Особенности эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (558) февраль 2025 г.

Дата публикации: 17.02.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Бессонова, Н. В. Особенности эмоционального благополучия детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду / Н. В. Бессонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/archive/558/122826/ (дата обращения: 23.02.2025).



В статье раскрыта необходимость создания на этапе адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению работы по обеспечению эмоционального благополучия детей.

Ключевые слова: адаптация, дети раннего возраста, эмоциональное благополучие.

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается адаптацией и приводит к ряду физических, психологических, социальных изменений.Определяя особенности протекания адаптации к детскому саду, следует обратить внимание на характерные изменения, с которыми сталкивается ребенок: изменения в режиме дня, отсутствие родителей, необходимость соблюдения новых правила поведения; постоянный контакт со сверстниками; изменение стиля общения и т. д. Сталкиваясь с данными изменениями одномоментно, ребенок попадет в стрессовую ситуацию, которая отображается на его поведении и приводит к невротическим реакциям (плаксивость, капризы, истерики и т. д.), повышает тревожность, вызывает страхи, болезни и т. д.

Период адаптации к дошкольной образовательной организации негативно сказывается на речевое, сенсорное, познавательное и эмоциональное развитие ребенка. Пребывая в стрессовой ситуации, он сталкивается с эмоциональным неблагополучием, которое в свою очередь способствует снижению речевой и познавательной активности, затормаживает сенсорное развитие, снижает коммуникабельность и т. д. Это становится причиной появления отрицательных эмоций, невротических реакций, спада активности. Наиболее тяжело протекает период адаптации на начальной ее стадии, которая длится около месяца и сопровождается частыми изменениями в соматическом и эмоциональном состоянии ребенка. Адаптация находит проявление в широком спектре индивидуальных реакций ребенка на новые условия его жизнедеятельности, характер протекания которых определяется психофизиологическими и личностными особенностями, отношениями внутри семьи, условиями пребывания в дошкольном учреждении. На этом основании каждый ребенок адаптируется к дошкольному учреждению по-своему.

На основании анализа литературы нами были определены показатели эмоционального благополучия детей раннего возраста:

— ребенок охотно вступает в контакт со взрослыми и сверстниками;

— длительное время и с интересом взаимодействует с другими людьми;

— в течение дня преобладает позитивное или нейтрально-деловое наст роение;

— проявляет положительные эмоции в течение дня;

— адекватно эмоционально реагирует на предложения и обращения взрослых;

— откликается на предложения взрослого;

— доверительно относится к окружающим;

— взаимодействует с игрушками.

Основываясь на данных показателях, мы провели исследования эмоционального благополучия детей раннего возраста.Основным диагностическим методом при обследовании детей выступало наблюдение. Также для проведения диагностики было использовано анкетирование родителей.

Для проведения диагностики отобран ряд методик и методических материалов: «Карта эмоционального благополучия ребенка 2–3 лет», методика «Уровень адаптированности к детскому саду», «Анкета для родителей». Результаты диагностики приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сводные результаты диагностики эмоционального благополучия детей раннего возраста

Уровень

«Карта эмоционального благополучия ребенка 2–3 лет»

«Уровень адаптированности к детскому саду»

«Анкета для родителей»

Итоги

Высокий

20 %

20 %

25 %

20 %

Средний

30 %

35 %

35 %

35 %

Низкий

50 %

45 %

40 %

45 %

В результате диагностического исследования мы определили, что уровни эмоционального благополучия детей раннего возраста недостаточные, большинство детей имеют низкие уровни. Дети отличаются следующими особенностями:

— преобладает негативное настроение в течение дня, положительные эмоции проявляются редко, отмечается неадекватное эмоциональное реагирование на обращение взрослого и сверстника, присутствует страх и тревожность, общение со взрослыми и сверстниками в течение дня практически отсутствует;

— дети преимущественно демонстрируют низкие уровни адаптированности к детскому саду, что находит проявление в преобладании неблагоприятного эмоционального состояния, сниженной познавательной и игровой деятельности, отсутствии стремления к взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками, в резких негативных реакциях на изменение привычной ситуации;

— родителями отмечаются негативные поведенческие реакции у детей: нарушен сон и аппетит, настроение подавленное; активность низкая.

Полученные результаты указывают на необходимость выстраивания в группе системы психолого-педагогической работы, которая направлена на легкое прохождение адаптации к детскому саду и повышение эмоционального благополучия детей.

Сложности с адаптацией ребенка раннего возраста к детскому саду, в том числе влекущие за собой негативные эмоциональные реакции и расстройства, зачастую возникают тогда, когда ребенок сталкивается с недопониманием, с попытками со стороны педагогов вовлечь его в общение и деятельность, которые не отвечают эмоциональным интересам и желаниям самого ребенка. Отсутствие мероприятий, направленных на успешную адаптацию детей, несоблюдение условий для эмоционального благополучия ребенка могут стать причиной не только сложностей с адаптацией, но и нарушений в эмоциональном развитии, в том числе возникновении отрицательных форм поведения и эмоционального реагирования. В этой связи необходимо особенно подчеркнуть значимость организации целенаправленной работы, которая будет обеспечивать создание педагогических условий и использования форм воспитательной работы по обеспечению эмоционального благополучия детей в группе раннего возраста на этапе их адаптации к детскому саду.

Литература:

  1. Дремлюга С. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям // Вестник науки и образования. — 2021. № 13. — 34 с.
  2. Евдотьева Н. С., Новикова А. Ф., Ботвич Т. П. Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2020. № 45. — С. 239–241.
  3. Ежкова Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: методическое пособие. — М.: Владос, 2014. -149 с.
  4. Махмутова, Н. Адаптация к детскому саду без проблем: практическое руководство. — М.: ЭКСМО, 2023. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, детский сад, эмоциональное благополучие детей, течение дня, ребенок, эмоциональное благополучие ребенка, дошкольное учреждение, период адаптации, проведение диагностики, стрессовая ситуация.


Похожие статьи

Задать вопрос