Развитие Арктической зоны в период санкций: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 16.02.2025

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Асаёнок, Д. Р. Развитие Арктической зоны в период санкций: проблемы и перспективы / Д. Р. Асаёнок. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 235-238. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122756/ (дата обращения: 22.02.2025).



Современная международная логистическая арена — это мощнейшая конкурентная инфраструктура, в которой происходит постоянная борьба за ресурсы. Именно этот фактор выдвигает перед ведущими странами необходимость продвижения каких-либо глобальных логистических проектов, которые стали бы настоящей геополитической победой и дали мощный толчок развитию целому ряду сфер и индустрий. Последние годы отличаются множеством политических и экономических изменений, которые отразились не только в сфере морских перевозок, но и полностью перевернули уже устоявшиеся условия работы международных торговых коридоров.

Существует множество факторов, которые объясняют ситуацию, сложившуюся на логистическом рынке, однако основное влияние оказали именно выдвинутые Российской Федерации экономические санкции. Безусловно, помимо санкций есть еще ряд причин таких глобальных изменений на мировой арене, как перенаправление активов со стран Запада на порты Востока, а именно на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В этот период сформировался ряд тенденций развития транспортной инфраструктуры, особенно морской — модернизация судов и портовых инфраструктур, внедрение последних достижений науки и IT- сферы в работу, поиск способов увеличения грузоподъемности судов и их универсализация, а также реализация общих проектов с со дружественными странами.

Однако одними из самых мощных, но при этом спорных идей становятся освоение Арктики и сотрудничество экономических лидеров в создании нового логистического ледового коридора на Северном морском пути, что, в свою очередь, предполагает соответствующее развитие транспортной инфраструктуры северных регионов России в целом — без которого невозможно будет добиться значительного роста объёмов перевозок по морю.

Северный морской путь − единственный морской маршрут между западом и востоком, находящийся в российской юрисдикции. В сложившихся геополитических условиях его значимость и роль существенно возросли. Использование этого маршрута уже сейчас дает возможность свободно транспортировать добываемые в российской арктической зоне нефть, природный газ, уголь и снизить нагрузку на Транссиб и БАМ. Дальнейшее развитие СМП, в особенности его восточной части, нацелено на организацию безопасной доставки российских и международных грузов и создание альтернативного международного транспортного коридора. Это уникальный водный маршрут, который несмотря на всю свою сложность открывает для России огромные перспективы развития торговых отношений независимо от выдвинутых санкций со странами Азии, в том числе с Китаем, который на сегодняшний день стал одним из ключевых игроков на международной экономической арене. Карта с изображением северного маршрута представлена ниже на рисунке 1.

Маршрут Северного морского пути

Рис. 1. Маршрут Северного морского пути

Помимо полной независимости от событий, происходящих на Западе, есть еще одна причина, по которой ведущие экономические державы проявляют все больший интерес к северному маршруту и это — время доставки грузов. Если говорить о расстояние между Владивостоком и Санкт-Петербургом: оно превышает 23 тысячи километров через Суэцкий канал, в то время как по арктическому морскому пути оно составляет всего 14 тысяч.

Специалисты в сфере логистики уже многие годы говорят о развитие Арктической зоны и прилегающей к ней инфраструктуры, перспективах и трудностях, которые могут возникнуть, но что именно послужило таким резким толчком развития Северного коридора в последние годы? Особую роль сыграли не только глобальные изменения, но и многие другие, региональные, демографические и научно-технические — таблица 1.

Таблица 1

События в мире и их влияние на развитие СМП

Мировые события

Результат

Введенные против РФ санкции и частичная блокировка Суэцкого канала для судов

Разворот логистики на Восток;

Перенаправление активов;

Поиск альтернативных путей доставки грузов;

Рост географии крупных азиатских агломераций и расширение торгово-экономической базы

Расширение торговых путей и инфраструктуры;

Строительство новых и модернизация старых международных транспортных коридоров;

Сотрудничество в крупных международных проектах;

Концентрация финансовых и других активов в ведущих азиатских державах

Развитие экономик государств;

Налаживание стабильного материального и финансового потока;

Формирование новых тенденций в сфере логистики и транспорта;

Формирование мощной научно-технической базы и внедрение в работу последних достижений цифры

Запуск круглогодичной навигации в северных морях;

Минимизация транспортных расходов;

Увеличение грузопотока по СМП в целом;

Северный маршрут уже сейчас имеет огромный логистический потенциал, так как именно по нему осуществляется транспортировка добываемых в Арктике природных ресурсов, он является своего рода стратегической ресурсной базой, модернизация и расширение которой выведет экономику Российской Федерации на новый уровень развития. К тому же азиатские партнеры не меньше России заинтересованы в новом коридоре, это значит, что имея общие интересы, 2 державы смогут прийти к экономическому сотрудничеству и начать реализацию новых ледовых проектов. Это подтверждается динамикой российско-китайской торговли в период с 2014 по начало 2024 года — рисунок 2.

Динамика российско-китайской торговли млрд. дол.

Рис. 2. Динамика российско-китайской торговли млрд. дол.

Так как на фоне западных санкций ряд логистических цепочек был нарушен. Многие компании ушли с рынка, а доступ к международным коридорам стал ограничен, быстроразвивающиеся страны Азии и прежде всего КНР, Республика Корея, Япония, активно заговорили о развитие транснационального мегапроекта «Один пояс — один путь», или «Новый Шелковый путь» совместно с Россией — таблица 2.

Таблица 2

Основные направления доставки грузов

Маршрут

Период навигации

Откуда

Куда

Какие грузы

(ЮМП) по Индийскому океану через Суэцкий канал.

Зимний период (4–6 месяцев)

Северо-Восточных провинций КНР, Вьетнам, Индонезия, Филиппины, Индия

В европейскую часть Российской Федерации

Контейнерные перевозки (а также перевозки насыпных) экспортных грузов

(СМП) через порты юга Приморского края (Зарубино, Находка, Владивосток)

Летний период (от 4–5 до 7–8 месяцев)

К тому же, судя по данным статистики, грузооборот по СМП растет каждый год, так, например, с 2010 по 2021 год он увеличился с 20 тысяч тонн до 33 миллионов тонн. Основу грузопотока составляет экспорт углеводорода, его добыча осуществляется более чем на 10 участках арктического шельфа.

На сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) воплощается в жизнь более 460 проектов, связанных с развитием производственной, транспортной и общественной инфраструктуры. Объём государственных инвестиций в эти проекты превышает 1,3 трлн рублей, а их результатом станет создание более 30 тыс. рабочих мест. На первый план выходит строительство и модернизация портов севера. В таблице 3 перечислены главные порты СМП и результаты их модернизации.

Таблица 3

Ведущие порты СМП и результаты их модернизации

Порт или терминал

Результаты и перспективы модернизации

Терминал «Утренний» в порту Сабетта

Получение разрешений в 2023 году на ввод в эксплуатацию объектов федеральной собственности терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» (проект «Арктик СПГ 2») в морском порту Сабетта (Ямал).

Порт Бухта Север

С 2021 года строительство крупнейшего в России нефтеналивного терминала с парком для приема и хранения нефти (102 резервуара к 2030 году).

Угольный терминал «Енисей»

Создание на берегу Карского моря одного из ключевых объектов проекта компании «Северная звезда» по освоению Сырадасайского месторождения угля на Таймыре

Терминал для продукции Баимского ГОКа

Строительство на мысе Наглейнын (Чукотский автономный округ) морского терминала для отгрузки продукции Баимского горно-обогатительного комбината (ГОК) мощностью до 2 млн тонн в год

Архангельский и Мурманский транспортные узлы

Развитие морской, портовой, подъездной транспортной и инженерной инфраструктуры, обновление ледокольного флота и обеспечение безопасности судоходства в акватории Архангельского транспортного узла

Помимо модернизации портов, планируется строительство специализированного терминала «с нуля», способного принимать и обслуживать суда ледового класса с низкой осадкой и строительство железнодорожных магистралей в северном направлении с целью дальнейшей отправки грузов в центр России, в том числе проект «СШХ-2», который предполагает вовлечение существующей железнодорожной инфраструктуры ПАО «Газпром» (572 км линии Обская — Карское).

В сложившихся условиях под влиянием санкционного давления возникла необходимость не только в строительстве новых арктических терминалов, но и модернизации уже имеющихся, так как именно они в 2024 году обеспечивают загрузку Северного морского пути до 80 млн т.

Что касается развития международного транзита грузов по СМП, то как раз сейчас из-за глобальной трансформации сложившихся цепочек поставок и направлений грузопотоков арктический маршрут становится привлекательным альтернативным транспортным коридором.

Санкции Запада по отношению к России — не новое явление, тем не менее, именно в период их действия освоение Арктики имеет исключительное важное значение, а его территория может стать международной кооперацией, положив начало новой эры доставки груза северным направлением.

Таким образом, обострившаяся из-за санкций и других экономических обстоятельств логистическая ситуация бросила Дальнему Востоку, как одной из перспективнейших территорий страны, новый вызов — задача освоения Арктики, поставленная Президентом России, требует пересмотра действующей стратегии развития местных портов с учётом перераспределения транспортных потоков, реализацию крупных международных проектов по строительству ледокольного флота, а так же налаживания стабильной ситуации в арктических морях и запуск круглогодичной навигации по самому независимому от санкций и других мировых событий логистическому коридору.

Литература:

  1. Северный морской путь России: перспективы, порты, грузооборот. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://snegir.org/post/severnij-morskoj-put-istoriya-perspectivi/?ysclid=ltmgfl24e7325339739.
  2. За полярным кругом. Северный морской путь станет важнейшим транспортным коридором. Что это даст экономике? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2023/12/13/zapolyarnym/?ysclid=ltmgskxl9485798549.
  3. Севморпуть: Ледовый шелковый путь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://portnews.ru/projects/project55/?ysclid=ltmgih542y447899874.
  4. Перспективы развития северного морского пути, Залян К. В., Кортунова О. В. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-severnogo-morskogo-puti.
  5. Севморпуть стал как шелковый. Поставки нефти по маршруту растут благодаря Китаю. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/7232134.
  6. Холодная волна: развитие Арктики не остановится из-за санкций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/1320115/dmitrii-laru/kholodnaia-volna-razvitie-arktiki-ne-ostanovitsia-iz-za-sanktcii.
  7. Перспективы развития крупных инвестиционных проектов в российской Арктике в условиях санкций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zavtra.ru/books/perspektivi_razvitiya_krupnih_investitcionnih_proektov_v_rossijskoj_arktike_v_usloviyah_sanktcij.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, Северный морской путь, проект, северный маршрут, Суэцкий канал, Арктическая зона, Владивосток, северное направление, транспортная инфраструктура.


Похожие статьи

Задать вопрос