В статье автор исследует развитие восприятия у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: восприятие, дошкольный возраст, сенсорные эталоны, перцептивные действия.
С момента своего появления на свет ребенок начинает исследовать новый для него мир. Познавательная активность играет ключевую роль в выживании, поэтому психика включает в себя множество познавательных процессов. В первую очередь, это ощущения и восприятие.
Восприятие и ощущение относятся к сенсорным, или чувственным, процессам, поскольку они получают начальную информацию через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
Восприятие — это основа для всех других познавательных процессов и развития познавательных способностей, которое формируется на основе ощущений.
Наиболее важный период для развития восприятия — дошкольный (с рождения и до семи лет) [1, с. 4].
По мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при переходе от раннего к дошкольному возрасту. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое [5, с. 97].
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрасте был детально исследован Л. А. Венгером и описан следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т, е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственные особенности и соотношения его частей.
Перцептивные действия формируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. На первом этапе процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. На этом этапе, который ставит перед ребенком новые перцептивные задачи, непосредственно в материальные действия вносятся необходимые исправления, которые должны быть сделаны для формирования адекватного образа. Лучшие результаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются так называемые сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов [3, с. 9].
На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами. На данном этапе, пишет Л. А. Венгер, дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза.
На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, но протекает внутренне, в основном только в сознании и на подсознательном уровне у ребенка. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения. В результате всего этого внешнее перцептивное действие превращается в умственное.
По Л. А. Венгеру, основу способностей, связанных с восприятием, составляют перцептивные действия. Их качество зависит от усвоения ребенком специальных систем перцептивных эталонов.
Такими эталонами при восприятии, например, формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — спектральная гамма, при восприятии размеров — принятые для их оценки физические величины. Совершенствование перцептивных действий и овладение новыми типами таких действий обеспечивает прогрессивное изменение восприятия с возрастом, т. е. приобретение им большей точности, расчлененности и других важных качеств.
Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие других способностей. Среди разнообразных перцептивных действий есть такие, от которых зависит совершенствование общих познавательных способностей детей, а также такие, формирование и усвоение которых помогает развитию детских художественно-творческих способностей [4, с. 86].
Типы восприятия зависят от особенностей воспринимаемых свойств, объектов и явлений реальности и делятся на две основные категории: простые и сложные.
В первую категорию входят восприятие свойств предметов (формы, цвета, величины, запаха, вкуса, температуры, звуковые, тяжести, плотности), восприятие целостных предметов, пространства, времени, движения тела, в котором активно участвуют ощущения. Во вторую категорию входит восприятие иллюстраций, текстов, природы, отношений людей, подражательные действия, музыки, в котором активно участвует мышление [1, с. 57].
Каждый тип восприятия ребенок начинает развивать в определенный период жизни, основываясь на уже приобретенном опыте.
В процессе развития восприятия накапливаются знания об окружающих предметах и явлениях в виде представлений или «обобщенных образов», с которыми ребенок сопоставляет каждый предмет, который он видит [1, с. 53].
К концу дошкольного периода у детей с нормальным развитием должна быть выработана система сенсорных стандартов и перцептивных навыков, что является следствием правильно организованного обучения и практической деятельности.
Заключение об уровне развития у детей восприятия можно сделать, основываясь на данных об овладении различными действиями восприятия. Эти данные получают при использовании методик «Коробка форм», «Разрезные картинки», «Конструирование по образцу», «Пирамидка», а также стандартизованных диагностических методик «Эталоны», «Перцептивное моделирование» [2, с. 17].
У ребенка с хорошо развитыми способностями восприятия возрастает интерес к познанию, поскольку он умеет извлекать информацию из окружающей среды.
Недостаточное развитие восприятия в дошкольном возрасте может привести к задержке в интеллектуальном развитии ребенка, что может оказаться трудно исправимым на более поздних этапах его психического роста. Это отставание может вызвать трудности в учебе, замедлить процесс формирования личности и в дальнейшем повлиять на выбор профессии и успешность социальной адаптации.
В связи с чем, можно сделать вывод о том, что, если в дошкольном возрасте не обеспечить подходящие условия для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут развиваться медленно, что усложнит процесс обучения в начальной школе.
Литература:
1. Башаева Т. В., Филатова О. В. Познавательные процессы. Сущность, развитие, нарушения, диагностика. 2014.
2. Лаврентьева Т. В. Психолог в дошкольном учреждении.– М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2011.
4. Немов Р. С. Психология. Книга 2. Психология образования. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
5. Реан А. А. Психология детства. 2003.