уровень доверия.


Похожие статьи

Задать вопрос