Музейная педагогика в социокультурном контексте: опыт и современная проблематика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 13.02.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Иванов, Е. М. Музейная педагогика в социокультурном контексте: опыт и современная проблематика / Е. М. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 83-86. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122724/ (дата обращения: 22.02.2025).



В данной статье рассматривается понятие «музейная педагогика» в качестве научной дисциплины и неотъемлемой части современного образовательного процесса в школе, показана история развития и становления данного понятия. Статья будет полезна для педагогов, отвечающих за организацию работы школьных музеев.

Ключевые слова: музей, школьный музей, музейная педагогика, образование.

Институт образования и феномен музея, в том числе школьного музея, имеют общую определяющую характеристику — и школа, и музей выполняют функцию трансляции культуры , отвечают за сохранение ценностей (духовных, деятельностных, этических и эстетических) и передачу их следующим поколениям. Но образование отвечает за «прикрепление» индивида к этим ценностям и нормам культуры, владение ими в повседневной жизни и деятельности, музей является «хранителем» этих ценностей независимо от отношения к ним индивида [3, с.8].

Когда, как и почему начался процесс включения музея в процесс образования? Откуда вообще, при каких обстоятельствах появилось это понятие — «музейная педагогика»? Предпосылкой зарождения музейно-педагогической мысли явилось понимание музея как института образования, что особенно заметно проявилось на рубеже ХIХ и ХХ веков. Идея музейной педагогики возникла в Германии. В частности, на конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» [6, с.3] директор Гамбургской картинной галереи А. Лихтварк в своем докладе произнес слова, отразившие этот новый взгляд на музей: «К университетам, появление которых относится к средним векам, и к академиям, появившимся в эпоху абсолютизма, XIX век присоединил новое высшее воспитательно-образовательное учреждение — музей. Все эти три рода учреждений носят каждый отпечаток той эпохи, которая их создала... Музеи, открытые для всех, задающиеся целью служить всем и не признающие никаких различий и разделений, являются выражением демократического разума» [6, с.3]. Он же, реализуя на практике метод «музейных диалогов», он впервые обосновал роль музея как посредника, который помогает посетителю взаимодействовать с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями.

Идея музейной педагогики возникла не случайно в Германии и не случайно в начале ХХ века. Это время расцвета рациональной педагогики, основанной на идеях неокантианства. В 1916 г. российский философ-неокантианец и педагог С. И. Гессен читает свои лекции в Томском университете, которые позже — когда он после революции был выслан из России и навсегда был вынужден остаться в Германии — легли в основу его программного труда «Основы педагогики» [2, c.59].

Концепция образования С. Гессена строится на культурологическом подходе: образование рассматривается как механизм включения индивида в систему культуры, содной стороны, и трансляции (сохранения) культуры , с другой. В книге Гессена отдельная глава посвящена путешествию как средству реализации педагогических целей и задач. Цель образовательного путешествия, или странствия, — встреча с иным; только иное способствует культурной и личностной самоидентификации, с одной стороны, и познанию чужого — народа, языка, культуры, природы и т. п. Музей является одним из таких мест, куда возможно путешествие [2, c.216–223].

Начало ХХ века — время наступающего тотального кризиса — науки, искусства, ценностей, привычного образа жизни, наконец, образования. Проблемы трансляции культуры и отношения к прежним ценностям чувствовались все острее, поэтому в центре внимания интеллигенции и становятся музей и образование.

С пониманием музея как образовательного института происходит формирование одной из важнейших сторон его деятельности, направленной на аудиторию. Почти одновременно эта деятельность становится предметом теоретической рефлексии, что, в конечном итоге, приводит к осознанию потребности в особой научной дисциплине, опирающейся на музееведение, педагогику и психологию.

Сам термин «музейная педагогика» впервые был употреблен в книге «Музей — образование — школа» (1931) Г. Фройденталем, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и школы. Он разработал специальную методику работы со школьниками, которая включала подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление почерпнутых там знаний и впечатлений на уроке. Центральное место в этой методике отводилось школьному учителю, который стал рассматриваться как участник музейно-педагогического процесса [6, c.5–6].

Эволюция музейной деятельности неразрывно связана с развитием культуры и социально-историческими изменениями. Качественно новым этапом в развитии музеев явилась ориентация на аудиторию: если первые музеи были предназначены для хранения раритетов, предметов старины, документов и других материалов, фиксировавших «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» или редких природных экспонатов, то с 70-х г. г. ХIХ столетия постепенно формируется взгляд на музей как образовательную ценность, а вместе с этим — и деятельность по обслуживанию аудитории, складывается деятельность по обслуживанию посетителей, которая одновременно становится предметом теоретического осмысления. Сказывается влияние немецкой музееведческой школы, которая провозгласила взгляд на музей как новый институт образования, оказывающий, наряду с академиями и университетами, большое влияние на общество. Так, отечественный философ Н. Ф. Федоров в работе «Музей, его смысл и назначение», впервые опубликованной в 1913 г., назвал музей «высшим учреждением единства» и говорил о его «душеобразовательном» назначении. Для него музей — это прежде всего институт социальной памяти, способ воплощения прошедшего в настоящем и, в этом смысле, «оправдание» нового века, которому свойственно отрешение от прошлого. Храня «память об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей и выполняет функцию образования души . Философ предупреждал, однако, что музей «не должен служить для пониженного, так называемого «популярного» образования», считая, что «вход в него ведет только через учебные учреждения…» Посредством учебных заведений школьный музей «собирает всех неученых и все младшее поколение, чтобы ввести их в область исследования, производимого учеными» [5, c.114–116].

Таким образом, на рубеже XIX–ХХ вв. за рубежом и в русском обществе все больший приоритет получает представление о музее не только как научном, но и образовательном институте, способствующем решение задачи просвещения, формируется просветительная модель музея, как средство реформирования школы и одновременно часть единой системы внешкольного образования.

После революции 1917 г. в России на смену просветительной модели приходит политизированная модель музея. Новая образовательная концепция музея отразилась в новых терминах, которые начали употребляться для обозначения работы с аудиторией: политико-просветительная, массовая работа. Первый Всероссийский музейный съезд (1930 г.) закрепляет приоритет политико-просветительной работы над всеми остальными направлениями его деятельности Важным критерием ее результативности считалась массовость охвата аудитории. Однако, как считает М. Юхневич, положительным итогом работы музея с посетителями в анализируемое время явилось значительное обогащение ее репертуара: начали складываться самые разнообразные формы работы с аудиторией (в том числе с учащимися и учителями), тогда как прежде они ограничивались главным образом экскурсиями и лекциями; формы работы с музейной аудиторий расширялись, а содержание, будучи ориентированным на пропаганду политической доктрины, напротив, сужалось и примитизировалось [6, c.24].

Информативная модель деятельности школьных музеев охватывает 1960-е — середину 1980-х гг. Это время попыток вернуть музею статус научного, а не пропагандистского, учреждения; формулируется идея о специфике образования в музее. Поиски своего места в системе институтов культуры и образования связаны с утверждением информативной модели, согласно которой музей рассматривают как средство распространения знаний, имеющих научный характер и предметную основу. «Музеи призваны вести массовую работу с помощью средств, несущих научные знания. Отсюда исходит правильное наименование этой работы — «научно- просветительная» [6, c.26]. Термин научно-просветительная работа, отразивший попытку возвращения к дореволюционным традициям, просуществует несколько десятилетий (вплоть до настоящего времени). Аналогичный процесс роста интереса к музеям и памятникам происходил в эти же годы за рубежом.

С 80-х г. г. прошлого века начинается процесс постепенного отхода от информативной модели школьного музея к коммуникативной. Впервые коммуникационный подход к музею был сформулирован в зарубежном музееведении 1960-х гг. — в работах канадского ученого Д. Камерона и достаточно быстро завоевал популярность. Это происходило на волне «музейного бума» 1960–1970-х гг. и процесса демократизации музея, который ощутил необходимость видеть в посетителе равноправного участника диалога. Рост популярности коммуникативной концепции, видимо, объяснялся общественными изменениями: на смену веку информации шел век общения, коммуникации. В нашей стране коммуникационный подход начинает завоевывать свои позиции несколько позднее [6, c.27].

Итак, в настоящее время утверждается коммуникационная модель школьного музея, которая еще больше отвечает современным концепциям и потребностям образования.

Музейная деятельность отражает процессы, происходящие в обществе, в том числе в образовании. Так, музейный деятель М. В. Новорусский определял музей как «важное образовательное учреждение» и связывал судьбу музеев с изменениями в системе образования, которые явились прямым следствием переустройства общественно- экономической жизни в пореформенной России. Самые значительные изменения в образовательной концепции музея, его работе с посетителями идут параллельно с реформами школьного образования. В частности, дидактический принцип наглядности, широко применяемый во второй половине ХIХ — начале ХХ века, коррелирует с просветительной моделью музея. Так, в деятельности Немецкого музея шедевров естествознания и техники г. Мюнхена, экспозиция которого была построена с учетом возможностей ее восприятия не только специалистом, но и любым «обывателем», посетившим в музей. Она была специально ориентирована на осуществление наглядности обучения и провоцировала активность посетителя в процессе восприятия материала [4, c.14]. Масштабные реформы образования в России в конце 50-х г. г. прошлого века, кардинальная перестройка образования конца прошлого-начала нынешнего столетия вызвала и принципиальные изменения в музейной деятельности.

Таким образом, музей и образование являются неразрывно связанными социальными институтами. Педагогу, отвечающему за организацию работы со школьными музеями, это необходимо понимать, видеть, какие современные общественные процессы отражаются в музейной деятельности, и учитывать это в своей работе [3, c.17–18].

Кроме того, следует обратить внимание на различные классификации школьных музеев. Вопрос этот сугубо практический: чтобы посещение музея имело смысл и образовательное значение, необходимо представлять себе специфику того или иного музея, понимать его культурные и образовательные возможности [1, c.35–36].

Музейная педагогика — дисциплина в процессе становления, и немалую роль в ее развитии могут сыграть сами учителя и другие школьные педагоги при условии тесного взаимодействия с музейными работниками и, в первую очередь, со всеми участниками образовательного процесса в современной школе.

Литература:

  1. Быстрова О. А. Административно-правовое регулирование музейной деятельности. [URL: http://отрасли-права.рф/article/19830 , дата обращения 6.12.24]
  2. Гессен С. И. Основы педагогики. М., 1995. [URL: http://dbs-win.rub.de/personalitaet/pdf/111.pdf, дата обращения 9.12.24]
  3. О деятельности музеев образовательных учреждений. письмо Министерства образования РФ от 12 марта 2003 г. N 28–51–181/16. [URL: http://dogm.mos.ru/upload/iblock/5d0/ps_mo_28_51_181_16_12_03_2003_r03.pdf, дата обращения 12.12.24]
  4. Романенко Е. В. Основные направления взаимодействия музеев с учреждениями образования. Гаудеамус, Психолого-педагогический журнал, № 2 (6), 2004 [URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-vzaimodeystviya-muzeev-s-uchrezhdeniyami-obrazovaniya, дата обращения 14.12.24]
  5. Фёдоров Н. Ф. Музей, его смысл и назначение. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 2. Москва. Прогресс. 1995
  6. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей. Учебное пособие по музейной педагогике. М., 2001 [URL: http://museumstudy.ru/wp-content/uploads/2015/12/uhnevich_ya_povedu_tebya_v_muzei.pdf, дата обращения 14.12.24]
  7. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. — М., 2001. — 223 с. [URL:] https://dl.libcats.org/genesis/373000/8b0866d8f193ab63ff24275f6b018ecd/_as/ [YUhnevich_M.YU.]_YA_povedu_tebya_v_muzei_Uchebno(libcats.org).pdf
Основные термины (генерируются автоматически): музей, школьный музей, музейная деятельность, музейная педагогика, институт образования, образование, Россия, информативная модель, коммуникационный подход, массовая работа.


Похожие статьи

Задать вопрос