В статье раскрыты основные педагогические условия воспитательной работы в ДОО по обеспечению эмоционального благополучия детей в группе раннего возраста.
Ключевые слова: дети раннего возраста, эмоциональное благополучие, педагогические условия.
Необходимость обеспечения эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации определена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В пункте 3.2.5 ФГОС ДО указана необходимость «обеспечения условий для создания социальной ситуации развития детей соответствующей специфики дошкольного возраста предполагают обеспечение эмоционального благополучия» [4].
Особенное внимание обеспечению эмоционального благополучия детей в условиях дошкольной образовательной организации должно быть уделено в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Благоприятную и быструю адаптацию детей раннего возраста к детскому саду определяют условия обеспечения эмоционального благополучия детей. К их числу относятся:
— создание эмоционально насыщенной образовательной среды;
— обеспечение активной и эмоциональной деятельности детей в различных ее видах (игровой, продуктивной, коммуникативной и т. д.);
— обеспечение взаимодействия детского сада и семьи.
1. Создание эмоционально насыщенной образовательной среды.
З. П. Красношлык [1] приходит к выводу о том, что с учетом особенностей эмоционального развития ребенка, компонентной структурой эмоционально развивающей среды в группе детского сада являются следующие ее компоненты:
— эмоционально поддерживающий: взаимоотношения между участниками воспитательно-образовательного процесса;
— эмоционально стабилизирующий: режимные моменты, которые организую процесс пребывания в детском саду;
— эмоционально настраивающий: внешняя обстановка группы;
— эмоционально активизирующий: занятость детей в режиме дня (игры, занятия и т. д.);
— эмоционально тренирующий: специально используемые в образовательном процессе игры и иные методы и приемы работы, направленные на эмоциональное развитие ребенка.
Основываясь на выделенных компонентах эмоционально насыщенной среды дошкольного образовательного учреждения, предложим модель эмоционально развивающей среды группы раннего возраста:
— эмоционально поддерживающий компонент, который способствует созданию в группе позитивных отношений между участниками образовательного процесса и обеспечивает выполнение педагогом материнской функции. Включает в себя: организацию эмоционально значимого общения между детьми в группе, способствуя развитию эмпатии, развитию способности детей выражать собственные эмоции, а также стимулируя развитие эмоциональной регуляции;
— эмоционально стабилизирующий компонент среды, который направлен на то, чтобы обеспечить стабильность окружающей среды, поддержать у детей устойчивое чувство безопасности и эмоционального комфорта. Реализуется через проведение режимных моментов;
— эмоционально настраивающий компонент, предполагающий внешнюю благоприятную обстановку группы (цветовое решение, удобство мебели и пр.). Реализуется через гармоничное расположение игровых центров: «Развивающий центр», «Центр творчества», «Центр двигательной активности», проведение ритуалов приветствия и прощания;
— эмоционально активизирующий компонент среды предполагает проведение педагогом активизирующих педагогических ситуаций, игр, сюрпризных моментов;
— эмоционально тренирующий компонент среды, направленный на формирование у детей навыков эмоциональной регуляции, обучение управлению негативными эмоциями (гнев, страх и т. д.) и их отыгрыванию посредством использования ритмических упражнений, потешек, стихов, песенок, элементов психогимнастики.
2. Обеспечение активной и эмоциональной деятельности детей в различных ее видах.
Вторым условием обеспечения эмоционального благополучия детей в группе раннего возраста является использование педагогом активной и эмоциональной деятельности детей в различных ее видах. Основываясь на материалах Н. В. Соколовской [2] и Е. Д. Файзуллаевой, Т. Д. Фицнер [3], выделим следующие виды работы в данном направлении:
— «часики настроения», которые позволяют обучать детей определять собственное настроение и настроение игровых персонажей;
— «подушка-злючка»: для выплеска гнева;
— «полянка дружбы»: для развития мелкой моторики рук и коммуникативных навыков;
— «коврик радости»: музыкальный коврик;
— игры с сыпучими материалами и водой, которые дают возможность расслабить мышцы рук, уменьшают тревогу;
— игры-развлечения, в том числе музыкальные игры и т. д.;
— «Утренний хоровод»: создание у детей ощущения сплоченности на совместное проживание дня;
— «Тихая сказка»: используется с целью управления состоянием ребенка во время перехода к дневному сну;
— «Дневной хоровод»: адаптационное вхождение ребенка во вторую половину дня с целью освоения нормированности процессов жизнедеятельности, восприятие порядка;
— «Колыбелька»: прием, используемый в процессе завершения дня в детском саду, который предполагает проведение совместной «медитации».
3. Обеспечение взаимодействия детского сада и семьи.
Период непосредственной адаптации ребенка к детскому саду наиболее важен с точки зрения взаимодействия воспитателя и родителей, которая достигает своей максимальной интенсивности. Для этого предлагается применять различные методы работы:
— наглядно-информационные: размещение в родительском уголке консультаций для родителей по теме адаптации ребенка к детскому саду: папок-передвижек («Адаптация в детском саду», «Факторы, от которых зависит успешность адаптационного периода»), памяток («10 правил адаптации»), информационных листов (Адаптация — что это такое?») и т. д.;
— информационно-аналитические: анкетирование родителей, проведение опросов с целью уточнения степени тяжести протекания адаптации ребенка к детскому саду;
— наглядно-практические: показ открытых занятий, беседы с родителями, демонстрация фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня, показ игр, в которые родители могут поиграть с ребенком дома и т. д.;
— познавательные: семейные гостиные (например, по теме «Делимся опытом воспитания в семье»), проектная деятельность, мастер-классы, семейные клубы;
— досуговые: организация и проведение досугов и развлечений совместно с родителями, их привлечение к подготовке к празднику и т. д.
Таким образом, на наш взгляд основными условиями обеспечения эмоционального благополучия детей являются: создание эмоционально насыщенной образовательной среды; обеспечение активной и эмоциональной деятельности детей в различных ее видах (игровой, продуктивной, коммуникативной и т. д.); обеспечение взаимодействия детского сада и семьи.
Литература:
- Красношлык З. П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 32–34
- Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление, диагностика, рекомендации. — Волгоград: Учитель, 2019. — 189 с.
- Файзуллаева Е. Д., Фицнер Т. Д. «Уклад дня» как условие стабилизации психофизиологических и эмоциональных состояний ребенка в детском саду // Детский сад от А до Я. — 2023. — № 2 (122). — С. 12–18.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2021. — 38 с.