В статье описан комплекс здоровьесберегающих технологий «Крепыш». Данная система работы позволяет решить воспитателям задачи сохранения детей среднего и старшего дошкольного возраста и сформировать у них необходимые знания и привычки по здоровому образу жизни.
Актуальность. Внастоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ.
В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным выполнением основных движений (ходьбы, бега, мягких прыжков, поворотов в обе стороны).
ВОЗ определяет «Здоровье» как состояние полного физического, психического и социального благополучия.
С цельюсохранения и укрепления здоровья детей среднего и старшего дошкольного возраста через систему здоровьесберегающих упражнений разработан комплекс «Крепыш». С помощью его в группе создаются благоприятные условия и режим двигательной активности с учетом индивидуальных особенностей детей и всей группы\
Задачи:
Научить детей:
– регулировать свое поведение (эмоциональный комфорт);
– распределять двигательную нагрузку;
– Разнообразить подвижные игры детей;
– Воспитывать и прививать интерес к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающая деятельность в нашей группе осуществляется в следующих видах:
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
– медико-профилактические;
– физкультурно-оздоровительные;
– технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
Рис. 1. Виды здоровье сберегающих технологий
По данной схеме наглядно видно, какие направления работы актуальны и близки для педагога. Это технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка — технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника.
Данное направление педагог может самостоятельно реализовать в образовательном процессе на занятии и в режиме дня.
Остальные два направления педагог может реализовать с медицинским работником и инструктором физической культуры.
В группе созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из которых являются:
– организация разных видов деятельности детей в игровой форме;
– оснащение группы оборудованием, игрушками, играми и пособиями.
В создании условии включается весь коллектив группы (воспитатели, тьютор, учитель-дефектолог, младший воспитатель), а также к участию привлекаются родители в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в деятельности.
В комплекс «Крепыш» входят следующие технологии (таблица № 1):
– технологии сохранения и стимулирования здоровья;
– технологии обучения здоровому образу жизни;
– коррекционные технологии.
Таблица 1
Содержание и виды работы комплекса «Крепыш»
Технологии сохранения и стимулирования здоровья. |
Технологии обучения здоровому образу жизни. |
Коррекционные технологии. |
|
Содержание |
Упражнения на снятие эмоционального напряжения. Регулирование двигательной нагрузки при организации режимных процессов. |
Формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни. |
Направлены на коррекцию и совершенствование. |
Виды упражнений, деятельности |
- ритмопластика; — динамические паузы; — релаксация; — пальчиковые игры; — гимнастика для глаз; — подвижные игры; |
- беседы; — проекты; — совместные события(утренняя гимнастика с родителями, спортивные развлечения) |
- артикуляционная гимнастика; — сказкатерапия; |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластикаиспользуется на утренней гимнастике, упражнения выполняются под музыку в спокойном медленном темпе. Для повышения эмоциональной отзывчивости у детей и эффективности выполнения упражнений, подобраны музыкальные комплексы (попурри) «Маленькая страна», «Мой любимый детский сад», «Зимушка-зима».
Для регулирования двигательной активностивтечении днясдетьми организуются динамические паузы. Они проводятся как на занятиях, так и в совместной деятельности детей. Это нам позволяет снять статическую нагрузку, и обеспечить двигательную активность. Дети охотно выбирают игры: «Лесная полянка», «Три медведя», «Веселые прыжки».
Совместно с инструктором физического воспитания планируютсяподвижные и спортивные игрывзале и на воздухе. Для этого подобрана картотекаподвижных игр:
– игры с ходьбой и бегом: «Ловишки» , «Лохматый пес» , «Горелки» ;
– игры с прыжками: «Бездомный заяц» , «Волк во рву» , «Удочка» ;
– игры с метанием: «Попади в цель» , «Сбей кеглю» , «Охотники и утки» ;
– игры с лазанием: «Колдунчики» , «Тай-тай-выручай» и другие).
Также проведение игр зависит от погодных условий в летний период. Прогулка с детьми завершается играми малой подвижности: летом это «Самолеты», «Мы веселые ребята», «Ловишки» и т. д., а зимой — «Два мороза», «Ветерок» и т. д.
По завершению спортивных соревнований, развлечений, прогулок и другой эмоционально и физически насыщенной двигательной активности обязательно проводим упражнения на релаксацию. Релаксирующая спокойная музыка,акустические композиции, имитирующие шум дождя или леса с пением птиц, помогают расслабляться. Для снятия мышечного напряжения включены упражнения «Птички», «Бубенчик», «Тишина».
Особое внимание в режиме дня для переключения внимания отводится пальчиковой гимнастике, гимнастике для глаз и дыхательным упражнениям. Они позволяют в удобный период времени активизировать внимание, помочь переключиться на новый вид деятельности, а так же снять напряжение пальцев, глаз и создать комфортную эмоциональную обстановку. Игры: «Игрушки», «Как живешь?», «Любопытна Варвара» и т. д. не требуют особой организации детей и подготовки педагога. Педагогу важно дозировать упражнения, чтобы не допустить головокружения, педагогу важно контролировать состояние ребенка.
Не мало важный компонент «Крепыша» — гимнастика после сна. Для гимнастики пробуждения «Потягушки» подобраны комплексы упражнений, которые обеспечивают для детей комфортное пробуждение и постепенное включение в режим во второй половине дня. Пробуждение сопровождается музыкой и потешками. Дошкольники выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. С привлечением родителей изготовлены к структурные дорожки для профилактики плоскостопия. Ступая по ним, стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж точек нижней части стопы.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Утренняя гимнастикаРешая задачи воспитания и прививая интерес к здоровому образу жизни мной формируются здоровые привычки. Для мотивации детей и родителей соблюдать важный режимный момент — это утренняя гимнастика. Организуются совместные зарядки, например, «Космическая зарядка», «Лесная зарядка». Где родители остаются вместе с детьми и выполняют упражнения. (рис. 2)
Рис. 2. «Космическая гимнастика»
Еженедельно, на прогулочном участке группы и на многофункциональном образовательном пространстве «Поляна активности» в игровой форме проводим третье физкультурное занятия на свежем воздухе.Спортивные, подвижные игры на свежем воздухе укрепляют организм, способствуют повышению иммунитета, а также воспитанию личностных качеств. Дети проявляют заинтересованность, активность и самостоятельность, проявляют волевые качества. Развлечения «Синичкин день» (рис. 3), «Главней всего погода в доме, «В гостях у елочки».
Рис. 3. Развлечение «Синичкин день»
Ежемесячно для дошкольников организуем спортивные досуги с привлечением персонажей. В данной совместной деятельности дети обучаются и учат героя правилам здорового образа жизни. При проведении досугов, все ребята приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом ведут себя непосредственно и раскованно, что позволяет им двигаться без особого напряжения.
Культурно-гигиенические навыки для детей дошкольного возраста особенно с ОВЗ вошли в отдельное направление. Разработаны тематические проекты: «В гостях у зубной феи», «Друзья Доктора Айболита» (рис. 4) и др. Они проводятся и организуются совместно с родителями. По итогам каждого проекта создан видеоролик с участием детей и родителей.
Рис. 4. Проект «Друзья Доктора Айболита»
Коррекционные технологии
Коррекционные технологии используются совместно с логопедом, учителем-дефектологом и психологом.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.
Сказкотерапия — используется при возникновении проблемной ситуации (ребенок не хочет мыть руки) придумываем с детьми сказку. Дети включаются в процесс сочинения сказки и сами дают рекомендации как поступить герою и находят выход из сложившейся ситуации. В сказках описываются ситуации и выполняются правила которые нужно выполнять.
Реализуя в течение учебного года комплекс «Крепыш», получены следующие результаты:
–положительная динамика психоэмоционального развития детей.
–дети самостоятельно организуют подвижные игры со сверстниками на прогулке.
–проявляют интерес к ЗОЖ, знают и соблюдают правила, которые укрепляют здоровья.
–родители создают условия для сохранения и укрепления здоровья ребенка дома.
Комплекс «Крепыш» стал важным помощником педагога в направлении сохранения и укрепления здоровья детей, объединения совместных усилий семьи и детского сада.