Медиация в системе образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 14.02.2025

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Годзиландзе, А. Ю. Медиация в системе образования / А. Ю. Годзиландзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 176-177. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122765/ (дата обращения: 22.02.2025).



Данная тема является актуальной и по сей день. Так как людям свойственно постоянно вступать в конфликты, независимо от того, в каком месте или в какой сфере возникла ситуация. Это также и касается системы образования.

Медиация в системе образования — это метод разрешения конфликтов и споров, при котором стороны являются активными участниками в решении вопроса в присутствии нейтрального посредника — медиатора.

Медиация как метод альтернативного разрешения спора может широко использоваться для урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних в образовательной системе, в том числе, в качестве профилактики конфликтов и социально опасного поведения [1].

В образовательной организации решением конфликтов могут заниматься разные структурные подразделения:

— Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (административные способы решения конфликтов).

— Школьная служба медиации (примирения) (решение конфликтов на основе медиативных технологий).

С помощью медиации в образовательной организации можно разрешать различные конфликты: межличностные, межкультурные, конфликты, связанные с деятельностью, поведением, отношениями и прочие.

Хотелось бы выделить определенный аспект, а именно преимущество внедрения медиации в систему образования.

Преимущества медиации в образовании

  1. Разрешение конфликтов : позволяет эффективно решать споры, избегая эскалации конфликтов и применения дисциплинарных мер.
  2. Улучшение коммуникации : способствует открытой и честной коммуникации между участниками конфликта.
  3. Развитие социальных навыков : Учащиеся учатся разрешать конфликты и выражать свои чувства, что развивает их эмоциональный интеллект.
  4. Создание безопасной среды : формирует атмосферу доверия в образовательном учреждении.
  5. Сохранение отношений : сохраняет и укрепляет отношения между участниками, так как решение принимается совместно.

Медиация ровесников (peer-mediation) — посредниками в детском конфликте выступают дети одного возраста, взрослые медиаторы в процессе не принимают участия. Взрослый при урегулировании детского конфликта всегда уже будет сознательно или бессознательно влиять своей взрослостью со стороны [2].

Данные преимущества могут способствовать снижению конфликтов между учениками, которые являются нередким явлением, и также научить учеников жить в социуме, что может повлиять на успеваемость в целом.

Но кроме сказанного выше, следует обратить внимание, какие именно стоят преграды перед медиацией в системе образования.

  1. Недостаточность ресурсов. Под этим понимается, что нет никакого стимула с моральной и материальной стороны у преподавателя для внедрения медиации в образовательную часть.
  2. Авторитаризм руководства. Ответственные за реализацию технологии назначаются исходя из загруженности, а не профессиональной компетентности.
  3. Закрытость образовательной организации. Педагогический коллектив зачастую решает проблемы, которые возникают во время учебного процесса самостоятельно или вовсе закрывают на проблемы глаза.
  4. Отсутствие нормативно-правового обеспечения. Например, не проработан регламент межведомственного взаимодействия при урегулировании конфликтов с несовершеннолетними.
  5. Проблема подготовки кадров . Нехватка профессиональных медиаторов в большинстве образовательных учреждений.
  6. Формализм и нежелание внедрять инновации . Это приводит к разочарованию медиацией и её обесцениванию.

Школьный буллинг вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для всего детского сообщества, поскольку подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность [3].

Чуприкова Р. А. приводит статистику о том, что 72 % россиян вообще не знакомы с понятием «служба примирения/медиации в образовательных организациях». В структуре случаев, рассматриваемых службами, лидируют ситуации, связанные с наличием конфликта с другими детьми и учителями (21,6 %); конфликты, сопровождающиеся нарушением закона, рассматриваются службами всего в 2,8 % случаев. Большая часть школьных конфликтов разрешается конфликтующими сторонами самостоятельно (26,2 %) или при участии администрации (22,2 %) без привлечения служб. Службы принимают на себя функции по первичному рассмотрению конфликтов лишь по данным 21,8 % опрошенных. Отмечена значительная доля лиц (50,7 %), имеющих опыт взаимодействия со службами в части разрешения конфликтов своих детей или собственных конфликтов с образовательной организацией в тех организациях, где службы существуют [4].

Данная статистика показывает, что медиация в образовательной среде требует одного из главных решений, которое стоит перед обществом уже достаточно давно, а именно популяризации медиации как одного из способов разрешения конфликта.

Таким образом можно сделать вывод, что медиация в системе образования имеет смысл, так как она вносит ощутимые изменения в учебный процесс. Но также она требует доработок в определенных аспектах для ее развития и внедрения в образовательную систему.

Литература:

  1. Медиация в образовании: поликультурный контекст: материалы III Междунар. конф. Красноярск, 27–29 сентября 2021 г. / под общ. ред. О. Г. Смоляниновой. С 35.
  2. Коновалов А. Краткий обзор моделей поддержки школьных служб примирения // Опыт работы школьных служб примирения в России. М., 2014. С.15.
  3. Елисеева Е. Ю., Юхин К. Е., Рачковская Н. А. Информационно-методическое обеспечение профессиональной переподготовки педагогических кадров в сфере профилактики деструктивных форм поведения. Отчет о НИР № 5061–11/15 от 23.10.2015 (Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвездие»)». — 127 c.
  4. 2023.3.11 Распространенность и эффективность служб примирения/медиации в школах России (по данным опроса родителей) А. Н. Островский. Российский государственный социальный университет, Р. А. Чуприков. Аппарат общественной палаты Российской Федерации.
Основные термины (генерируются автоматически): система образования, образовательная организация, детский конфликт, конфликт, медиация, образовательная система, решение конфликтов, служба, урегулирование конфликтов, учебный процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос