Исследование опыта внедрения перспективных систем мотивации персонала за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 13.02.2025

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Романиченко, И. В. Исследование опыта внедрения перспективных систем мотивации персонала за рубежом / И. В. Романиченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 260-261. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122734/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье автор анализирует ключевые особенности зарубежных систем мотивации успешных зарубежных компаний.

Ключевые слова: материальная и нематериальная мотивация, зарубежные компании, текучесть кадров, программа обучения.

Эффективная мотивация персонала является ключевым фактором успеха любой организации. В условиях постоянных изменений и растущей конкуренции компании всё чаще обращаются к изучению зарубежного опыта и выбора на его основе наиболее перспективных систем мотивации, включающих как материальные, так и нематериальные составляющие.

Одним из основных инструментов стимулирования сотрудников является материальная мотивация. Однако её эффективность зависит от множества факторов, включая экономическую ситуацию в стране, культуру и специфику выполняемой работы. Среди зарубежных учёных, изучавших роль и значение материальной мотивации, особое место занимает Фредерик Герцберг, который в своей двухфакторной теории выделял в отдельную группу «гигиенические факторы», к которым, в частности, относится заработная плата. Он утверждал, что материальные стимулы предотвращают неудовлетворенность, но не мотивируют к высоким достижениям. Работники быстро привыкают к высокой зарплате и через время могут снова чувствовать себя неудовлетворенными. Интересен подход Эдварда Лоулера, который предложил модель «ожидаемой ценности», согласно которой сотрудники мотивированы, если верят, что их усилия приведут к вознаграждению. Помимо прочего, он подчеркивал важность справедливой системы оплаты труда. Следует отметить, что нематериальная мотивация становится всё более важной, особенно в развитых странах, где сотрудники ценят не только получение значительных финансовых средств, но и условия труда, возможности для развития и признание. Так, Абрахам Маслоу ещё в 1943 г. в так называемой «пирамиде потребностей» выделял такие нематериальные стимулы, как уважение, принадлежность и самореализация.

Таким образом, оптимальная система мотивации персонала должна сочетать в себе как материальные, так и нематериальные составляющие. Данный факт неоспоримо доказывает практика хозяйственной деятельности современных всемирно известных компаний (таблица 1).

Таблица 1

Основные ключевые факторы системы мотивации персонала в зарубежных компаниях

Компания

Страна

Ключевые элементы мотивации

Результаты

Google [4]

США

– 20 % рабочего времени на личные проекты;

– бесплатное питание;

– тренажерные залы;

высокие бонусы за инновации

Высокий уровень инноваций, удовлетворенность сотрудников

Apple [3]

США

– бонусы за достижение KPI;

– участие в прибыли;

программы обучения и развития

Высокая производительность труда, низкая текучесть кадров

Zappos [10]

США

– сильная корпоративная культура;

гибкий график

Лояльность сотрудников, высокий уровень удовлетворенности

Netflix [6]

США

– неограниченный отпуск;

– высокая зарплата;

гибкий график работы

Баланс работы и личной жизни, высокая производительность

SAS Institute [7]

США

– бесплатное медицинское обслуживание;

– обучение и развитие;

комфортные условия труда

Низкая текучесть кадров, высокий уровень лояльности

Toyota [8]

Япония

– пожизненный найм;

– участие в прибыли;

программы улучшения условий труда (Kaizen)

Высокая производительность, лояльность сотрудников

IKEA [5]

Швеция

– социальные льготы (жилье, транспорт);

– программы обучения;

участие в принятии решений

Высокая вовлеченность сотрудников, низкая текучесть кадров

Unilever [9]

Великобритания

– гибкий график работы;

– программы устойчивого развития;

участие в прибыли

Высокая удовлетворенность и приверженность сотрудников

Alibaba [1]

Китай

– высокие бонусы за достижение целей;

– программы обучения

социальные льготы

Высокая мотивация сотрудников, быстрый карьерный рост

Amazon [2]

США

– программа Career Choice (оплата обучения);

– бонусы за производительность

– гибкий график

Высокая вовлеченность сотрудников, низкая текучесть кадров

Можно сделать вывод, что среди мер материальной мотивации большинство компаний (Google, Apple, Amazon) используют бонусы и участие в прибыли для стимулирования сотрудников. Нематериальная мотивация также активно применяется в исследуемых компаниях. Так, Google и Netflix делают акцент на гибком графике и балансе работы и личной жизни, а Zappos и IKEA уделяют большое внимание корпоративной культуре и участию сотрудников в принятии решений. Также компании активно используют систему социальных льгот, например, SAS Institute и IKEA предоставляют сотрудникам жилье и медицинское обслуживание, а Amazon и Unilever инвестируют в обучение и развитие сотрудников. Также следует учитывать и культурные особенности современных систем мотивации. В японской компании Toyota используется система пожизненного найма, что отражает коллективистские ценности, а в китайской компании Alibaba акцент делается на быстром карьерном росте и высоких бонусах, что соответствует персональным достижениям.

Системы мотивации в зарубежных компаниях отличаются разнообразием подходов, но все они направлены на удовлетворение потребностей сотрудников и повышение их вовлеченности. Ключевыми элементами являются материальные стимулы (бонусы, участие в прибыли), нематериальные стимулы (гибкий график, корпоративная культура) и социальные льготы (обучение, медицинское обслуживание). Для успешного внедрения таких систем в российских компаниях необходимо учитывать имеющиеся культурные особенности и адаптировать лучшие практики к местным условиям рыночных отношений.

Литература:

  1. Alibaba Group: [сайт]. — URL: https://www.alibabagroup.com/en-US/ (дата обращения: 02.02.2025).
  2. Amazonjobs: [сайт]. — URL: https://www.amazon.jobs/en (дата обращения: 02.02.2025).
  3. Apple Inc. Report: [сайт]. — URL: www.apple.com/ (дата обращения: 02.02.2025).
  4. Google Careers: [сайт]. — URL: https://google.com/about/careers/applications/ (дата обращения: 02.02.2025).
  5. IKEA Careers: [сайт]. — URL: https://www.ikea.com/ (дата обращения: 02.02.2025).
  6. Netflix Jobs: [сайт]. — URL: https://jobs.netflix.com/ (дата обращения: 02.02.2025).
  7. SAS Careers: [сайт]. — URL: https://www.sas.com/en_us/careers.html (дата обращения: 02.02.2025).
  8. Toyota Global: [сайт]. — URL: https://global.toyota/en/ (дата обращения: 02.02.2025).
  9. Unilever Careers: [сайт]. — URL: https://www.unilever.com/ (дата обращения: 02.02.2025).
  10. Zappos About: [сайт]. — URL: www.zappos.com/c/about (дата обращения: 02.02.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): IKEA, США, текучесть кадров, SAS, гибкий график, программа обучения, компания, материальная мотивация, нематериальная мотивация, быстрый карьерный рост.


Похожие статьи

Задать вопрос