Научная статья посвящена изучению роли административного иска как инструмента регулирования административного надзора в отношении поднадзорных лиц. Обсуждаются различные виды административных исковых заявлений, основные требования, предъявленные к ним.
Ключевые слова: административное судопроизводство, административный надзор, административное исковое заявление.
На современном этапе институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, выполняет одну из важнейших функций по обеспечению внутригосударственной безопасности, по обеспечению соблюдения законодательства и законных интересов как физических, так и юридических лиц. В подтверждении важности вышесказанного, целесообразно представить некоторые статистические данные. Так, за 11 месяцев 2024 года было расследовано 475,2 тыс. фактов противоправных деяний, которые совершены лицами, уже преступавшими уголовный закон. Несмотря на то, что их абсолютное число снизилось на 13,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, этот показатель остается высоким [1].
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — ФЗ об административном надзоре), ограничение прав человека допускается только по решению суда [2]. В статье 6 ФЗ об административном надзоре установлено, что административный надзор устанавливается, продлевается и прекращается только судом.
С 15.09.2015 вступил в законную силу Кодекс Административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21 — ФЗ (далее — КАС РФ), нормы которого регулируют, в том числе, производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Глава 29 КАС РФ устанавливается, какой орган исполнительный власти осуществляет подачу административного искового заявления, связанного с административным надзором за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, каким должно быть содержание искового заявления и какие документы в обязательном порядке должны быть приложены к исковому заявлению [3].
Административный иск играет важную роль в регулировании общественных отношений, в том числе в сфере надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Отсутствие унифицированного определения понятия «административный иск» в законодательных и доктринальных источниках обуславливает наличие в научной литературе различных трактовок административного иска. По мнению Г. Л. Осокиной административный иск есть требование о защите установленного правопорядка, прав, свобод граждан, организаций и государства от административных правонарушений, т. е. правонарушений сфере правовых (публичных) отношений [4]. Исходя из данного определения, можно сформулировать понятие административного иска в контексте административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Административный иск представляет собой обращение в суд, оформленное в виде административного искового заявления, в котором государственный орган или уполномоченное лицо выдвигает требование о признании необходимости установления, продления или прекращения административного надзора в отношении конкретного субъекта.
В соответствии с ч. 1 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подает исправительное учреждение в районный суд, если лицо освобождается из мест лишения свободы; орган внутренних дел — в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы или отбывающего наказание в виде ограничения свободы. Согласно ч. 7 ст. 270 КАС РФ администрация исправительного учреждения должна подать административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица не позднее чем за два месяца до истечения срока отбывания им наказания. При отбывании наказания лицом в виде ограничения свободы орган внутренних дел такое заявление должен подать в суд не позднее чем за один месяц до истечения срока наказания. Вместе с тем, несоблюдение данных сроков заявителями не влечет за собой возвращения или отказа в принятии административного искового заявления, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении.
Глава 29 КАС РФ подробно регламентирует содержание административного искового заявления, а так же перечень документов, которые должны быть приложены к нему. В административном исковом заявлении должно быть указано: наименование суда, в который подается исковое заявление; наименование административного истца; наименование административного ответчика; содержание требований к административному ответчику; основания подачи административного искового заявления. Также указываются сведения, характеризующие личность ответчика, например: сведения о поведении лица в период отбывания им наказания в исправительном учреждении; сведения об образе жизни. Указываются иные обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения административного дела. Определенного перечня таких обстоятельств в законодательстве нет, но опираясь на знания уголовного процесса можно сформулировать несколько из них: характер и тяжесть совершенного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; условия проживания и окружение поднадзорного лица; информацию о соблюдение ранее установленных ограничений. Согласно статье 272 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора принимается судом к производству незамедлительно. Согласно ч. 5 ст. 298 КАС РФ судебные постановления по делам данной категории обжалуются в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня принятия решения судом.
Проанализировав статью 271 КАС РФ, можно сформулировать несколько видов административных исков в рамках административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы:
- административное исковое заявление исправительного учреждения об установлении административного надзора в отношении поднадзорного лица;
- административное исковое заявление органа внутренних дел об установлении административного надзора в отношении поднадзорного лица;
- административное исковое заявление о продлении административного надзора в отношении поднадзорного лица;
- административное исковое о дополнении административных ограничений в отношении поднадзорного лица;
- административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений установлении административного надзора в отношении поднадзорного лица;
- административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора в отношении поднадзорного лица.
Административный иск как инструмент регулирования административного надзора играет важную роль в правовой системе, обеспечивая баланс между общественной безопасностью и правами граждан. В некоторых случаях административные иски применяются для неоправданного ограничения прав лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Избыточный контроль, неоправданные ограничения и продолжительный срок надзора могут препятствовать успешной реинтеграции этих лиц в общество, что противоречит основным целям осуществления надзора. Для предотвращения данной проблемы необходимо разработать механизмы защиты прав освобожденных лиц от необоснованных ограничений и злоупотреблений со стороны контролирующих органов. В качестве одного из возможных решений предлагается увеличить срок подачи апелляционной жалобы и представлений на решения суда в данной категории дел до 15 дней начиная с момента вынесения судебного решения, аналогично установленному порядку в уголовном судопроизводстве. Данная мера будет способствовать своевременному обращению лиц, чьи права были нарушены, в судебные инстанции, а также обеспечению доступа к квалифицированной юридической помощи посредством привлечения адвокатов.
Литература:
- Генпрокуратура сообщила о сокращении рецидивной преступности в РФ. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: (дата обращения: 25.01.2025).
- Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2011.-№ 15.-Ст. 2037
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2015.-№ 1.-Ст.1391.
- Осокина, Г. Л. Иск (теория и практика) / Г. Л. Осокина. — Москва: Городец, 2000. — 192 с. — Текст: непосредственный