Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе с использованием приёмов театральной педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (559) февраль 2025 г.

Дата публикации: 18.02.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Яковлева, А. С. Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе с использованием приёмов театральной педагогики / А. С. Яковлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 8 (559). — URL: https://moluch.ru/archive/559/122822/ (дата обращения: 22.02.2025).

Препринт статьи



Проблема литературного образования в начальной школе, как и вопросы формирования осознанного и выразительного чтения у младших школьников, имеют особую актуальность. Ведь уроки чтения являются замечательной площадкой для развития творческих и познавательных способностей учеников. Для этого на занятиях можно использовать элементы театрального искусства, которое объединяет в себе различные виды творчества.

В последнее время в сфере образования растёт интерес к методам театральной педагогики. Педагоги-практики и теоретики приходят к пониманию эффективности применения опыта театральной педагогики в процессе обучения [3, c. 15]. Театральная педагогика предлагает обширную систему упражнений и тренингов, которые способствуют повышению познавательного интереса, развитию внимания, воображения, памяти и творческой активности. Осваивая эти методы, учитель может лучше понять механизмы восприятия, взаимодействия и природу творческого процесса. Она объединяет ключевые аспекты игры и творчества.

Уроки литературного чтения представляют собой прекрасную возможность для использования элементов театрализации. Литература и театр объединены общим элементом — словом. Элементы театрализации на уроках делают процесс обучения более интересным и познавательным. Ученики могут применить свои знания по литературе и выразить эмоции от прочитанных произведений [1, с. 29].

Дети легко вовлекаются в театральное искусство, потому что в его основе лежит игра. С самого раннего возраста дети испытывают потребность в игре. Игра сопровождает ребёнка весь период дошкольного детства, являясь ведущей деятельностью, и остаётся значимой на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Театрализованные игры — это идеальное сочетание театрального искусства и образовательного процесса. Они основаны на коллективности, распределении ролей и необходимости педагогического руководства. Разыгрывая небольшие сценки и вживаясь в роли разных персонажей, ученики начальной школы развивают уверенность в себе, находчивость и воображение [2, с. 62]. Таким образом театральная деятельность может стать ключевым фактором для развития познавательного интереса у младших школьников. Разыгрывание литературных произведений и различных ситуаций, где дети должны говорить выразительно, чётко и понятно, раскрывая характеры героев и сочетая слова с действиями, жестами и мимикой, очень полезно для развития речи ребёнка.

На уроках важно использовать разные виды театра, так как детям легче перенестись из повседневности в волшебный мир оживших персонажей и почувствовать себя увереннее.

На подготовительном этапе важно вводить на уроках традицию регулярного чтения по ролям. Даже в первом классе, когда дети только осваивают чтение, можно предлагать им пробовать ролевое чтение на самых простых коротких диалогах [4, c. 116]. Ролевое прочтение текста — подготовительный этап к инсценировке произведения.

Следующий этап — инсценировка отрывка произведения, которая предполагает передачу характеров героев без использования театрального реквизита. На данном этапе также осуществляется деление текста и чтение его по ролям, «оживление» иллюстраций, мимические упражнения и т. д.

Игровые (сценические) упражнения вводятся в уроки на последующих этапах. Здесь ученики вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют их поведение, место и время действия. Можно использовать сценические этюды, пантомиму, элементы театрального реквизита (пальчиковые куклы, куклы Би-ба-бо, элементы костюмов или грима), составление словесного портрета героя. Выполняя эти упражнения, ученики работают над развитием эмоциональности речи, пластики движения и игровых способностей.

И, наконец, д раматизация — это инсценировка всего литературного произведения или отдельно выбранного отрывка через ролевое исполнение по составленному совместно с учителем сценарию с применением театральных атрибутов. Помимо классических постановок, оной из интересных форм драматизации может стать создание «салата из произведений» или «истории одного героя». В данном случае выбирается некоторое количество произведений (сказок, рассказов), объединённых общей темой или проблемой, а затем создаётся сценарий, в котором последовательно переплетаются события выбранных произведений в одну цельную историю — складываются в один сюжет. Либо выбирается один герой, который встречается в различных произведениях, а сценарий выстраивается на основе характера данного героя, попадающего в ситуации из сюжетов. В начальной школе данный способ можно использовать, когда дети знакомятся, например, со сказками о животных. Герои-животные встречаются в различных сказках, сюжеты которых можно объединить, создав единую историю.

Драматизация может быть реализована как элемент урока или во внеурочной деятельности, приурочена к какому-либо открытому мероприятию в школе в виде спектакля (сценки, постановки). Такой вид работы требует определённой подготовительной работы над сценической выразительностью (определение подходящих действий, движений, жестов персонажа, его места на сцене, мимики и интонации), а также по созданию костюмов, реквизита и декораций.

Нельзя не сказать о таких важных аспектах театрализации, как актёрское и режиссёрское мастерство. Ученики могут выступать в роли актёров или режиссёров. Работа актёра помогает школьникам понять чувства персонажа в определённой ситуации, мотивы и цели его действий, а также то, о чём иногда умалчивает автор произведения. Режиссёрская работа заставляет проанализировать все детали и взаимодействия в эпизоде, определить его место в произведении в целом и объяснить поведение персонажей.

Оформительская работа играет большую и важную роль в театрализации на уроках литературного чтения. Она включает такие задания, как создание эскизов костюмов, декораций, портретов героев и музыкальное оформление произведений. Разрабатывая афиши и обложки, ученики анализируют произведение глубже и эффективнее. Такую работу важно проводить совместно с детьми, задействуя их в подборе материалов и изготовлении всего необходимого.

Драматизация и все перечисленные формы работы на подготовительных этапах способствуют более осмысленному прочтению произведений, формированию умения сочувствовать, сопереживать героям, более глубоко погружаться во внутренний мир персонажей, учат детей вдумываться в суть происходящих событий в сюжете произведения. Однако, применение данных методов — не единственный способ использования элементов театральной педагогики на уроках литературного чтения.

Чаще всего знакомство с произведением начинается не с его прочтения, а с знакомства с автором — с писателем или поэтом, создавшим данное произведение. Очень важно учить детей воспринимать автора, как живого (пусть и жившего много лет назад) человека, который тоже когда-то был ребёнком, рос, мечтал, имел свои увлечения, учился, сталкивался с жизненными трудностями, преодолевал их, любил свою семью, близких, Родину, трудился и создавал те или иные произведения. В этих произведениях он передал нам свой бесценный жизненный опыт, свои переживания, свои открытия, своё видение мира. Узнав всё это, школьник начинает понимать, о чём и почему писал автор: так писатель становится другом читателю, ребёнку. А слушать друзей всегда интересно и увлекательно!

Театральная педагогика предлагает приём персонификации : использование реального исторического персонажа или писателя в качестве помощника учителя на уроке. Учитель может сам вести урок в образе писателя или привлечь старших учеников к участию. Используя этот приём, можно привлечь учеников, которые будут помогать «автору» в образе созданных им персонажей. А для большего погружения в мир и временную эпоху жизни того или иного автора можно предварительно подготовить небольшую и сторическую сценку — маленькое представление, которое позволит передать ученикам историческую информацию через ролевое исполнение по заранее подготовленному сценарию с использованием театральных атрибутов.

Еще одно направление работы с использованием театральной педагогики — ролевые игры . В последнее время ролевые игры в форме суда над исторической фигурой или литературным персонажем становятся популярными среди учителей. В начальной школе можно использовать упрощённую версию этого формата. Детям интересно попробовать себя в ролях судей и адвокатов (защитников) какого-либо персонажа, совершившего поступок, выносимый на обсуждение. Такие игры учат делать умозаключения, строить аргументированные высказывания, развивают речь, навыки ведения дискуссий [5, с. 13].

Таким образом, элементы театральной педагогики дают множество возможностей сделать уроки литературного чтения в начальной школе увлекательными и интересными, способствуют формированию читательской грамотности, развитию выразительности чтения и помогают детям становиться осознанными читателями.

Литература:

  1. Воюшина М. П. Методика обучения литературному чтению. — М.: Издательский центр «Академия», 2019. — 120 с.
  2. Галактионова Т. Г. Учим успешному чтению. — М.: Просвещение, 2011. — 88 с.
  3. Колпащикова Ю. С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 29. — С. 104–109.
  4. Малышева О. К., Жесткова Е. А. Элементы театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 471–474.
  5. Машевская С. М. Театральная деятельность как средство обучения риторике дошкольников и младших школьников // Начальная школа: до и после. — 2010. — № 4. — С. 22–26.


Задать вопрос