Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 15.02.2025

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Масына, Н. И. Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития / Н. И. Масына. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122807/ (дата обращения: 23.02.2025).



По мнению Т. В. Бойко, одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. При подготовке к школе важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом [2].

Мелкая моторика — это скоординированные между собой действия мышечной, нервной, костной систем, в сочетании с работой зрительной системы для выполнения точных и мелких движений пальцами и кистями рук [1].

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста изучали В. А. Сухомлинский, М. Ю. Кондратьев, С. В. Петрова, А. Р. Лурии, Н. А. Государев, Н. А. Бернштейн, Л. В. Занков, Г. Е. Сухарев, М. С. Певзнер и др. Мамедова Л. В., Бараханова Н. В. [7]

В. А. Сухомлинский отмечал, что «истоки способностей и дарований детей — на кончиках и пальцев…».

Т. В. Ахутина считала, что дети, демонстрирующие недостаточный уровень развития мелкой моторики так же демонстрируют и недостаточный уровень развития речи и мышления. Это происходит из-за того, что центры, расположенные в головном мозге и отвечающие за речь и мелкую моторику, находятся рядом. Стимуляция центра мелкой моторики приводит к активации речевого центра. Мышление в этом случае развивается через активацию мозговой активности в целом, активацию зрительного восприятия, памяти, для выполнений действий мелкой моторики так же важен логический анализ ситуации [1].

А. Р. Лурия отмечал, что формирование мелкой моторики у детей, тонких движений кистей и пальцев рук имеет огромное значение и расценивается как один из показателей психического развития дошкольника [6].

Задержка психического развития — это замедленный темп психического развития. При указанном состоянии встречаются несущественные нарушения в познавательной деятельности и незрелость личности [3].

Ю. Г. Демьянинов утверждает, что у детей с задержкой психического развития слабо развита мелкая моторика, а также наблюдается недостаточное объединение между крупной и мелкой моторикой. Негативно сказывается на овладении письмом тот фактор, что у них наблюдается плохая координация пальцев и кисти руки, недоразвитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации (связи между глазом и рукой). Проблемы в развитии моторных функций у дошкольника можно определить по некоторым признакам еще до поступления в школу. Такие дети не любят застегивать пуговицы, их невозможно заставить самостоятельно завязать шнурки на ботинках. Они с большой неохотой и без желания выполняют задания по моделированию из мозаики, конструктора, нет успехов в ручном труде, лепке, аппликации. Конечно, не у всех детей с задержкой психического развития моторное отставание проявляется в одинаковой степени. Большая сохранность моторных функций отмечается у детей без церебрально-органических нарушений (но у этих детей отмечаются длительные соматические заболевания в раннем возрасте, хронические заболевания, неблагоприятная социальная ситуация развития). У таких детей отмечается определенный уровень развития умственных способностей. В речи имеются некоторые отклонения: нарушение фонетики, бедный активный запас слов при большом пассивном словаре. Основным направлением коррекционной работы с детьми ЗПР является стимуляция их познавательной деятельности, обогащение словаря и развитие связной речи, мелкой моторики, исправление ошибок в произношении. Когда начинают обследовать детей с задержкой психического развития, то при неврологическом и нейропсихологическом исследовании выявляются легкие и латентные формы двигательных нарушений — они и являются следствием раннего органического поражения головного мозга. Если не проводить своевременных и целенаправленных коррекционных воздействий, то даже негрубая дисфункция двигательной сферы может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно скажется на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребенка. Изменение мышечного тонуса приводит к истощаемости и утомляемости мышц кистей рук. Если недостаточная разнообразность иннервации мышц пальцев и кистей рук, то это делает движения неуклюжими, возникают препятствия их согласованности и плавности. Ребенок не может долгое время удерживать карандаш или ручку, как только утомление возрастает, его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими [4].

Жукова О. пишет, что в упражнениях по развитию мелкой моторики обычно используются различные мелкие предметы, приёмы, связанные с сортировкой и разделением, головоломки, решающиеся с помощью мелких и аккуратных движений пальцев [5].

Шиленкова Д. А. предлагает следующие методы развития мелкой моторики:

1. «Раздели предметы»

Ребёнку дают кружку/миску, перед ним на столе перемешанные пуговицы и фишки. Задача ребёнка переложить одну из категорий предметов в пустую ёмкость.

2. «Настольный футбол»

Для упражнения требуется маленький мячик (возможно, для пинг-понга) и предмет, имитирующий ворота. Суть упражнения состоит в том, что ребёнку нужно прокатить мяч по столу ровно так, чтобы он попал в ворота на другом конце стола. Игру можно сделать парной, если поставить ворота в середине стола, и катать мяч друг другу.

3. «Готовим кашу»

Из оборудования понадобятся 3 коробки, одна из которых будет наполнена, смешанными между собой, гречкой и рисом. Перед ребёнком ставится задача разделить крупы по оставшимся двум пустым коробкам.

4. «Вязание»

Ребёнку дают размотанный заранее клубок пряжи и просят смотать его обратно, если требуется, то вначале ребёнку демонстрируется пример выполнения. Упражнение выполняется с поочерёдной сменой рук, начиная с ведущей руки.

5. «Ходьба с препятствиями»

На столе рассыпаются мелкие камни, играющие роль препятствий (так же можно нарисовать препятствия на листе). Ребёнок сжимает в кулак пальцы 1, 3 и 5 и оставшимися двумя пальцами «шагает» по столу, обходя препятствия. В этом упражнении важно следить, чтобы в воздухе оставался только один из двух пальцев, а другой всегда касался стола.

6. «Стройка»

Суть этого упражнения состоит в собирании любого конструктора. Со временем ребёнку можно давать более мелкие детали или увеличивать их количество.

7. «Пазл»

Это упражнение так же не требует объяснений. Задание для ребёнка собрать пазл

8. «Шнуруем»

Из оборудования понадобится доска с отверстиями по краям и в центре, длинная, толстая нитка. Ребёнку можно дать следующие задания: провести нитку по левому краю, провести нитку по правому краю, провести нитку по обоим краям, провести нитку через одно отверстие [8].

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуального развития дошкольника.

Литература:

  1. Ахутина, Т. В. Становление нейропсихологии [Текст] / Т. В. Ахутина, Л. С. Выготксий, А. Р. Лурия // Вопросы психологии. — 1996 — № 5. — С. 83–98.
  2. Бойко, Т. В. Развитие мелкой моторики у дошкольников с зпр как средство подготовки руки к письму / Т. В. Бойко. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20150219/collection-20150219–6715.pdf (дата обращения: 14.02.2025).
  3. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — М.: Педагогика, 2012. — 173 с.
  4. Демьянов, Ю. Г. Диагностика психических нарушений / Ю. Г. Демьянов. — М.: Сфера, 2004. — 160 с.
  5. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно [Текст] / О. Жукова // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 11. — С.12–15.
  6. Лурия, A. Р. Письмo и рeчь: нeйрoлингвистичeскoe изучeниe / А. Р. Лурия.– М.: Академия, 2012. — 346 с.
  7. Мамедова, Л. В. Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / Л. В. Мамедова. — Текст: электронный // publishing-vak.ru: [сайт]. — URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2022–5/b6-mamedova-barakhanova.pdf (дата обращения: 14.02.2025).
  8. Шиленкова, Д. А. Методы развития мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития / Д. А. Шиленкова. — Текст: электронный // interactive-plus.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 14.02.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, психическое развитие, ребенок, кисть рук, головной мозг, познавательная деятельность, развитие, упражнение, уровень развития.


Похожие статьи

Задать вопрос