Память является таким отражением действительности, которое проявляется в сохранении, в закреплении, также в дальнейшем, в воспроизведении заученной информации.
Каждый год в мире увеличивается количество людей, страдающих поражением головного мозга. Лишь незначительная часть способная вернуться к прежнему образу жизни. Поэтому изучение механизмов памяти, специфики нарушений является чрезвычайно актуальным.
Интерес к изучению памяти возник много столетий назад, когда человек обнаружил у себя способность к запоминанию и сохранению информации. При этом процесс запоминания и сохранения информации неразрывно связывали с накоплением информации в процессе обучения.
Расстройства памяти можно подразделить на дисмнезии (количественные)-патология памяти, выражающаяся в гипомнезии (ослабление), гипермнезии (заметное усиление), пармнезии, амнезии (полное отсутствие) и парамнезии (качественные).
Гипермнезия наблюдается при разного рода психических заболеваниях, в сознании человека всплывают очень давние воспоминания, которые не возникают в здоровом состоянии. Человек может вспомнить давно забытые эпизоды из детства до мельчайших подробностей. Возникает кратковременное обострение памяти. Данное состояние может отмечаться при маниакальном синдроме, наркомании, перед смертью.
Гипомнезия характеризуется ослаблением памяти, когда страдают все ее составляющие (с трудом запоминаются даты, имена, для воспроизведения сведений, хранящихся глубоко в памяти, требуется специальное напоминание). Данным расстройством страдают пожилые люди. Развитие данного нарушения происходит в «обратном порядке», то есть та информация, которая накоплена в течение жизни, теряется о настоящего к прошлому (закон Рибо — Джексона). Прежде всего утрачивается механическая память на номера телефонов, имена, важные даты и жизненные события.
Нарушения памяти очень разнообразны. Амнезии составляют особый вид аномалий и характеризуются отсутствием или значительным снижением памяти. Среди них особую группу составляют такие нарушения памяти, которые возникают пи локальных поражениях мозга. Амнезии подразделяются на общие, которые распространяются на большой временной период и частичные, касающиеся только определенных воспоминаний. Амнезиям могут подвергаться в том числе и специально приобретенные умения и знания. К примеру, умение водить машину или знание иностранного языка.
Достаточно длительное время нарушения памяти при локальных поражениях мозга оценивались, как общемозговые симптомы. Имело место мнение о том, что независимо от локализации очага поражения, для всех больных характерны симптомы нарушений памяти.
А. Р. Лурия в своих нейропсихологических исследованиях говорил том, что разные звенья и формы мнестической деятельности имеют различные мозговые механизмы, мозговая организация мнестических процессов следует тем же законам, что и другие формы познавательной психической деятельности. Им были выделены два типа нарушений.
К первому можно отнести модально- неспецифические нарушения памяти. Сюда можно отнести патологические явления, характеризующиеся недостаточным запечатлением информации. Данный вид нарушений обусловлен поражением разных уровней срединных неспецифических структур мозга. Нарушения внимания, сознания, цикла «сон-бодрствование» возникают при поражении продолговатого мозга. В клинической литературе данные нарушения описаны как энтероградная и ретроградная амнезии. В нейропсихологии данная форма нарушений описана незначительно, достаточно глубже изучены расстройства памяти, которые связаны с поражением уровня гипофиза. Данные заболевания достаточно распространены в нейрохирургии, они имеют ряд особенностей. Прежде всего повреждается не долговременная, а кратковременная память, которая очень ранима.
Наиболее изученной формой нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти, лежащие в основе акустико-мнестической афазии. При оптико-мнестической форме афазии страдает зрительноречевая память, что характеризуется невозможностью назвать зрительные образы, в то время как назначение этих предметов им понятно Данные нарушения имеют место быть только при поражении
Корсаковский психоз — состояние, которое развивается на фоне многолетнего злоупотребления алкоголем, является одной из форм хронической алкогольной энцефалопатии. Проявляется в утрате памяти на текущие события. Обычно является исходом энцефалопатии Вернике или тяжелого алкогольного делирия, реже возникает постепенно, при отсутствии предшествующего острого психоза. Диагностируется на основании опроса, психологического тестирования, данных лабораторных исследований, МРТ и ЭЭГ. Лечение — отказ от употребления алкоголя, витамины группы В. Данное психическое расстройство выражено нарушениями памяти, протекает хронически, наблюдается у 5 % пациентов с алкогольной зависимостью. Возникает чаще всего у больных пожилого и среднего возраста, часто сочетается с патологическими состояниями и другими заболеваниями. Преимущественно развивается у лиц, злоупотребляющих алкоголем десятки лет.
Симптомы корсаковского психоза. Предвестники данного расстройства появляются задолго до появления развернутой клинической картины. На протяжении одного-двух лет до развития болезни, появляются жалобы на ноющие боли в ногах, ломоту, шаткость походки. Отмечается нарушение сна, тревожность, сужение круга интересов. В дальнейшем, под воздействием провоцирующего фактора происходит развитие алкогольного делирия.
И как следствие, тяжелая дезориентация — когда человек не может назвать число, месяц и год, местонахождение, не помнят, о чем говорили, и т. д. Больной путает события настоящего и прошлого. Зачастую пациенты пытаются скрыть данный дефект, но при длительном общении становится ясно использование стандартных речевых шаблонов. Зачастую данному нарушению сопутствуют и аффективные нарушения.
Лечение корсаковского психоза востром периоде происходит в стационарных условиях в остром периоде заболевания. Необходимые условия: отказ алкоголя, дезинтоксикация, физиотерапия, общий уход, витаминотерапия.
С древнейших времен люди использовали специальные приемы и упражнения для эффективного запоминания. Известны и описаны случаи феноменальной памяти (выдающиеся мнемистические способности), исследование их способствует лучшему пониманию принципов функционирования и развития человеческой памяти.
Мнемотехниками называют специальные способы и приемы, которые способствуют запоминанию определенного типа информации.
Методы и приемы запоминания:
- Ассоциации — метод, заключающийся в подборе ярких ассоциаций к запоминаемой информации.
- Буквенный код — запоминание при помощи образования смысловых фраз из начальных букв.
- Созвучие — метод запоминания иностранных слов или терминов с помощью уже знакомых слов.
- Рифмы — создание небольших стихотворений или рифм со смыслом запоминаемого материала.
- Метод римской комнаты — присвоение запоминаемым объектам мест в хорошо знакомой для нас комнате.
Качество и результат запоминания зависит от ряда факторов:
- Отношение человека к той деятельности, которая связана с запоминанием.
- От того, насколько активна умственная деятельность.
- От того, насколько завершенной является данная деятельность.
- От того, насколько распределена для запоминания информация.
- От повторения информации, а также от повторения и воспроизведения материала.
Важнейшим источником информации о памяти человека являются как случаи ее феноменального развития и проявления, так и ситуации, связанные с расстройствами памяти, нарушениями, а также потерей памяти.
Ежегодное увеличение количества людей с поражением головного мозга, обуславливает необходимость изучения данной темы, механизмов памяти, специфики нарушений при локальных поражениях мозга.
Литература:
- Александров Ю. И. Психофизиология -4-е изд.- СПб.: Питер, 2014. -99 с.
- Батуев А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем [Текст] / А. С. Батуев; учебник для вузов. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 317 с.
- Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский; Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — Москва, 1979. — С. 161.
- Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2012–103с
- Давыдов В. В. Физиология с основами анатомии: курс лекций Ч. 2. [Текст] / В. В. Давыдов, О. В. Самойлова. — СПб.: СПХФА, 2013. — 152 с.
- Ефимова Н. С. Основы общей психологии [Текст] / Н. С. Ефимова. — Москва: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. — 288 с.
- Калиниченко С. Г. Психофизиология [Текст] / С. Г. Калиниченко, О. А. Коротина; учебное пособие. — Владивосток: ВГУЭС, 2010. — 80 с.
- Крутецкий В. А. Психология. — М.: Просвещение, 1986.
- Лебедев А. Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти [Текст] / А. Н. Лебедев. — Москва: Наука, 1985. — 224 с.
- Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания [Текст] / А. Н. Леонтьев; Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — Москва, 1979. — С. 166.
- Лёзер Ф. Тренировка памяти [Текст]: [пер. с немец.] / Ф. Лезер. — Москва: Мир, 1979. — 170 с.
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти [Текст] / А. Р. Лурия. — Москва: МГУ, 1968.
- Лурия А. Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Р. Лурия. — СПб: Питер, 2012. — 320 с.