Здоровьесберегающие технологии в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 апреля, печатный экземпляр отправим 30 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 16.02.2025

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Кюриева, Е. А. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Е. А. Кюриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 90-94. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122774/ (дата обращения: 18.04.2025).



В статье описан комплекс здоровьесберегающих технологий «Крепыш». Данная система работы позволяет решить воспитателям задачи сохранения детей среднего и старшего дошкольного возраста и сформировать у них необходимые знания и привычки по здоровому образу жизни.

Актуальность. Внастоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ.

В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; движений, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным выполнением основных движений (ходьбы, бега, мягких прыжков, поворотов в обе стороны).

ВОЗ определяет «Здоровье» как состояние полного физического, психического и социального благополучия.

С цельюсохранения и укрепления здоровья детей среднего и старшего дошкольного возраста через систему здоровьесберегающих упражнений разработан комплекс «Крепыш». С помощью его в группе создаются благоприятные условия и режим двигательной активности с учетом индивидуальных особенностей детей и всей группы\

Задачи:

Научить детей:

– регулировать свое поведение (эмоциональный комфорт);

– распределять двигательную нагрузку;

– Разнообразить подвижные игры детей;

– Воспитывать и прививать интерес к здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающая деятельность в нашей группе осуществляется в следующих видах:

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

– медико-профилактические;

– физкультурно-оздоровительные;

– технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Виды здоровье сберегающих технологий

Рис. 1. Виды здоровье сберегающих технологий

По данной схеме наглядно видно, какие направления работы актуальны и близки для педагога. Это технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка — технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье дошкольника.

Данное направление педагог может самостоятельно реализовать в образовательном процессе на занятии и в режиме дня.

Остальные два направления педагог может реализовать с медицинским работником и инструктором физической культуры.

В группе созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из которых являются:

– организация разных видов деятельности детей в игровой форме;

– оснащение группы оборудованием, игрушками, играми и пособиями.

В создании условии включается весь коллектив группы (воспитатели, тьютор, учитель-дефектолог, младший воспитатель), а также к участию привлекаются родители в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в деятельности.

В комплекс «Крепыш» входят следующие технологии (таблица № 1):

– технологии сохранения и стимулирования здоровья;

– технологии обучения здоровому образу жизни;

– коррекционные технологии.

Таблица 1

Содержание и виды работы комплекса «Крепыш»

Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Технологии обучения здоровому образу жизни.

Коррекционные технологии.

Содержание

Упражнения на снятие эмоционального напряжения. Регулирование двигательной нагрузки при организации режимных процессов.

Формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни.

Направлены на коррекцию и совершенствование.

Виды упражнений, деятельности

- ритмопластика;

— динамические паузы;

— релаксация;

— пальчиковые игры;

— гимнастика для глаз;

— подвижные игры;

- беседы;

— проекты;

— совместные события(утренняя гимнастика с родителями, спортивные развлечения)

- артикуляционная гимнастика;

— сказкатерапия;

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластикаиспользуется на утренней гимнастике, упражнения выполняются под музыку в спокойном медленном темпе. Для повышения эмоциональной отзывчивости у детей и эффективности выполнения упражнений, подобраны музыкальные комплексы (попурри) «Маленькая страна», «Мой любимый детский сад», «Зимушка-зима».

Для регулирования двигательной активностивтечении днясдетьми организуются динамические паузы. Они проводятся как на занятиях, так и в совместной деятельности детей. Это нам позволяет снять статическую нагрузку, и обеспечить двигательную активность. Дети охотно выбирают игры: «Лесная полянка», «Три медведя», «Веселые прыжки».

Совместно с инструктором физического воспитания планируютсяподвижные и спортивные игрывзале и на воздухе. Для этого подобрана картотекаподвижных игр:

– игры с ходьбой и бегом: «Ловишки» , «Лохматый пес» , «Горелки» ;

– игры с прыжками: «Бездомный заяц» , «Волк во рву» , «Удочка» ;

– игры с метанием: «Попади в цель» , «Сбей кеглю» , «Охотники и утки» ;

– игры с лазанием: «Колдунчики» , «Тай-тай-выручай» и другие).

Также проведение игр зависит от погодных условий в летний период. Прогулка с детьми завершается играми малой подвижности: летом это «Самолеты», «Мы веселые ребята», «Ловишки» и т. д., а зимой — «Два мороза», «Ветерок» и т. д.

По завершению спортивных соревнований, развлечений, прогулок и другой эмоционально и физически насыщенной двигательной активности обязательно проводим упражнения на релаксацию. Релаксирующая спокойная музыка,акустические композиции, имитирующие шум дождя или леса с пением птиц, помогают расслабляться. Для снятия мышечного напряжения включены упражнения «Птички», «Бубенчик», «Тишина».

Особое внимание в режиме дня для переключения внимания отводится пальчиковой гимнастике, гимнастике для глаз и дыхательным упражнениям. Они позволяют в удобный период времени активизировать внимание, помочь переключиться на новый вид деятельности, а так же снять напряжение пальцев, глаз и создать комфортную эмоциональную обстановку. Игры: «Игрушки», «Как живешь?», «Любопытна Варвара» и т. д. не требуют особой организации детей и подготовки педагога. Педагогу важно дозировать упражнения, чтобы не допустить головокружения, педагогу важно контролировать состояние ребенка.

Не мало важный компонент «Крепыша» — гимнастика после сна. Для гимнастики пробуждения «Потягушки» подобраны комплексы упражнений, которые обеспечивают для детей комфортное пробуждение и постепенное включение в режим во второй половине дня. Пробуждение сопровождается музыкой и потешками. Дошкольники выполняют упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. С привлечением родителей изготовлены к структурные дорожки для профилактики плоскостопия. Ступая по ним, стопа ребёнка получает специальную разминку для мышц, поддерживающих её в правильном положении, одновременно происходит массаж точек нижней части стопы.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Утренняя гимнастикаРешая задачи воспитания и прививая интерес к здоровому образу жизни мной формируются здоровые привычки. Для мотивации детей и родителей соблюдать важный режимный момент — это утренняя гимнастика. Организуются совместные зарядки, например, «Космическая зарядка», «Лесная зарядка». Где родители остаются вместе с детьми и выполняют упражнения. (рис. 2)

«Космическая гимнастика»

Рис. 2. «Космическая гимнастика»

Еженедельно, на прогулочном участке группы и на многофункциональном образовательном пространстве «Поляна активности» в игровой форме проводим третье физкультурное занятия на свежем воздухе.Спортивные, подвижные игры на свежем воздухе укрепляют организм, способствуют повышению иммунитета, а также воспитанию личностных качеств. Дети проявляют заинтересованность, активность и самостоятельность, проявляют волевые качества. Развлечения «Синичкин день» (рис. 3), «Главней всего погода в доме, «В гостях у елочки».

Развлечение «Синичкин день»

Рис. 3. Развлечение «Синичкин день»

Ежемесячно для дошкольников организуем спортивные досуги с привлечением персонажей. В данной совместной деятельности дети обучаются и учат героя правилам здорового образа жизни. При проведении досугов, все ребята приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют задания, при этом ведут себя непосредственно и раскованно, что позволяет им двигаться без особого напряжения.

Культурно-гигиенические навыки для детей дошкольного возраста особенно с ОВЗ вошли в отдельное направление. Разработаны тематические проекты: «В гостях у зубной феи», «Друзья Доктора Айболита» (рис. 4) и др. Они проводятся и организуются совместно с родителями. По итогам каждого проекта создан видеоролик с участием детей и родителей.

Проект «Друзья Доктора Айболита»

Рис. 4. Проект «Друзья Доктора Айболита»

Коррекционные технологии

Коррекционные технологии используются совместно с логопедом, учителем-дефектологом и психологом.

Артикуляционная гимнастика упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Сказкотерапия используется при возникновении проблемной ситуации (ребенок не хочет мыть руки) придумываем с детьми сказку. Дети включаются в процесс сочинения сказки и сами дают рекомендации как поступить герою и находят выход из сложившейся ситуации. В сказках описываются ситуации и выполняются правила которые нужно выполнять.

Реализуя в течение учебного года комплекс «Крепыш», получены следующие результаты:

–положительная динамика психоэмоционального развития детей.

–дети самостоятельно организуют подвижные игры со сверстниками на прогулке.

–проявляют интерес к ЗОЖ, знают и соблюдают правила, которые укрепляют здоровья.

–родители создают условия для сохранения и укрепления здоровья ребенка дома.

Комплекс «Крепыш» стал важным помощником педагога в направлении сохранения и укрепления здоровья детей, объединения совместных усилий семьи и детского сада.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, игра, стимулирование здоровья, технология обучения, технология сохранения, упражнение, утренняя гимнастика, артикуляционная гимнастика, двигательная активность.


Похожие статьи

Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольног...

Информационный ресурс с педагогическим контентом, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива

В статье изложена разработанная на основе практического опыта заведующего детским садом Быковой Ольги Николаевны и старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны концепция сайта ДОУ муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад...

Здоровьесохраняющие технологии в организации и содержании образовательного процесса дошкольного учреждения

Материал представляет комплексную систему организации деятельности дошкольного учреждения с целью сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. Здесь представлены основные направления деятельности дошкольного учреждения по здоровьесбережению ...

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается важность проблемы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, обосновывается эффективность использования блочной системы работы в исследуемом направлении, описывается опыт работы с детьми, приводит...

Сценарий спортивно-познавательного развлечения «Путешествие по Солнечной системе» для старших дошкольников

Материал представляет собой конспект (сценарий) интегрированного мероприятия (досуга) с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий. Будет полезен воспитателям и инструкторам физической культуры ДОО для разработки и проведения тематически...

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Мастер-класс для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни»

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Похожие статьи

Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольног...

Информационный ресурс с педагогическим контентом, как показатель инновационной деятельности педагогического коллектива

В статье изложена разработанная на основе практического опыта заведующего детским садом Быковой Ольги Николаевны и старшего воспитателя Лаптенок Татьяны Сергеевны концепция сайта ДОУ муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад...

Здоровьесохраняющие технологии в организации и содержании образовательного процесса дошкольного учреждения

Материал представляет комплексную систему организации деятельности дошкольного учреждения с целью сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников. Здесь представлены основные направления деятельности дошкольного учреждения по здоровьесбережению ...

«Веселая клеточка» (развитие ориентировки на микроплоскости и графомоторных навыков у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста посредством рисования по клеточкам)

Данная статья содержит практические рекомендации из опыта проектной деятельности учителей-дефектологов по организации работы с графическими диктантами. Подчеркивая актуальность выбранного направления, в статье предлагается описание проекта «Веселая к...

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается важность проблемы формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, обосновывается эффективность использования блочной системы работы в исследуемом направлении, описывается опыт работы с детьми, приводит...

Сценарий спортивно-познавательного развлечения «Путешествие по Солнечной системе» для старших дошкольников

Материал представляет собой конспект (сценарий) интегрированного мероприятия (досуга) с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий. Будет полезен воспитателям и инструкторам физической культуры ДОО для разработки и проведения тематически...

Воспитание ценностей здорового образа жизни у дошкольников

Статья посвящена проблеме формирования культуры здоровья и здорового образа жизни у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Авторы ставят цель создания специальных условий, позволяющих оказывать воспитательное воздействие на с...

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Мастер-класс для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий с целью формирования у детей основ здорового образа жизни»

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Задать вопрос