Старт в будущую профессию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шеина, Л. И. Старт в будущую профессию / Л. И. Шеина, О. В. Кириллова, В. В. Ефремова, И. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 151-155. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122795/ (дата обращения: 22.02.2025).



В статье представлен опыт работы инструктора по физической культуре, педагога-психолога и музыкальных руководителей дошкольного учреждения по ранней спортивной профориентации детей старшего дошкольного возраста через авторское дидактическое пособие «Стеллаж — «Старт в будущую профессию». Пособие ориентировано на углубление и расширение информационного поля дошкольника посредством различных методических комбинаций, обеспечивающих качество педагогических ситуаций по спортивной профориентации, направленных на развитие активного интереса к спортивной деятельности, как будущей профессии.

В настоящее время в России значительное внимание уделяется вопросам ранней профориентации воспитанников. Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или иной профессии, показывающие высокую производительность труда — важный стратегический ресурс для государства и общества.

Президент России В. В. Путин предложил запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». «Этот проект позволит обучающимся попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны» [3].

Ранняя профориентация дошкольников — это первые шаги для участия в проекте «Билет в будущее». Ведь наши выпускники очень скоро откроют двери школ города. «Будущее стартует сегодня», в детском саду.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ему того, кем, по мнению взрослых, он должен стать, а в том, чтобы познакомить с различными видами труда и группами профессий, путём погружения в разнообразный мир профессий, создавая тем самым модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения, приобретает первичный опыт различных видов трудовой деятельности [4].

Идея «ранней профориентации», в современном понимании — это процесс профессионального самоопределения человека, важнейшими характеристиками которого выступают преемственность и непрерывность. «Субъект профессионального самоопределения формируется постепенно, поскольку профессиональное самоопределение — не разовый акт, а длительный процесс, предполагающий формирование и развитие определенных компетенций» [6].

Психолого-педагогическое моделирование пути раннего профессионального ориентирования дошкольников представляет собой поуровневую организацию ранней ориентации детей в профессиональной деятельности взрослых, предполагает развитие у детей профессиональной направленности, формирование профессиональной составляющей «образа Я», создающих основу для самоопределения и развития профессионально важных качеств в игровой деятельности.

Такое понимание процесса сопровождения профессионального самоопределения предполагает, что каждая последующая ступень образования преемственно развивает основы определенных компетенций, заложенных на предыдущих ступенях образования.

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе, и ознакомление с профессиями. У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе.

В дошкольном образовании уделяется много внимания разнообразным профессиям: повар, парикмахер, библиотекарь и т. д. Происходит знакомство с профессиями через экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, экспериментирование, игры, наблюдение конкретные трудовые действия людей разных профессий. Но практически ничего не говорится о профессиях, связанных со спортом. В настоящее время спорт приобретает высокую значимость в обществе, как среди детей, так и людей старшего поколения. Исходя из этого, появляются основания считать его одним из основных видов человеческой деятельности. Все профессии очень интересны, и каждая из них вызывает уважение.

Для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире спортивных профессий и систематизировать профориентационную работу на дошкольном этапе, считаем необходимым познакомить детей с профессиями из мира спорта.

Важным аспектом в совершенствовании ранней спортивной профориентации в детском саду стало оснащение развивающей предметно-пространственной среды, накопление методического материала. Использование различных пособий поможет сформировать интерес воспитанника к миру спорта, расширить детские представления о многообразии видов спорта, спортивных профессий, сформировать познавательный интерес, развить самостоятельность и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Чтобы спорт стал частью жизни ребенка, нужно постараться привлечь его к этой сфере.

Одним из способов решения этой проблемы является авторское дидактическое пособие «Стеллаж — «Старт в будущую профессию». Обеспечивает качество педагогических ситуаций по спортивной профориентации, которые способствуют развитию активного интереса к конкретной деятельности.

Для этого на полках стеллажа имеются папки, коробки, карточки, конверты, дидактические игры для закрепления у детей знаний о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах, мини-книжки, в которых собрана информация по теме. В папке-раскладушке находится материал с изображением спортсменов и символов разных видов спорта, фото, призывающее дошкольников к занятиям физкультурой и спортом. На демонстрационных стендах размещён теоретический материал о спортивных профессиях, консультации для педагогов и родителей.

Оформлен лепбук «Планета спорта» — собирательный образ материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Для совместной деятельности детей и взрослых в одном из карманов собраны атрибуты к дидактическим играм «Что нужно спортсмену», «Назови вид спорта» — для закрепления знаний о различных видах спорта, спортивной формы, снарядов; тренировка внимания, памяти; развитие зрительного восприятия, монологической и диалогической речи.

Дидактическая игра «Что нужно спортсмену?»

Игра знакомит с различными видами спорта, инвентарём и оборудованием; расширяет кругозор, учит анализировать, рассуждать и объяснять. Игровое правило: подобрать к спортивным принадлежностям соответствующие им поля.

Дидактическая игра «Зимние и летние виды спорта» — формированию у детей умение работать с символьной, графической информацией различных видов спорта; знания летних и зимних видов спорта.

Загадки о спорте. Здесь подобраны загадки о различных видах сорта, о спортивных снарядах, инвентаре и сооружениях. Способствовать умению логически мыслить, формировать связанность и чёткость высказываний. Отгадки на липучках.

Таким образом, «Стеллаж» — «Старт в будущую профессию» — визуальное представление конкретной темы — процесс создания и использования трех видов экранов: «Доска мотивации», «Доска деятельности» и «Доска достижений». На ней вмещается всё, что хочется: объёмные фигурки, сюжетные картинки, фотографии, наклейки, иллюстрации — что создаёт настроение, пробуждает вдохновение и мотивирует на достижение поставленных целей.

В любое удобное время дети могут повторить пройденное, рассматривая красочный альбом, макетный модуль, апробировать пройденный материал. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе получают практические методы обучения.

Данные методические материалы и рекомендации помогут педагогам организовать работу по ранней спортпрофориентации дошкольников и помогут:

– в выборе возможных путей решения образовательных задач по ранней спортпрофориентации;

– в организации развивающей предметно-пространственной среды («Стеллаж «Старт в будущую профессию», с подборкой необходимого оборудования, предлагаемого детям для работы и как вариант: электронный методический кейс). Мультимедийные презентации и специальные видеоролики — используем как наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Обучающие видеоролики или мультфильмы о спортивных профессиях в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда спортсменов и тренеров. Ребёнок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.

– в организации образовательной деятельности, способствующей активному и самостоятельному приобретению собственного опыта каждого ребенка, развитию его желаний и потребности в получении определенных трудовых умений;

– в организации трудовой деятельности детей, обеспечивающей проявление активности, инициативы, самостоятельности, радости от совместной деятельности.

В рамках совершенствования профориентационной работы в процессе занятий физической культурой, выработана гибкая система сетевого взаимодействия школ, учреждений дополнительного образования спортивной направленности, организаций профессионального образования.

Основной функцией сети является координация работы по выработке совместных действий по развитию профориентационной деятельности, расширению партнерства с учреждениями и организациями, с акцентом на перспективы и востребованность профессий физкультурно-спортивной направленности на рынке труда.

В рамках сетевого взаимодействия были реализованы доступные мероприятия:

– встречи с представителями спортивных и около спортивных специальностей;

– проведены совместные мероприятия (в рамках сетевого взаимодействия) по усилению профессионального интереса физкультурно-оздоровительной направленности (праздники, спартакиады, квесты, акции конкурсы), связанные с профессиональной деятельностью в области физической культуры и спорта с целью погружения ребёнка в выбранную профессию и выявления профессиональной направленности.

Преимущества дидактического пособия:

– направлено на расширение диапазона возможностей детей по формированию навыков спортивной профориентации (позволяет каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы);

– позволяет объединить один из основных принципов обучения — от «простого к сложному» — с очень важным условием творческой деятельности — делать все самостоятельно;

– использование дидактического пособия в процессе обучения дошкольников актуально и играет важную роль: обеспечивает взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательных отношений. Яркая наглядность. Обучающиеся получают возможность самостоятельно познакомиться с новым материалом; повышается эффективность освоения материала.

– выполняя задание индивидуально, ребенок самостоятельно исследует проблему, систематизирует информацию и оформляет свой проект, при этом полагается только на себя. В подобной деятельности участвуют и воспитанники, которым трудно находить общий язык с другими, если они застенчивы, и не уверены в себе. Эта работа раскрывает ребенка и его потенциал перед педагогом и сверстниками.

С точки зрения социализации в обществе — сотрудничество 3–5 детей в одной подгруппе. Здесь дошкольники учатся строить свои рабочие взаимоотношения на желании выполнить задание по максимуму.

Дети узнают:

– значение спорта в жизни человека, о влиянии спорта на здоровье человека;

– какими личностными качествами должен обладать спортсмен;

– сказки, пословицы, поговорки, умеют отгадывать загадки о спорте.

Играют в дидактические игры.

Раскраски . Для развития графических навыков и мелкой моторики рук у дошкольников в кармане «Раскраски» предложены разнообразные картинки с различными видами спорта, которые воспитывают интерес к изучению данной темы, уверенность в своих художественных возможностях.

Сказки о спорте . В коробке «Сказки о спорте» находится печатная информация сказок о спорте, сюжетные картинки, которые способствуют пониманию на слух текстов различных жанров детской литературы. А картинки — лучше запомнить информацию. Пословицы и поговорки. Здесь собраны пословицы и поговорки о спорте и здоровье человека способствующие формированию у детей осознанного отношения к своему здоровому образу жизни, накоплению и обогащению занятий детей спортом.

В зависимости от выбранного сюжета и образовательных задач, которые решаются в ходе игры, определили 6 блоков игр:

  1. Игры, направленные на получение первичных представлений о спортивной деятельности, выстраивание стратегии, привлечение различных ресурсов кадровых. Примером такой игры выступает «Карусель спортивных профессий», в ходе которой игроку нужно пройти маршрут, в результате чего выстроить алгоритм деятельности, подобрать орудия труда. В итоге игрок получает призовые карточки с изображением результатов труда различных видов спортивных игр.
  2. Игры, способствующие осознанию необходимости взаимодействия людей разных спортивных профессий для решения общей задачи. Игра «Кому что нужно?» является примером данного типа игры. В процессе игры решают проблемные ситуации, получая призовые карточки «Спасибо». Примером такой игры выступает и игра «Одень спортсмена», «Найди спортсмена по тени». Игровая ситуация объединяет специалистов разных спортивных профессий для решения единой практической задачи.
  3. Игры, отражающие технологическую цепочку изготовления определённых спортивных атрибутов. Например, мяч — футбол «Откуда он пришёл»: на игровом поле расположены сектора, отражающие все этапы изготовления мяча. В ходе игры участники знакомятся с профессиями, задействованными в данном процессе, систематизируются представления о содержании труда, спецодежде, орудиях труда, продуктах деятельности людей различных профессий.
  4. Игры, конкретизирующие представления дошкольников о специализациях одной профессии. Игра «Я выбираю спорт» предоставляет участникам выбор спортивной секции и знакомит со специализацией профессии тренера в разных видах спорта, особенностями спортивной формы, инвентаря, спортивных площадок.
  5. Игры, отражающие и моделирующие отношения. В игре «Отправляемся на соревнования» — взаимодействуют несколько игроков, исходя из социальных ролей человека, отправляющихся разных спортивных профессий, задействованных в данной ситуации на разных этапах (тренер, психолог, спортивный врач, спортсмены и т. д.). Обмен фишками и выполнение парных взаимодополняющих действий формирует понимание вклада каждого участника в конечный результат.
  6. Игры на знакомство с процессом развития профессий, историческим контекстом и профессиями будущего. Игра «Я знаю…кем я буду» формирует представления детей о профессиях прошлого, помогает провести аналогию с профессиями настоящего и представить развитие профессии будущего. Дети сами внесли в игру новые профессии, в основном связанные с разными видами спорта. Также предлагали профессию телерепортёра, который будет выполнять ряд функций (по примеру «Умный дом»). Так появилась профессии «Робот — учитель физкультуры», «Робот-инструктор по физкультуре». Когда ребёнок пробует себя в роли того или иного специалиста, то у него складывается определённое представление о мире профессий.

В процессе тренировочных занятий и в свободной деятельности знакомим детей с такими профессиями: спортивный тренер, спортивный врач, спортивный комментатор, спортивный журналист, инструктор по физической культуре, футболист, баскетболист, волейболист, хоккеист.

Для этого применяет разные методы, формы и приёмы, интересные для детей дошкольного возраста.

Игры развивают зрительную память и внимание детей, усидчивость, учат работать в команде, развивают творческое мышление и воображение, мотивируют детей заниматься активно физической культурой и спортом. Проведённые на неделе «Здоровья» викторина «Профессии в спорте», беседы на тему «Спортивные профессии», «Где учатся на профессии спорта», «Зимние, летние и командные виды спорта», «Знаменитые спортсмены России» поспособствовали развитию у детей интеллекта и мышления, памяти и речи, расширили знания детей о спорте и здоровом образе жизни.

Через чтение художественной литературы (стихотворения: А. Л. Барто «Зарядка», М. Вайцман «Гимнастика», «Чемпион», В. Д. Берестов «Лыжный след») у детей активизируется словарь словами и выражениями: спортивные соревнования, спартакиады, тренировки, фестивали, олимпиады, «Весёлые старты», старт, финиш. Узнали, что для освоения спортивных профессий необходимо получить профильное образование в педагогическом университете и колледже города Старый Оскол и других городах России.

С помощью сюжетно — ролевых игр: «Спортивная школа», «Магазин спортивной одежды», «Олимпиада», «Мы — спортсмены» дети побывали в роли тренера, спортивного врача, фотографа, спортивного комментатора и в роли спортсмена, тем самым закрепили знания об окружающем мире через образ человека той или иной профессии.

Просматривая трансляции спортивных соревнований, дети видят, как работают на площадке специалисты, какие у них обязанности, и какая экипировка. Например, тренер рассказывает детям об его обязанностях: составлять план тренировок, следить за здоровьем и выстраивать тактику игры во время соревнований. О том, какими он должен обладать умениями: находить подход к каждому спортсмену, быть компетентным, близким и дружелюбным человеком, но в то же время строгим и справедливым. Арбитр контролирует процесс игры, следит за правилами, также оценивает уровень мастерства спортсменов. Спортивный врач — это специалист, который следит за здоровьем спортсмена, готовит их к соревнованиям, при необходимости оказывает медицинскую помощь.

С помощью познавательных, анимированных презентаций знакомим детей с атрибутами разных спортивных профессий: секундомер, свисток, тренерская доска и т. д. Во время экскурсии в школу дети познакомились с тренером и местом его работы: тренерская, снарядная, раздевалка, душевая, спортзал. Учитель по физической культуре провел с детьми тренировку по футболу в большом красивом спортивном зале. Знакомясь с реальными людьми спортивных профессий, у детей появляется больше желания становиться похожими на них и так же как они стать в будущем тренером или учителем физкультуры.

Все спортивные профессии взаимосвязаны между собой, они приносят пользу не только спортсменам для достижения высоких результатов в спорте, но и обществу. Каждый человек может заниматься спортом, или побывать в роли данной профессии в обыденной жизни, через консультации спортивных специалистов.

Таким образом, при правильно выстроенной системе обучения детей ранней профориентации именно в области спорта и физкультуры, используя интересные формы и применяя инновационные методы, большинство воспитанников выберут спортивную профессию, станут тренером, судьей, спортсменом или спортивным врачом. И, даже если они предпочтут другую сферу, то у них уже сформированы представления о мире спортивных профессиях, которые имеют большую значимость в обществе и принесут пользу собственному здоровью.

Данное пособие ориентировано на углубление и расширение информационного поля дошкольника и используется как материал познавательного и закрепляющего характера.

С помощью пособия у детей дошкольного возраста формируются навыки здорового образа жизни, появляется стремление развивать двигательную активность в соответствии со своими интересами.

Мы считаем, что успех работы по ранней спортивной профориентации детей дошкольного возраста — сотрудничество с социальными партнерами с использованием данного пособия с интерактивными формами работы, обеспечит оптимальный уровень социально-коммуникативного развития обучающихся. А это хороший задел для участия в проекте «Билет в будущее».

Литература:

  1. Образовательный проект «Навигатум» — https://navigatum.ru/.
  2. Телешоу «Есть такая профессия» — karusel-tv.ru›Телешоу›Есть такая профессия.
  3. В. В. Путин «Билет в будущее» https://www.karusel-tv.ru/announce/9270-est_takaya_professiya.
  4. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.;
  5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие /В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004г.- с. 88.
  6. Кирилова О. П. Позвольте ребенку выбирать/ М., Эврика, Детский сад — открытое пространство, 2007. — с. 56.
Основные термины (генерируются автоматически): профессия, ребенок, будущая профессия, игра, спорт, физическая культура, спортивный врач, вид спорта, развитие, различный вид спорта.


Похожие статьи

Задать вопрос