В статье рассматривается актуальность разработки специализированного программного решения для организаций, работающих в строительной сфере. Проведен анализ существующих информационных систем, выявлены их недостатки и требования к новым программным продуктам. Обоснована необходимость создания адаптируемого и эффективного решения, учитывающего специфику строительного рынка, автоматизацию бизнес-процессов и документооборота. Приведены ключевые архитектурные особенности и ожидаемые преимущества предлагаемого решения.
Ключевые слова: строительный рынок, программное обеспечение, автоматизация, управление проектами, информационные системы.
Несмотря на ускоренные темпы процесса цифровизации в строительной отрасли России, часть компаний до сих пор предпочитают использовать традиционный подход к управлению своими проектами, осуществляя взаимодействие с заказчиками с помощью бумажных документов и сообщений в мессенджерах.
Основные функции АИС для таких компаний:
— формирование технических заданий на этапе оформления заказа от клиента;
— передача на контроль ответственному специалисту;
— распределение задач бригаде рабочих;
— систематизация данных по текущим и закрытым проектам.
Фиксирование завершения строительства и оценка качества работ также могут быть автоматизированы путем сбора и анализа отзывов.
На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма процесса управления строительными объектами. Данная диаграмма наглядно демонстрирует входные и выходные данные, а также механизмы и управляющие воздействия, оказывающие влияние на процесс [1]. Она позволяет визуализировать процесс управления.

Рис. 1. Модель процесса управления строительным объектом
Входными данными процесса являются строительные материалы, оборудование и другие ресурсы для выполнения работ. Также на вход процесса поступает техническое задание, где определены требования к строительному объекту, а также запрос заказчика.
Выходными данными будет являться завершенный строительный объект, который передается заказчику. Он включает в себя сопроводительную документацию, содержащую в себе сведения о ходе выполнения работ, затратах, сроках выполнения.
К исполнителям относятся ответственные за строительный объект, рабочие бригады, техника и инструменты.
К управляющим воздействиям можно отнести стандарты и требования по техническому, финансовому, организационному и другим видам контроля.
Существуют готовые решения, автоматизирующие процессы в строительном бизнесе, например «АИС-Стройка», «АИС-СТРОЙКА-ПРОФ», «АИС НСК» и некоторые другие. Однако для нужд небольших строительных организаций по ряду причин они не всегда подходят, так как имеют избыточный функционал [3].
С другой стороны, ведение проектной документации частично в бумажном виде, а частично — в таких программах, как MS Excel также затрудняет взаимодействие между заказчиками и исполнителями (оно не структурировано и зачастую неэффективно) в силу возникновения неточностей в составлении документов, несоблюдения правил их хранения и обработки, временных потерь и др.
Отсутствие единой системы учета объектов, задач и единой базы данных приводит к потере информации, а устная передача отчетов повышает риск ошибок и задержек [4]. Также заказчик не может в режиме реального времени отслеживать статус выполнения работ, что может сказываться на снижении его интереса к процессу и уровне доверия к компании.
В свете сказанного актуальна задача разработки автоматизированной информационной системы для оперативного взаимодействия между участниками процесса (заказчиками, руководством, прорабами, рабочими, поставщиками), имеющей минимально полезный функционал, учитывающей специфику отрасли и масштабы деятельности компании, и в то же время гибко настраиваемой под нужды процессов и конкретные технические и технологические требования [2].
Авторами работы сформирован следующий перечень функциональных и нефункциональных требований к ИС:
Функциональные:
— Возможность управления проектами;
— Планирование и контроль этапов выполнения работ;
— Интеграция с внешними системами по средствам API;
— Доступ с любого устройства, имеющего доступ к сети Интернет;
Нефункциональные:
— Масштабируемость;
— Производительность;
— Безопасность;
— Удобство использования.
Для реализации такого проекта используются open source решения, такие как фреймворк Laravel для функционирования серверной части (API) и JavaScript-фреймворк VueJS для клиентского приложения. В настоящий момент приложение находится на стадии разработки и тестирования.
Внедрение цифровых инструментов обеспечит прозрачность выполнения задач, сократит временные затраты на обработку отчетности и повысит уровень доверия со стороны заказчиков. В результате компания сможет более эффективно управлять процессами строительства объектов и повысить свою конкурентоспособность на рынке.
Литература:
- Горелов, А. В. Системы управления строительными объектами: современные подходы и технологии / А. В. Горелов. — Екатеринбург: УрФУ, 2021. — 198 с.
- Гостев, А. В. Информационные технологии в строительстве / А. В. Гостев. — Санкт-Петербург: Питер, 2021. — 350 с.
- Иванов, Ю. Л. BIM-моделирование в строительстве: учебное пособие / Ю. Л. Иванов. — Москва: Альпина Паблишер, 2021. — 275 с.
- Кузьмин, С. В. Программные решения для строительных организаций / С. В. Кузьмин, А. В. Плотников. — Томск: ТПУ, 2020. — 220 с.