В статье авторы описывают педагогический кейс мастера производственного обучения по преодолению рассогласованности идеального и реалистичного образа профессии у студентов системы среднего профессионального образования — будущих проводников железнодорожного транспорта посредством профессионально-трудового воспитания.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессионально-трудовое воспитание, профессиональные кадры для региона, актуальный образ профессии, производственная практика, наставничество.
Современный образовательный процесс в системе среднего профессионального образования характеризуется интенсификацией обучения и воспитания [1]. Актуальным направлением воспитания будущего специалиста является профессионально-трудовое воспитание, которое нацелено на приобщение студентов к ценностям осваиваемой профессии и к труду посредством производственной практики.
Одной из проблем профессионально-трудового воспитания будущих проводников железнодорожного транспорта является рассогласованность образа профессии до и после производственной практики. Следствием этого является тревога обучающихся перед выполнением профессиональных обязанностей.
Цель данной статьи — представить работу мастера производственного обучения по данной профессии в контексте указанной проблемы.
Производственная практика является важным этапом освоения профессии. Она позволяет студентам погрузиться в профессиональную среду и потренироваться в выполнении профессиональных действий под руководством опытного специалиста. Взаимодействие в профессиональном сообществе дает возможность студентам расширить свои представления о разных сторонах профессии, узнать, из чего складывается образ успешного специалиста, интуитивно сопоставить его с представлениями о себе как о выпускнике техникума.
Производственная практика будущего проводника пассажирского вагона предполагает применение на практике знаний и умений, связанных с обслуживанием пассажиров в железнодорожном транспорте. В ходе практики студент-проводник знакомится с устройством и оборудованием пассажирского вагона, изучает правила и инструкции по его эксплуатации, а также проходит обучение по оказанию первой медицинской помощи.
При подготовке обучающихся к производственной практике мастер производственного обучения проводит среди студентов социологический опрос, связанный с определением их готовности к работе в реальных производственных условиях. После производственной практики этот опрос проводится повторно. Сопоставление результатов социологического опроса до и после производственной практики позволяет представить образ профессии, который складывается у будущих проводников железнодорожного транспорта. После производственной практики образ профессии включает не только ее привлекательные стороны, но и те, которые вызывают тревогу и опасения у будущих специалистов.
Результаты социологического опроса до производственной практики показали, что более 92 % студентов (23 человека из 25 опрошенных) намерены устроиться на работу проводником железнодорожного транспорта. После прохождения производственной практики число студентов, готовых работать проводниками, снизилось до 72 % (18 человек из 25 опрошенных).
Установлено, что причиной отрицательной динамики является страх перед принятием ответственности за собственные профессиональные действия, связанные с обеспечением безопасности граждан (пассажиров), который возникает после прохождения производственной практики. Ожидания студентов до производственной практики и впечатления от полученного опыта не совпадают. В результате образ профессии становится рассогласованным.
Несмотря на то что подготовка к производственной практике предполагает в том числе и обсуждение возможных кейсов, связанных с решением поставленных перед студентами задач в рамках программы практики, модельные ситуации на практике вызывают тревогу и напряжение. Образ будущей профессии проводника железнодорожного транспорта деромантизируется, а реалистичный — тревожит.
Именно такая ситуация является педагогическим кейсом для мастера производственного обучения. Рассогласованный актуализированный образ профессии у будущих проводников железнодорожного транспорта является предметом профессионально-трудового воспитания, поэтому с обучающимися выстраивается воспитательная работа, нацеленная на структурирование первого профессионального опыта. Результатом такой работы является согласование двух образов профессии — до и после производственной практики, поиск решений, которые позволят студентам управлять возникшей тревогой.
Анализ проблемы показал, что ситуация деромантизации профессии проводника железнодорожного транспорта и актуализация проблем, с которыми приходится работать будущим выпускникам, имеет свои плюсы. Она помогает обучающимся осознать степень важности и уровень собственного профессионализма, что приближает их к реальной производственной ситуации.
Педагогическая работа мастера производственного обучения с актуализированным образом профессии у будущих выпускников выстраивается следующим образом:
- проведение бинарных уроков совместно с педагогом-психологом по вопросам коммуникации с разными категориями граждан и анализа поведения людей;
- проектирование индивидуальной карьеры обучающихся в железнодорожной отрасли региона (Красноярский край);
- решение кейсов и ситуационных задач, возникших в ходе производственной практики, для развития умений профессионального реагирования в типичных и внештатных ситуациях;
- реализация наставничества в отношении обучающихся по разрешению образовательных и психологических запросов, возникших после производственной практики. В техникуме реализуется Программа наставничества обучающихся в КГАПОУ «КМТ имени В. П. Астафьева» (2024), в которой профессионально-трудовое воспитание является направлением наставнической деятельности [2].
Наставничество обучающихся — самостоятельное направление работы по преодолению тревоги у будущих проводников железнодорожного транспорта. С этой целью мастер производственного обучения в роли наставника совместно со студентом или с группой студентов (наставляемыми) разрабатывает персонализированную или групповую программу наставничества. Здесь проблема фиксируется на языке задачи, чтобы показать студентам вектор ее решения. Отметим, что программа наставничества эффективна в том случае, если со стороны обучающихся направлен конкретный запрос и имеется готовность его разрешать, в том числе посредством собственной активности. Так взращивается субъектность будущих профессионалов.
Итак, перечисленные меры позволяют структурировать актуальный образ профессии у обучающихся, показать ценность рефлексии и анализа совершаемых трудовых действий. Перечисленные формы работы мастера производственного обучения с актуализированным образом профессии обучающихся позволяют выработать алгоритмы их поведения в различных производственных ситуациях, которые составляют основу профессиональных компетенций проводника железнодорожного транспорта.
Литература
- Благочевская, Н. А. Интенсификации учебного процесса в среднем профессиональном образовании / Н. А. Благочевская. — Текст: непосредственный // Трибуна ученого. — 2022. — № 11. — С. 185–188.
- Программа наставничества обучающихся КГАПОУ «Красноярский многопрофильный техникум имени В. П. Астафьева». — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://aldex.ru/upload/project/kraspu19/element/document/15117/file/self/bf58527cad41d50f5e647d36a423cc1b/2--programma-nastavnichestva-obuchayushchihsya_gotovo-pdf.pdf (дата обращения: 12.02.2025).