Актуализация образа профессии как способ профессионально-трудового воспитания будущих проводников железнодорожного транспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (559) февраль 2025 г.

Дата публикации: 18.02.2025

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Юдова, А. М. Актуализация образа профессии как способ профессионально-трудового воспитания будущих проводников железнодорожного транспорта / А. М. Юдова, Н. С. Плащинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 8 (559). — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/archive/559/122808/ (дата обращения: 02.04.2025).



В статье авторы описывают педагогический кейс мастера производственного обучения по преодолению рассогласованности идеального и реалистичного образа профессии у студентов системы среднего профессионального образования — будущих проводников железнодорожного транспорта посредством профессионально-трудового воспитания.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессионально-трудовое воспитание, профессиональные кадры для региона, актуальный образ профессии, производственная практика, наставничество.

Современный образовательный процесс в системе среднего профессионального образования характеризуется интенсификацией обучения и воспитания [1]. Актуальным направлением воспитания будущего специалиста является профессионально-трудовое воспитание, которое нацелено на приобщение студентов к ценностям осваиваемой профессии и к труду посредством производственной практики.

Одной из проблем профессионально-трудового воспитания будущих проводников железнодорожного транспорта является рассогласованность образа профессии до и после производственной практики. Следствием этого является тревога обучающихся перед выполнением профессиональных обязанностей.

Цель данной статьи — представить работу мастера производственного обучения по данной профессии в контексте указанной проблемы.

Производственная практика является важным этапом освоения профессии. Она позволяет студентам погрузиться в профессиональную среду и потренироваться в выполнении профессиональных действий под руководством опытного специалиста. Взаимодействие в профессиональном сообществе дает возможность студентам расширить свои представления о разных сторонах профессии, узнать, из чего складывается образ успешного специалиста, интуитивно сопоставить его с представлениями о себе как о выпускнике техникума.

Производственная практика будущего проводника пассажирского вагона предполагает применение на практике знаний и умений, связанных с обслуживанием пассажиров в железнодорожном транспорте. В ходе практики студент-проводник знакомится с устройством и оборудованием пассажирского вагона, изучает правила и инструкции по его эксплуатации, а также проходит обучение по оказанию первой медицинской помощи.

При подготовке обучающихся к производственной практике мастер производственного обучения проводит среди студентов социологический опрос, связанный с определением их готовности к работе в реальных производственных условиях. После производственной практики этот опрос проводится повторно. Сопоставление результатов социологического опроса до и после производственной практики позволяет представить образ профессии, который складывается у будущих проводников железнодорожного транспорта. После производственной практики образ профессии включает не только ее привлекательные стороны, но и те, которые вызывают тревогу и опасения у будущих специалистов.

Результаты социологического опроса до производственной практики показали, что более 92 % студентов (23 человека из 25 опрошенных) намерены устроиться на работу проводником железнодорожного транспорта. После прохождения производственной практики число студентов, готовых работать проводниками, снизилось до 72 % (18 человек из 25 опрошенных).

Установлено, что причиной отрицательной динамики является страх перед принятием ответственности за собственные профессиональные действия, связанные с обеспечением безопасности граждан (пассажиров), который возникает после прохождения производственной практики. Ожидания студентов до производственной практики и впечатления от полученного опыта не совпадают. В результате образ профессии становится рассогласованным.

Несмотря на то что подготовка к производственной практике предполагает в том числе и обсуждение возможных кейсов, связанных с решением поставленных перед студентами задач в рамках программы практики, модельные ситуации на практике вызывают тревогу и напряжение. Образ будущей профессии проводника железнодорожного транспорта деромантизируется, а реалистичный — тревожит.

Именно такая ситуация является педагогическим кейсом для мастера производственного обучения. Рассогласованный актуализированный образ профессии у будущих проводников железнодорожного транспорта является предметом профессионально-трудового воспитания, поэтому с обучающимися выстраивается воспитательная работа, нацеленная на структурирование первого профессионального опыта. Результатом такой работы является согласование двух образов профессии — до и после производственной практики, поиск решений, которые позволят студентам управлять возникшей тревогой.

Анализ проблемы показал, что ситуация деромантизации профессии проводника железнодорожного транспорта и актуализация проблем, с которыми приходится работать будущим выпускникам, имеет свои плюсы. Она помогает обучающимся осознать степень важности и уровень собственного профессионализма, что приближает их к реальной производственной ситуации.

Педагогическая работа мастера производственного обучения с актуализированным образом профессии у будущих выпускников выстраивается следующим образом:

  1. проведение бинарных уроков совместно с педагогом-психологом по вопросам коммуникации с разными категориями граждан и анализа поведения людей;
  2. проектирование индивидуальной карьеры обучающихся в железнодорожной отрасли региона (Красноярский край);
  3. решение кейсов и ситуационных задач, возникших в ходе производственной практики, для развития умений профессионального реагирования в типичных и внештатных ситуациях;
  4. реализация наставничества в отношении обучающихся по разрешению образовательных и психологических запросов, возникших после производственной практики. В техникуме реализуется Программа наставничества обучающихся в КГАПОУ «КМТ имени В. П. Астафьева» (2024), в которой профессионально-трудовое воспитание является направлением наставнической деятельности [2].

Наставничество обучающихся — самостоятельное направление работы по преодолению тревоги у будущих проводников железнодорожного транспорта. С этой целью мастер производственного обучения в роли наставника совместно со студентом или с группой студентов (наставляемыми) разрабатывает персонализированную или групповую программу наставничества. Здесь проблема фиксируется на языке задачи, чтобы показать студентам вектор ее решения. Отметим, что программа наставничества эффективна в том случае, если со стороны обучающихся направлен конкретный запрос и имеется готовность его разрешать, в том числе посредством собственной активности. Так взращивается субъектность будущих профессионалов.

Итак, перечисленные меры позволяют структурировать актуальный образ профессии у обучающихся, показать ценность рефлексии и анализа совершаемых трудовых действий. Перечисленные формы работы мастера производственного обучения с актуализированным образом профессии обучающихся позволяют выработать алгоритмы их поведения в различных производственных ситуациях, которые составляют основу профессиональных компетенций проводника железнодорожного транспорта.

Литература

  1. Благочевская, Н. А. Интенсификации учебного процесса в среднем профессиональном образовании / Н. А. Благочевская. — Текст: непосредственный // Трибуна ученого. — 2022. — № 11. — С. 185–188.
  2. Программа наставничества обучающихся КГАПОУ «Красноярский многопрофильный техникум имени В. П. Астафьева». — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://aldex.ru/upload/project/kraspu19/element/document/15117/file/self/bf58527cad41d50f5e647d36a423cc1b/2--programma-nastavnichestva-obuchayushchihsya_gotovo-pdf.pdf (дата обращения: 12.02.2025).
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, железнодорожный транспорт, производственное обучение, профессионально-трудовое воспитание, образ профессии, профессиональное образование, будущее, социологический опрос, актуальный образ профессии, пассажирский вагон.


Ключевые слова

наставничество, производственная практика, среднее профессиональное образование, профессионально-трудовое воспитание, профессиональные кадры для региона, актуальный образ профессии

Похожие статьи

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Наставничество как одна из форм передачи профессионального опыта в системе среднего профессионального образования Красноярского края

В статье предложена реализация модели наставничества системы профессионального образования. Отмечается значимость наставничества в решении проблем системы среднего профессионального образования Красноярского края и необходимость его развития с помощ...

Наставничество в системе среднего профессионального образования

В статье представлены модели реализации наставнической деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования на примере Хабаровского технологического колледжа. Охарактеризованы особенности наставничества обучающихся как те...

Самообразование как условие профессионального становления личности педагога

Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Профессиональная мобильность как важный компонент квалификационной структуры выпускника учреждения среднего профессионального образования

В статье актуализируется проблема формирования профессиональной мобильности специалиста в условиях стремительной модернизации системы среднего профессионального образования. На основе изучения результатов исследований современных ученых определена ст...

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Похожие статьи

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Наставничество как одна из форм передачи профессионального опыта в системе среднего профессионального образования Красноярского края

В статье предложена реализация модели наставничества системы профессионального образования. Отмечается значимость наставничества в решении проблем системы среднего профессионального образования Красноярского края и необходимость его развития с помощ...

Наставничество в системе среднего профессионального образования

В статье представлены модели реализации наставнической деятельности в образовательной организации среднего профессионального образования на примере Хабаровского технологического колледжа. Охарактеризованы особенности наставничества обучающихся как те...

Самообразование как условие профессионального становления личности педагога

Данная статья посвящена теме развития и самообразование профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию и...

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края

Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...

Инструменты развития эстетических и патриотических чувств обучающихся среднего профессионального образования: «Когда каждый стих лечит душу…»

В данной статье автор рассматривает эффективные инструменты воздействия на позитивные эстетические и патриотические чувства будущих специалистов в период адаптации к образовательному пространству современного ССУЗа (профессиональной образовательной о...

Профессиональная мобильность как важный компонент квалификационной структуры выпускника учреждения среднего профессионального образования

В статье актуализируется проблема формирования профессиональной мобильности специалиста в условиях стремительной модернизации системы среднего профессионального образования. На основе изучения результатов исследований современных ученых определена ст...

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...

Задать вопрос