В статье рассматриваются некоторые аспекты установления опеки и попечительства над несовершеннолетними, оставшимися без родительского попечения .
Ключевые слова: опека, попечительство, право, несовершеннолетние, законодательство, орган опеки и попечительства.
Опека и попечительство являются одной из форм социальной заботы о гражданах, нуждающихся в ней, в числе которых не только лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограничены в дееспособности, но и прежде всего несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения. Вопросы устройства таких детей, имеют долгую историю становления и развития. Современная правовая политика российского государства в качестве одной из приоритетных задач обеспечения национальной безопасности обозначает воспитание детей, их всестороннее духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей [1].
Государство признает важность и насущную необходимость существования института опеки и попечительства, обеспечивая механизм его регулирования соответствующими нормами гражданского и семейного законодательства, поощряя, поддерживая информационно и финансово опекунов, но при этом, подчеркивая, что на первом месте всегда должны быть интересы подопечного, независимо от возраста. Права опекунов не должны заслонять права опекаемого. Только при таких условиях можно говорить о существовании института опеки и попечительства.
Однако действующее правовое регулирование института опеки (попечительства) вызывает ряд вопросов, среди которых можно отметить некоторые из них.
Перечень оснований установления опеки и попечительства раскрывается в СК РФ, где говорится о назначении опеки над особой категорией детей — без родительского попечения. Это обстоятельство, а именно, отсутствие родительского попечения, и есть ключевое основание для установления опеки над детьми.
В качестве особого основания, когда устанавливается опека над ребенком, будет выступать ситуация, при которой сам несовершеннолетний является родителем. В п. 2 ст. 62 СК РФ предусмотрено правило, согласно которого незамужние или неженатые несовершеннолетние родители могут самостоятельно осуществлять родительские права с шестнадцати лет 2. До этого момента их детям назначается опекун, с которым они совместно воспитывают ребенка, без указания возможности приобретения несовершеннолетними родителями дееспособности в полном объеме.
Нужно отметить, что законодатель регулирует вопрос осуществления родительских прав только в части несовершеннолетних, не состоящих в браке. Это связано с тем, что ГК РФ уже устанавливает, что при заключении брака несовершеннолетними они в обязательном порядке приобретают дееспособность одновременно со вступлением в брак. Однако среди представителей научного сообщества верно подмечается, что гражданско-правовая и семейно-правовая дееспособность не лишены существенных отличий, в связи с чем дать на сто процентов правильный ответ на вопрос о том, могут ли замужние или женатые несовершеннолетние родители быть законными представителями своих детей, не представляется возможным 3.
Исходя из того, что на опекунов и попечителей накладываются государством обязанности по защите прав опекаемых и по воспитанию несовершеннолетних, требования к личности опекуна устанавливает закон, учитывая юридически значимые факторы его жизни.
Требования по возрасту, дееспособности, наличию (отсутствию) судимости и по какой статье, статус лишения родительских прав, в соответствии с ч. 2 ст. 35 ГК РФ, обязательно изучаются при рассмотрении кандидатуры опекуна.
Дееспособность и достижение возраста 18 лет — это первые критерии оценки кандидата в опекуны. Кроме того, если на момент оформления опеки гражданин имеет непогашенную судимость за убийство, причинение смерти по неосторожности, причинение вреда здоровью любой степени тяжести, побои, истязание, т. е. за умышленные преступления против жизни и здоровья граждан, ему будет отказано в статусе опекуна. В этом контексте не работает правило о преимущественном праве родственных связей опекуна с опекаемым.
В целях сохранения условий воспитания опекаемых детей в духе традиционной семьи как союза разнополых лиц наряду с традиционными появляются и новые запреты, в частности установлен запрет на опекунство в отношении лиц, состоящих в квазибрачном однополом союзе, а также лица, являющиеся гражданами стран, где такие союзы разрешены и не состоящие в браке. Аналогичные задачи решает запрет на опеку лицами, сменившими пол или гражданами стран, где такая смена пола разрешена, как посредством медицинских манипуляций, так и путем формально-юридических изменений в официальных документах. В данном случае, примечательно, что законодательный запрет касается не только субъектов, которые уже прибегли к данной процедуре, но и всех граждан (подданых) таких государств, где подобные возможности существуют в законодательстве. Полагаем, что такие ограничения служат интересам ребенка, поэтому оснований для признания их дискриминационными нет.
При реализации мероприятий, связанных с устройством ребенка, который остался без попечения родителей, орган опеки и попечительства должен учитывать совокупность различных факторов. В частности, таких как принадлежность ребенка к определенной культуре или религии; родной язык ребенка; этническое происхождение ребенка; возможность обеспечить ребенку преемственность в вопросах, связанных с его образованием и воспитанием.
Минпросвещения России от 04.02.2022 № 07–748 подготовлены методические рекомендации по вопросам подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание быть усыновителями или опекунами (попечителями) несовершеннолетних граждан) [4].
В документе, например, рекомендуется, принимать во внимание факт наличия у претендента доходов ниже регионального прожиточного минимума, но не обязательно отказывать таким лицам в назначении их опекуном.
В числе негативных обстоятельств, которые могут препятствовать при принятии решения в адрес потенциального опекуна, перечисляются, к примеру, пожилой возраст (притом, что в законе требования к возрасту опекунов и попечителей отсутствуют), факт отказа от прежнего опекунства, факт лишения лица родительских прав или ограничения в родительских правах (но и эти обстоятельства подлежат системному учету, не должны влечь обязательный отказ при принятии решения), статус одинокого мужчины, не имеющего родственных связей с потенциальным опекаемым и пр. Все обстоятельства должны получить системную оценку, а в основу принятого решения должны быть положены интересы ребенка, его право на семейное воспитание.
Отдельно рекомендуется отбирать письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, если они живут вместе с потенциальным опекуном. Однако дальнейшие разъяснения о том, как быть с этим согласием, и как учитывать, например, несогласие, не даются.
Говоря о требованиях к опекунам, законодатель называет общие требования к дееспособности в то время, как вопросу о возрасте опекуна или попечителя внимание не уделяется. Если мы обратимся, например, к институту усыновления, то заметим, что здесь законодатель более внимателен к данному аспекту. Так, в силу ст. 128 СК РФ минимальная разница между усыновителем и усыновляемым не может быть менее 16 лет, при том, что данное требование не действует при усыновлении отчимом (мачехой), или по прочим причинам, отнесенным к уважительным.
В свете сохранения облика традиционной семьи в духе российских национальных традиций, требования к максимальному возрасту опекуна (попечителя) все же нужны. Однако эти требования должны быть разработаны по результатам социально-демографической оценки, с учетом интересов детей, их права воспитываться в семье. Эти правила не должны быть применимы к отношениям, связанным с установлением опеки (попечительства) между кровными родственниками, когда в интересах ребенка находиться под опекой близкого лица, а не, к примеру, в государственном учреждении.
Проблемой можно считать и формальный подход при вынесении решения органом опеки и попечительства о том, имеет ли право то или иное лицо быть опекуном несовершеннолетнего.
В качестве преимущества при принятии решения о назначении определенному лицу опекуна, выступает наличие родственных связей ребенка и опекуна. Но на практике, родственники зачастую получают отказы по таким основаниям, как преклонный возраст; нетрудоспособность (притом, что в перечне ограничений названа только инвалидность 1 группы), недостаточно благоприятные жилищно-бытовые условия.
Законодателю стоит уделить особое внимание вопросам расширения альтернативных форм семейной опеки даже в том случае, когда, к примеру, в силу пожилого возраста, плохого состояния здоровья, прочих причин, не в состоянии возложить на себя ответственность за ребенка полностью.
Сохранить семейные связи, защитить ребенка от возможных злоупотреблений, обеспечить наиболее полный учет его интересов и потребностей позволит институт совместной опеки как компетентного органа, так и родственника ребенка, не способного в силу объективных причин в полном объеме выполнять опекунские функции. Обязанности при совместной опеке могут осуществляться организацией в лице ее руководителя, в которую помещен несовершеннолетний и родственником ребенка, который в силу заслуживающих уважения причин не имеющих возможности осуществлять опеку (попечительство) в отношении несовершеннолетнего без участия такой организации. Как представляется, именно родственное устройство ребенка является приоритетной задачей органов опеки, которая, опять же, непременно должна решаться с учетом интересов ребенка.
Выявленные проблемы являются лишь небольшой частью из существующих в сфере опеки и попечительства над детьми. В этой связи имеется необходимость в совершенствовании механизмов правового регулирования форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в частности опеки и попечительства, а также анализировать то, как эти правовые институты могут более эффективно функционировать в современных условиях.
Литература:
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27 (Ч. II). Ст. 5351.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.
- Долинская В. В. Проблемы участия несовершеннолетних в отношениях представительства // Семейное и жилищное право. 2024. № 5. С. 5–9.
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 (ред. от 10.02.2020) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2572.