В статье рассматривается актуальность использования нетрадиционных техник рисования как эффективного средства развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Автор описывает различные нетрадиционные техники рисования, доступные по своему содержанию и исполнению, выделяет их положительное влияние на развитие мелкой моторики, координации движений, воображения и творческих способностей детей.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, Федеральная образовательная программа, дошкольное образование, разностороннее развитие детей, ранний возраст, мелкая моторика рук, движения рук, развитие речи, развитие мышления, изобразительная деятельность, нетрадиционные техники рисования.
В настоящее время в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования, одним из наиболее важных аспектов образовательного процесса является разностороннее развитие детей начиная уже с раннего возраста.
Основополагающую роль в развитии детей раннего возраста играет сформированная мелкая моторика рук, поскольку что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления.
В условиях дошкольной образовательной организации процесс развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста происходит в образовательной деятельности с помощью различных средств, одним из перспективных является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, самовыражаться.
Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает детей своей простотой и доступностью, во многих из них не требуется владение привычными инструментами — не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются ребенка гораздо лучше, чем инструменты художника.
Кроме того, посредством использования нетрадиционных техник рисования осуществляется стимуляция познавательного интереса детей раннего возраста: использование предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе — рисуем собственной ладошкой, пальчиками, используем вместо кисточки ватные палочки или комочек мятой бумаги или пробку от бутылки, кусочки поролона или разнообразные печати. За счёт использования разнообразных изобразительных материалов и новых технических приёмов, создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Нетрадиционные техники позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования лучше всего осуществлять в подгрупповой форме.
Во многом результат работы детей зависит от их заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание детей, побуждать их к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
— игровая ситуация;
— сюрпризный момент — любимый герой сказки приходит в гости и приглашает детей отправиться в путешествие;
— просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
— музыкальное сопровождение;
— яркая наглядность.
В образовательной деятельности с детьми раннего возраста возможно использование следующих нетрадиционных техник рисования, представленных далее.
Рисование пальчиками. Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки. Он может изображать не только точки, но водить пальчиком по бумаге.
Рисование поролоновым тампоном. Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь, разведенную водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура.
Рисование ладошкой. Ладошкография — техника рисования гуашью или иными безопасными для детей красками, во время которой малыши оставляют на листе бумаги отпечатки внутренней поверхности ладони.
Печатание (штампирование) — техника получения изображений на бумаге с помощью штампов, предварительно погруженных в баночки с красками. Штампы изготавливаются из кусочков поролона, пенопласта, нарезанных свежих овощей, пробок и других подобных материалов. Возможно использование также готовых фабричных штампов с изображениями животных, персонажей мультфильмов.
Техника тычка. Ребенок набирает на сухую кисть совсем немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает «тычки» («стучит каблучком туфельки»), заполняя нужное пространство. Тычки можно выполнять ватными палочками. Рисование методом тычка — техника, во время которой для работы используется жесткая кисть для клея. Дети наносят на бумагу отпечатки краски сухой кистью, держа руку вертикально, перпендикулярно листу. Благодаря этому фактура мазков значительно отличается от стандартной и позволяет просто и быстро рисовать реалистичные картины живой природы.
Детям группы раннего возраста можно предложить изобразить таким методом любимого плюшевого мишку, симпатичного пушистого котенка или щенка, деревья в лесу или море. Эта техника также позволяет красивые новогодние открытки, когда способом тычка рисуют сосновую хвою.
Техника рисования песком. Для этого вида творчества понадобится деревянный или пластиковый планшет, чистый просеянный песок. Занятия проводятся в затемненном помещении в тихой, спокойной обстановке.
Актуальность этого направления состоит в том, что оно как ничто иное осуществляет развитие мелкой моторики, способствует снятию стресса и обучает малышей выражать свои эмоции. Обязательным является присутствие взрослого, который показывает ребенку те или иные приемы и направляет процесс работы детей.
Рисование по крупе — техника изобразительного искусства, при которой применяется заполнение контуров изображенного предмета сначала крупой (манной, пшеничной, кукурузной, гороховой), а потом красками. Можно также сразу готовить цветной порошок для работы, используя смесь перетертых восковых мелков и мелкой крупы.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно отметить, что образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования позволяет сформировать у детей раннего возраста устойчивый интерес к рисованию, использование новых, нестандартных материалов дает возможность детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, что оказывает положительное влияние на развитие воображения, к тому же нетрадиционные техники не ограничивают руки и пальцы, что способствует эффективному развитию координации движений и мелкой моторики у детей раннего возраста.
Литература:
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 // ИПП Гарант.ру: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/.
- Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования: Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 ИПП Гарант.ру: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/.
- Колдина Д. Н. Рисование в ясельных группах детского сада с детьми 2–3 лет. ФГОС. ФОП. — М.: Мозаика-Синтез, 2024.
- Лыкова И. А. Цветные ладошки. Рисуем без кисточки. — М.: ИД Цветной мир, 2012.
- Насибуллина Р. Ф. Воспитание интереса к изобразительной деятельности у детей раннего возраста средствами нетрадиционной техники рисования / Р. Ф. Насибуллина, А. И. Сергеева, А. М. Гимранова // Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике. — Волгоград, 2018. — С. 109–111.