В данной статье рассматривается жизненный путь и вклад Иоганна Людвига Буркхардта в восточную археологию, с особым акцентом на его роль в открытии Петры для западного мира. Исследуется биография Буркхардта, его образовательные и профессиональные достижения, а также методология, которую он использовал для проникновения в закрытые регионы Ближнего Востока. Особое внимание уделено его путешествиям и трудам, связанным с изучением Петры, а также последствиям его открытий для последующего развития археологической науки.
Введение
Рис. 1. Иоганн Людвиг Буркхардт или Шейх Ибрахим ибн Абдуллах
Иоганн Людвиг Буркхардт или Шейх Ибрахим ибн Абдуллах (1784–1817) — швейцарский исследователь, путешественник и востоковед, чья деятельность сыграла ключевую роль в развитии восточной археологии. Его имя навсегда связано с открытием Петры — древнего города, расположенного в южной части современной Иордании. В данной статье мы рассмотрим жизненный путь Буркхардта, его методологию исследования и вклад в археологическую науку, а также проанализируем, как его открытия повлияли на дальнейшее изучение восточных культур.
Биография и образование Иоганна Людвига Буркхардта
Рис. 2. Эль-Хазне («Сокровищница фараона») — скальный храм-мавзолей в древнем городе Петра в Иордании
Упрямый исследователь, увлеченный археолог, востоковед, писатель Иоганн Людвиг Буркхардт (Johann Ludwig Burckhardt) родился 24 ноября 1784 года в Лозанне Швейцария. Его семья принадлежала к числу уважаемых граждан города, и родители стремились дать сыну хорошее образование. Среди друзей семьи фигурировали такие известные личности как Эдвард Гиббон, Мадам де Шталь и Гете. Уже в раннем возрасте Буркхардт проявил интерес к наукам и языкам, что впоследствии сыграло важную роль в его карьере.
Жизнь Буркхардта совпала с французской революцией (1789–1799 гг.) и наполеоновскими войнами (1803–1815 гг.), и его семья была потрясена политическими волнениями в полной мере, которые претерпевала Европа. Для семьи Буркхардт французское вторжение в Швейцарию (1798 год) и Акт Посредничества (1803 год), который затем последовал, стали катастрофой, нанесшие урон по коммерческим и политическим интересам семьи.
Буркхардт получил образование в университетах Германии и Англии, где изучал философию, историю и языки. Особенно его привлекали восточные языки и культура, что подтолкнуло его к решению отправиться в путешествие на Восток. В 1809 году он прибыл в Ливан, где продолжил обучение арабскому языку и культуре.
Методология и техника исследования
Подготовка к экспедиции и выбор маршрута были основополагающими элементами успеха Буркхардта. Он тщательно готовился к своим путешествиям, изучая доступные источники информации и обучаясь навыкам выживания в суровых условиях пустыни. Буркхардт понимал важность адаптации к местным условиям и использования маскировки для безопасного передвижения по закрытым регионам. При подготовке своей экспедиции в самое сердце Западной Африки, Буркхардт изучал арабский язык, медицину, химию, астрономию и географию Африки в Кембриджском университете. После освоения базового арабского языка, он был послан в Сирию близь Египта дабы отшлифовать знания языка и воспринять нюансы арабских обычаев перед тем, как отправиться за пределы Сахары.
Одним из ключевых методов, которым пользовался Буркхардт, было использование маскировки. Он одевался как местный житель, говорил на арабском языке и принимал участие в местных ритуалах и обычаях. Это помогло ему завоевать доверие местных жителей и получить доступ к закрытым территориям, включая Петру.
Методы сбора информации и документирования находок Буркхардта также заслуживают внимания. Он вёл подробные записи своих наблюдений, делал зарисовки и схемы, а также собирал артефакты, которые затем отправлял в Европу для дальнейшего изучения. Его тщательность и внимание к деталям позволили создать ценные документы, которые до сих пор используются археологами.
Рис. 3. Путешествие по Сирии и Святой земле (1822)
Путешествие к Петре
Маршрут к Петре был непростым. Буркхардту пришлось преодолеть множество препятствий, включая опасные дороги, враждебные племена и сложные погодные условия. Однако его настойчивость и решительность помогли ему достичь цели.
Встречи с местными жителями и получение доступа к закрытой территории были критически важны для успеха миссии. Благодаря своему знанию языка и культурным навыкам, Буркхардт смог наладить контакт с местными племенами и получить разрешение на посещение Петры.
Первые впечатления от Петры и начальные наблюдения Буркхардта были ошеломляющими. Он был поражён величием и красотой этого древнего города, высеченного в скалах. Его описания и зарисовки стали первыми достоверными источниками информации о Петре для западного мира.
Иоганн Людвиг Буркхардт вошел в Петру 22 августа 1812 года. Он описывал свое открытие в письме African Association:
«Спустя два долгих дня путешествия на северо-восток Акабы, в Джебель-эль-Хаджар, со стороны Арабы, мы обнаружили маленький поток и некую долину, прозванную Улад-Мусса. Данное местечко крайне интересно из-за своих древностей и руинов древнего города, которое, как я полагаю, и есть Петра, столица Аравии Петрейской, место, которое, согласно моим познаниям, ни один европеец еще не посещал. В красном песчанике, из которого состоит сама долина, мы можем обнаружить более 250-ти захоронений полностью покрытых камнем, большая часть которых украшена надписями на греческом языке. Также здесь имеется некий мавзолей, похожий на храм, с колоссальными измерениями, также занесенными камнем, с множественными залами, вестибюлями, перистелями и пр. Можно говорить о чудеснейшем примере греческой архитектуры, находящийся, к слову, в идеальном состоянии. Имеются, также, и другие мавзолеи с обелисками, предположительно, в египетском стиле, амфитеатр, заваленный камнями, руины некоего дворца и множество иных храмов. На вершине горы, закрывающей узкую долину с ее западной стороны, мы можем обнаружить гробницу Харона (Аарона). Он является объектом великого почитания у арабов». [11]
По преданию, в одной из пещерных гостиниц города Петра в Иордании останавливались волхвы, спешившие в Вифлеем поклониться младенцу Христу.
Город Петра в Иордании связан с Моисеем и Аароном. Согласно местной традиции, город образовался на месте источника, который появился в результате удара жезла Моисея по скале. Так пророк добыл для израильтян воду по воле Господа.
Высшей точкой Петры является гора Аарона (Джабаль-Харун) высотой 1350 м, которая отождествляется с библейской горой Хор, в которой погребён брат пророка Моисея, первосвященник Аарон. Также за храмом Каср аль-Бинт есть тропа, которая ведёт к жертвеннику над Казной, где, по некоторым данным, находится могила Аарона.
Рис. 4
Государство Идумея и его город Петра, что значит красный (Быт 25:30), другое название которой, — страна Эдомская, и её жители — идумляне, это страна и народ, получившие своё название от имени библейского Исава или Едома по цвету того кушанья (красной чечевичной похлебки), за которое он, согласно преданию, продал право первородства своему брату Иакову.
Греки и Римляне называли эту страну Идумеей (Пс 59:2, Иер 27:3). Населённая Хорреями (Вт 2:12), она, расположенная на Ближнем Востоке, на территории современных государств Израиля и Иордании, всегда лежала на юг от Мертвого моря до северного конца Еланитского залива, на границах земли Моавитской. Идумея, иначе ещё земля или гора Сеир, в библейские времена составляла небольшую узкую территорию между пустынею Син на запад и Каменистою Аравиею на восток. Климат в ней был превосходный, и она отличалась особенным плодородием почвы.
Но основали город Петру набатеи около IV-III века до нашей эры. Это были арабские племена, империя которых простиралась на территории современных Иордании, Сирии, Израиля и Саудовской Аравии. Цивилизация набатеев возникла около IV века до нашей эры. Они были кочевниками, но имели довольно развитое устройство общества и обладали письменностью. Именно на основе набатейского возникло современное арабское письмо.
Рис. 5
Через территорию Набатеи проходил важный для региона торговый путь — «дорога Ладана». Она связывала цивилизации Средиземноморья с Аравией и была основной материального благополучия государства набатеев. Караваны перевозили слоновую кость, пряности, шелк, благовония, лекарства, металлы и драгоценные камни. За владение этими путями и сражались ведущие державы Древнего мира. Чтобы обезопасить себя и свои богатства, набатейцы решили построить свою столицу в защищенном и труднодоступном месте. Долина Вади-Муса, расположенная в окружении скал, подходила для этого как нельзя лучше. Город был неприступен и имел собственные источники водоснабжения, что для пустыни было крайне важно. В Петру вела и до сих пор ведет единственная дорога через узкое ущелье Сик, благодаря чему столица была надежно защищена от иноземных захватчиков.
По мнению историков, набатеи вкладывали немалые средства в строительство Петры. Из окружающих скал был вырублен целый город, население которого, по подсчетам археологов, составляло 20–30 тысяч человек. Дома, общественные и торговые здания, резиденции правителей и религиозные центры — все это удивительным образом сочетается с окружающим песчаным пейзажем. Кажется, что город растворяется в скалах.
Очень интересно была устроена система водоснабжения города. Петра снабжалась водой с помощью системы каналов. Живущие в пустыне набатейцы разработали сложную систему плотин, ирригационных каналов и технологию сбережения воды. Это выяснилось случайно. После страшного наводнения, которое настигло Петру в 1963 году, руководство страны решило построить плотину, чтобы изменить русло потока дождевой воды. Во время строительных работ были обнаружены остатки древней плотины. Как оказалось, еще во II в. до н. э. набатейцы построили плотину у входа в ущелье для отвода воды. Дождевая влага уходила на север через систему туннелей, а затем возвращалась в Петру, где воду использовало население.
Рис. 6. Набатейский театр первого века нашей эры, расположенный в 600 метрах от центра Петры
Но в I веке нашей эры набатеи все-таки присоединились к Римской империи. Это произошло добровольно, римляне так и не смогли взять город силой. Несмотря на присоединение, жизнь Петры не претерпела существенных изменений. Набатея стала римской провинцией под названием Аравия Петрейская. От римского периода в городе также остались архитектурные памятники — это традиционные колонны, театр и римские дворцы.
Но после того, как римляне были вытеснены вторжениями из Персии в третьем столетии, город стал менее важным и был постепенно забыт.
Христианство появилось в Петре в первые века нашей эры. После развала Римской империи город остался под властью Византии, и в 324 году император Константин провозгласил христианство официальной религией.
Рис. 7. Ад-Дэйр — набатейский скальный храм I века н. э., сохранившийся неподалёку от города Петра
Высоко в скалах сохранился монастырь Эд-Дейр — монументальное здание, напоминающее Эль-Хазне и даже превосходящее его размерами. Предполагают, что с проникновением в эти места христианства здесь жили первые монахи. Путь к монастырю ведёт по лестнице с 800 ступенями.
Также туристам показывают развалины храма постройки V века — христианской базилики, украшенной мозаиками. В одной из гробниц Петры, под названием Урн, есть надпись, которая указывает на то, что она была преобразована в христианскую церковь в V веке.
Открытие Петры для западного мира

Рис. 8. Портрет «шейха Ибрагима ибн Абдуллы» между 1817 и 1828 годами. Викимедиа / Исторический музей Базеля
Значение открытия Петры в 1812 году для востоковедения трудно переоценить. Работы Буркхардта предоставили первые систематизированные сведения о городе, который ранее был известен лишь по легендам и слухам. Его первичные описания и публикации о Петре стали основой для дальнейших исследований и экспедиций.
В 1985 году Петру объявили частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007-м — одним из новых Семи чудес света.
Уникальная Петра привлекла многих известных деятелей кино. Стивен Спилберг снимал здесь эпизоды фильма «Индиана Джонс и Последний крестовый поход» (1989 г.) Вход в храм Грааля был снят у Эль-Хазне. Этот замечательный храм появляется в завершающей трилогии о Синдбаде — в фильме «Синдбад и глаз тигра» (1977 г.) режиссёра Сэма Уонамейкера и «Смертельная битва 2: Истребление» — боевике по мотивам компьютерной файтинг-игры Mortal Kombat. Петра «засветилась» в фильме «Трансформеры: Месть падших» и в других известных нам фильмах.
Последующие экспедиции и исследования, вдохновлённые работами Буркхардта, открыли новый этап в изучении восточных культур. Многие учёные и исследователи отправились в Петру, чтобы подтвердить и расширить открытия Буркхардта.
Рис. 9
Вклад Буркхардта в восточную археологию
Трудами Буркхардта пользовались многие поколения исследователей. Его подходы и методики стали стандартом для последующих археологов и востоковедов. Он внёс значительный вклад в развитие археологической науки, особенно в области изучения восточных культур.
«Travels in Syria and the Holy Land» — исторический отчёт Джона Льюиса Бурckхардта, написанный в начале XIX века.
В книге рассказывается о путешествиях автора по Сирии и окружающим регионам. В ней подчёркивается география, культура и историческое значение областей, которые менее исследовались европейскими путешественниками. Бурckхардт стремился получить глубокое понимание арабской культуры и ландшафта. Он обсуждал свои маршруты, описывал такие места, как Дамаск и Анти-Либан, а также упоминал различные взаимодействия с местными жителями и их обычаи. Книга доступна для чтения на сайте Project Gutenberg.
Рис. 10. Свидетельство шейха Ибрагима об участии в хадже. Коллекция: Исторический музей Базеля (Haus zum Kirschgarten)
Важность его достижений подтверждается многочисленными ссылками на его работы в современной литературе. Современные специалисты продолжают использовать его труды как источник ценной информации и вдохновения для собственных исследований.
Его наблюдения за культурой и географические карты были настолько точными и ценными, что британская секретная служба использовала их в качестве руководства во время Второй мировой войны! В 1991 году Королевский дом Иордании посмертно наградил шейха Ибрагима ибн Абдаллаха, он же Иоганн Людвиг Буркхардт, высшим иорданским орденом.
Рис. 11
Лоуренс Аравийский (1888–1935) известен широкой аудитории. Тем не менее, шейх Ибрагим ибн Абдаллах из Базеля заложил основы знаний об арабском и восточном мире, языке и культуре столетием ранее.
Рис. 12. Иоганн Людвиг регулярно переписывался со своей семьёй. Большинство этих писем хранится в университетской библиотеке Базеля и было частично опубликовано в 1956 году. Коллекция: Исторический музей Базеля (Haus zum Kirschgarten)
Наследие Иоганна Людвига Буркхардта
Рис. 13. Надгробная стела Жана Луи Буркхардта в Каире
Продолжение дела Буркхардта и его последователи внесли огромный вклад в развитие восточной археологии. Современные исследования Петры и других восточных памятников тесно связаны с его работами. Признание его заслуг в современном научном сообществе подтверждает значимость его вклада в науку.
Рис. 14. Фердинанд Шлёт (1818–1891), бюст шейха Ибрагима, 1857. Коллекция: Исторический музей Базеля (Дом Киршгартен). Фото: TES
Заключение
Жизненный путь и достижения Иоганна Людвига Буркхардта являются ярким примером того, как страсть к науке и стремление к познанию могут изменить мир. Его открытия и труды оказали огромное влияние на развитие восточной археологии и востоковедение в целом. Его методология и техники исследования остаются актуальными и сегодня, вдохновляя новых поколений исследователей на поиски и открытия.
Литература:
- Власов В. В. Петра. // Наука из первых рук. — 2006.
- Восток — дело Буркхардта [Электронный ресурс] https://diletant.media/articles/43046683/
- Джеймс Бонд Востока [Электронный ресурс] https://dzen.ru/a/XsA4hvcknVYZTZud
- Индийская Петра — пещерные храмы Бадами [Электронный ресурс] https://dzen.ru/a/XxYFKHKJzgTeqG4J
- Кудряшева А. К. Иордания. Наследство ордерной классики в наскальных фасадах Петры. // Журнал Architecture and Modern Information Technologies — 3 (28). — 2014.
- Матвеева А. Иоганн Людвиг Буркхардт: первый в Петре [Электронный ресурс] https://aboutswiss.ch/society/iogann-lyudvig-burkhardt-pervyj-v-petre/
- Моисеев М. Другая Святая Земля. Иорданские заметки. Часть VII. Петра [Электронный ресурс] https://www.pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemlya-iordanskie-zametki-chast-vii-petra/
- Фролова О. Петра: столица набатеев, вырубленная в скалах [Электронный ресурс] https://travelask.ru/blog/posts/9082-petra-stolitsa-nabateev-vyrublennaya-v-skalah
- Burckhardt J. L. Travels in Syria and the Holy Land [Электронный ресурс] https://www.gutenberg.org/cache/epub/8884/pg8884-images.html
- Sheikh Ibrahim ibn Abdallah from Basel [Электронный ресурс] https://www.swiss-spectator.ch/der-basler-scheich-ibrahim-ibn-abdallah/
- Wiener J. B. Jean Louis Burckhardt, un intrépide explorateur suisse [Электронный ресурс] https://blog.nationalmuseum.ch/fr/2024/08/jean-louis-burckhardt-un-intrepide-explorateur-suisse/