В данной статье подробно рассматривается сенсорное развитие детей раннего возраста, акцентируя внимание на важности цветовосприятия как ключевого аспекта их познавательной деятельности. Автор утверждает, что ранний возраст представляет собой «золотую пору» сенсорного развития, где главными целями являются освоение новых способов обследования и сенсорных эталонов, среди которых цвет занимает особое место.
Ключевые слова: ранний возраст, сенсорное развитие, восприятие, сенсорные эталоны, цвет, цветовосприятие, продуктивные виды деятельности, рисование, нетрадиционные техники рисования.
Ранний возраст — «золотая пора» сенсорного развития, которое представляет собой особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок. Поэтому главными линиями развития восприятия ребенка раннего возраста выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
Среди существующих сенсорных эталонов особенно можно выделить цвет.
Цвет — это яркая сторона детства.
В условиях дошкольной образовательной организации развитие цветовосприятия у детей раннего возраста происходит в разных видах деятельности — в дидактических играх, в игровых ситуациях, в действиях с предметами, в продуктивных видах деятельности, в частности в рисовании с использованием нетрадиционных техник.
Нетрадиционные техники рисования — это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа. В процессе рисования нетрадиционными техниками обогащается цветовая палитра детского рисунка, дети закрепляют представления о уже известных цветах, путем смешивания узнают новые, совершенствуют навыки употребления цвета в творческих работах, таким образом происходит развитие цветовосприятия.
С детьми раннего возраста рекомендуется использовать следующие техники нетрадиционного рисования доступные по своему содержанию и исполнению:
- Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткие линии, цвет.
Способ изображения: на каждый пальчик ребенок набирает краску, наносит точки, пятнышки на бумагу; после работы пальчики вытирает салфеткой, а затем гуашь смывает.
Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но получают новые тактильные ощущения. В раннем возрасте очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках. С помощь взрослого дети могут рисовать не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук.
При ознакомлении детей раннего возраста с данной техникой используется один цвет, далее количество цветов увеличивается и используются два — три цвета.
Примерные темы занятий: «Виноград», «Козлёнок», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.
- Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, фантастический силуэт, цвет.
Способ изображения: воспитатель окрашивает ладонь ребенка краской, ребенок рисует и правой, и левой рукой на листе бумаги. После работы дети вытирают руки салфеткой и смывают краску.
В ходе рисования дети с помощью взрослого могут воспроизвести разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание).
При ознакомлении детей раннего возраста с данной техникой используется один цвет, далее ладошки можно окрасить разными цветами и рассмотреть кто «спрятался» в этом отпечатке, после совместно дорисовывать недостающие детали карандашом или фломастером.
Педагог может предложить детям рисовать прямо на ладошках, в этот момент незаметно для ребенка происходит естественный массаж биологически активных точек.
Примерные темы занятий: «Два весёлых гуся», «Солнышко и тучка» и др.
- Рисование ватными палочками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткие линии, цвет.
Способ изображения: педагог подготавливает для детей контурные предметные изображения, которые дети заполняют точками сначала контур рисунка, затем весь рисунок.
При ознакомлении детей раннего возраста с данной техникой используется один цвет, постепенно дети знакомится с другими основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Для ознакомления с другим цветом меняется и мисочка с краской и ватная палочка.
- Печать штампами.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Способ изображения: дети набирают краску из мисочки на штамп, затем окрашенную сторону плотно прижимают к бумаге.
Чаще всего на занятиях с детьми раннего возраста используются самые простые штампы, оставляющие точки и кружочки — это ластик на конце простого карандаша, дно или пробка от пластиковой бутылки, а также штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона.
При ознакомлении детей раннего возраста с данной техникой используется один цвет, постепенно дети знакомится с другими основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Для ознакомления с другим цветом меняется и мисочка с краской и печатка. Примерные темы занятий: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Цветочек радуется солнышку».
Таким образом, каждая из представленных выше техник — это маленькая игра, которая очень нравится детям. За счет применения различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша) создаются условия для развития общей моторной ловкости, мелкой моторики. Ведь вместо традиционных кисти и карандаша дети используют для создания изображения собственные пальчики, ладошки, различные печатки. Именно нетрадиционные средства рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально — положительное отношение к деятельности.
Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования помогают детям в доступной и интересной форме узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.
Литература:
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,2. — М.: Скрипторий 2003, 2008.
- ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1–2 лет, часть 2: от 2–3».
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Иванова О. Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. — М.: Сфера,2011.
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. — СПб.: КАРО, 2007.
- Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. — М.: Мозаика- Синтез, 2006.