Педагогические условия воспитательной работы в ДОО по обеспечению эмоционального благополучия детей в группе раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 17.02.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Бессонова, Н. В. Педагогические условия воспитательной работы в ДОО по обеспечению эмоционального благополучия детей в группе раннего возраста / Н. В. Бессонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122825/ (дата обращения: 23.02.2025).



В статье раскрыты основные педагогические условия воспитательной работы в ДОО по обеспечению эмоционального благополучия детей в группе раннего возраста.

Ключевые слова: дети раннего возраста, эмоциональное благополучие, педагогические условия.

Необходимость обеспечения эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации определена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В пункте 3.2.5 ФГОС ДО указана необходимость «обеспечения условий для создания социальной ситуации развития детей соответствующей специфики дошкольного возраста предполагают обеспечение эмоционального благополучия» [4].

Особенное внимание обеспечению эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации должно быть уделено в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Благоприятную и быструю адаптацию детей раннего возраста к детскому саду определяют условия обеспечения эмоционального благополучия детей. К их числу относятся:

— создание эмоционально насыщенной образовательной среды;

— обеспечение активной и эмоциональной деятельности детей в различных ее видах (игровой, продуктивной, коммуникативной и т. д.);

— обеспечение взаимодействия детского сада и семьи.

1. Создание эмоционально насыщенной образовательной среды.

З. П. Красношлык [1] приходит к выводу о том, что с учетом особенностей эмоционального развития ребенка, компонентной структурой эмоционально развивающей среды в группе детского сада являются следующие ее компоненты:

— эмоционально поддерживающий: взаимоотношения между участниками воспитательно-образовательного процесса;

— эмоционально стабилизирующий: режимные моменты, которые организую процесс пребывания в детском саду;

— эмоционально настраивающий: внешняя обстановка группы;

— эмоционально активизирующий: занятость детей в режиме дня (игры, занятия и т. д.);

— эмоционально тренирующий: специально используемые в образовательном процессе игры и иные методы и приемы работы, направленные на эмоциональное развитие ребенка.

Основываясь на выделенных компонентах эмоционально насыщенной среды дошкольного образовательного учреждения, предложим модель эмоционально развивающей среды группы раннего возраста:

— эмоционально поддерживающий компонент, который способствует созданию в группе позитивных отношений между участниками образовательного процесса и обеспечивает выполнение педагогом материнской функции. Включает в себя: организацию эмоционально значимого общения между детьми в группе, способствуя развитию эмпатии, развитию способности детей выражать собственные эмоции, а также стимулируя развитие эмоциональной регуляции;

— эмоционально стабилизирующий компонент среды, который направлен на то, чтобы обеспечить стабильность окружающей среды, поддержать у детей устойчивое чувство безопасности и эмоционального комфорта. Реализуется через проведение режимных моментов;

— эмоционально настраивающий компонент, предполагающий внешнюю благоприятную обстановку группы (цветовое решение, удобство мебели и пр.). Реализуется через гармоничное расположение игровых центров: «Развивающий центр», «Центр творчества», «Центр двигательной активности», проведение ритуалов приветствия и прощания;

— эмоционально активизирующий компонент среды предполагает проведение педагогом активизирующих педагогических ситуаций, игр, сюрпризных моментов;

— эмоционально тренирующий компонент среды, направленный на формирование у детей навыков эмоциональной регуляции, обучение управлению негативными эмоциями (гнев, страх и т. д.) и их отыгрыванию посредством использования ритмических упражнений, потешек, стихов, песенок, элементов психогимнастики.

2. Обеспечение активной и эмоциональной деятельности детей в различных ее видах.

Вторым условием обеспечения эмоционального благополучия детей в группе раннего возраста является использование педагогом активной и эмоциональной деятельности детей в различных ее видах. Основываясь на материалах Н. В. Соколовской [2] и Е. Д. Файзуллаевой, Т. Д. Фицнер [3], выделим следующие виды работы в данном направлении:

— «часики настроения», которые позволяют обучать детей определять собственное настроение и настроение игровых персонажей;

— «подушка-злючка»: для выплеска гнева;

— «полянка дружбы»: для развития мелкой моторики рук и коммуникативных навыков;

— «коврик радости»: музыкальный коврик;

— игры с сыпучими материалами и водой, которые дают возможность расслабить мышцы рук, уменьшают тревогу;

— игры-развлечения, в том числе музыкальные игры и т. д.;

— «Утренний хоровод»: создание у детей ощущения сплоченности на совместное проживание дня;

— «Тихая сказка»: используется с целью управления состоянием ребенка во время перехода к дневному сну;

— «Дневной хоровод»: адаптационное вхождение ребенка во вторую половину дня с целью освоения нормированности процессов жизнедеятельности, восприятие порядка;

— «Колыбелька»: прием, используемый в процессе завершения дня в детском саду, который предполагает проведение совместной «медитации».

3. Обеспечение взаимодействия детского сада и семьи.

Период непосредственной адаптации ребенка к детскому саду наиболее важен с точки зрения взаимодействия воспитателя и родителей, которая достигает своей максимальной интенсивности. Для этого предлагается применять различные методы работы:

— наглядно-информационные: размещение в родительском уголке консультаций для родителей по теме адаптации ребенка к детскому саду: папок-передвижек («Адаптация в детском саду», «Факторы, от которых зависит успешность адаптационного периода»), памяток («10 правил адаптации»), информационных листов (Адаптация — что это такое?») и т. д.;

— информационно-аналитические: анкетирование родителей, проведение опросов с целью уточнения степени тяжести протекания адаптации ребенка к детскому саду;

— наглядно-практические: показ открытых занятий, беседы с родителями, демонстрация фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня, показ игр, в которые родители могут поиграть с ребенком дома и т. д.;

— познавательные: семейные гостиные (например, по теме «Делимся опытом воспитания в семье»), проектная деятельность, мастер-классы, семейные клубы;

— досуговые: организация и проведение досугов и развлечений совместно с родителями, их привлечение к подготовке к празднику и т. д.

Таким образом, на наш взгляд основными условиями обеспечения эмоционального благополучия детей являются: создание эмоционально насыщенной образовательной среды; обеспечение активной и эмоциональной деятельности детей в различных ее видах (игровой, продуктивной, коммуникативной и т. д.); обеспечение взаимодействия детского сада и семьи.

Литература:

  1. Красношлык З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32–34
  2. Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление, диагностика, рекомендации. — Волгоград: Учитель, 2019. — 189 с.
  3. Файзуллаева Е. Д., Фицнер Т. Д. «Уклад дня» как условие стабилизации психофизиологических и эмоциональных состояний ребенка в детском саду // Детский сад от А до Я. — 2023. — № 2 (122). — С. 12–18.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2021. — 38 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ранний возраст, эмоциональное благополучие детей, эмоциональная деятельность детей, насыщенная образовательная среда, обеспечение взаимодействия, дошкольная образовательная организация, эмоциональная регуляция, эмоциональное благополучие, эмоциональное развитие ребенка.


Похожие статьи

Задать вопрос