В статье рассматриваются ключевые формы и методы постдипломного сопровождения молодых педагогов. Целью статьи является характеристика наиболее эффективных форм сопровождения начинающих педагогов в профессиональной деятельности.
Ключевые слова : постдипломное сопровождение, молодой педагог, индивидуальные программы развития, наставничество, тьюторинг, менторинг.
The article examines the key forms and methods of postgraduate support for young teachers. The purpose of the article is to characterize the most effective forms of support for beginning teachers in their professional activities.
Keywords : postgraduate support, young teacher, individual development programs, mentoring, tutoring.
В современном обществе в эпоху информационного обеспечения и развития технологий несомненного растет и изученность множества насущных социальных проблем. С ростом интереса к рассматриваемой нами теме растет и разнообразие форм и методов по их разрешению. Говоря о трудностях постдипломного сопровождения, данная тема является актуальной в нашей стране и за рубежом и в настоящее время.
Главными направлениями помощи молодым специалистам становятся аспекты психологической и методической поддержки, включающих в себя многообразие форм и методов. Один из инновационных методов это создание вспомогательных информационных платформ, сервисов, которые могут включать в себя чат-боты для вопросов и ответов, волнующих выпускников педагогических специальностей и молодых специалистов. Такие сервисы могут включать анкетирования, вебинары, форумы, банки идей, методические разработки уроков, лекции психолога о преодолении профессиональных кризисов и успешной адаптации в новом коллективе и т. п.
Главным преимуществом таких сервисов является возможность доступа к материалам в любое удобное молодому педагогу время, нахождение на одной онлайн площадке без необходимости в поиске интересующей информации на различных сайтах.
В современном образовательном процессе важную роль играет не только качество обучения студентов, но и поддержка молодых специалистов, только начинающих свой путь в профессии. Эффективное сопровождение молодых педагогов является залогом их успешной адаптации и профессионального роста. В этой статье мы рассмотрим классические формы и методы, используемые для поддержки молодых специалистов, а также важность разработки индивидуальных программ профессионального развития.
Одной из наиболее эффективных форм сопровождения молодых педагогов является командная работа. Она позволяет не только наладить взаимодействие между коллегами, но и создать атмосферу поддержки и сотрудничества. В рамках командной работы молодые специалисты могут обмениваться опытом, делиться методическими находками и находить решения общих задач.
Семинары и практикумы, проводимые на базе образовательной организации, являются важным элементом профессионального развития. Эти мероприятия позволяют молодым педагогам углубить свои знания, освоить новые методы и приемы преподавания, а также обсудить актуальные проблемы образования.
Курсы повышения квалификации представляют собой ещё один важный аспект подготовки молодых педагогов. Они позволяют специалистам систематизировать свои знания, ознакомиться с новыми тенденциями в образовании и освоить современные педагогические технологии.
Разработка индивидуальных программ профессионального развития — это ключевой момент в сопровождении молодых педагогов. Такие программы позволяют учитывать индивидуальные потребности и цели каждого специалиста. Молодой педагог, совместно с методическим работником или наставником, может составить план, который будет включать изучение новых педагогических приемов, технологий, а также создание банка собственных методических разработок.
Индивидуальные программы могут варьироваться в зависимости от профессиональных потребностей молодого педагога.
Еще одним эффективным методом постдипломного сопровождения является организация школы молодых педагогов, клуба инновационных педагогов. Возможные формы реализации школы молодого педагога: взаимопосещение уроков; проведение мастер-классов, открытых уроков; анкетирование; организация выступлений, семинаров.
Наставничество является древнейшим видом деятельности человека, начиная с каменного века и до наших дней наставники обучают наиболее неопытных людей различным занятиям, ремеслам, профессиям и специальностям, помогают сделать процесс адаптации и вхождение в профессию более легким. В советское время мастера обучали новых рабочих, подмастерья, в постсоветское время появились руководители, шефы, менеджеры, а работники стали подчиненными. Наставниками можно назвать и родителей, передающих своим детям накопленные годами знания и умения. Потребность личности в наставнике, помощнике отражена в различных источниках и сферах жизни человека, таких как религия, история, мировая культура, литература и конечно образование.
К. Д. Ушинский подчеркивал важность роли наставника в образовательном процессе, утверждая, что учитель должен быть не просто источником знаний, но и активным участником совместного обучения. Это означает, что наставник должен быть готов к постоянному саморазвитию и обучению наряду со своими учениками. Важно, чтобы теоретические знания, которые он передает, были подкреплены практическими навыками, что позволяет ученикам не только усваивать информацию, но и применять её в реальной жизни.
Ярким примером успешной программы наставничества является проект «Учитель будущего», реализуемый в нескольких регионах России. В рамках этого проекта молодые педагоги получают поддержку от опытных наставников через регулярные встречи и консультации. Участники отмечают значительное улучшение своих педагогических навыков, а также повышение мотивации к дальнейшему профессиональному развитию.
Еще одним успешным примером постдипломного сопровождения является программа «Новый учитель», которая активно используется в США. Она включает в себя не только наставничество, но и менторинг, регулярные тренинги по управлению классом и методике преподавания. Исследования показывают, что выпускники этой программы демонстрируют более высокие результаты в работе с учащимися по сравнению с теми, кто не участвовал в подобных инициативах.
Менторинг является формой сопровождения, схожим с понятием наставничество. Менторинг направлен на формирование целостного понимание профессиональных деятельности молодого специалиста, развитие у него потенциала к выполнению более трудных трудовых задач, развитие лидерских качеств, поддержку в планировании карьеры и личностного роста менти. На подготовительном этапе программы менторинга подразумевается определение менторов и подопечных с учетом особенностей и критериев, необходимых для эффективного взаимодействия сторон. На начальном этапе происходит определение траекторий сотрудничества участников на период реализации программы, обсуждение ключевых целей менторинга. На этапе осуществления менторинга решаются различные проблемы для успешного входа в профессию, адаптации, определяются пути преодоления возможных затруднений в трудовой деятельности, формируется устойчивая мотивация к саморазвитию и непрерывному образованию.
Коучинг как одна из разновидностей наставничества, схожа с процессом менторинга и также широко применяется в кадровой работе. Целью коучинга является активизация личности для саморазвития и самосовершенствования. Для достижения планируемых результатов коуч осуществляет постоянную обратную связь с клиентом для совместного определения затруднений и путей их решения, переосмысления имеющегося опыта, определение целей, задач, жизненных планов и способов их реализации.
Тьюторство — это не просто метод сопровождения, но и целая система, направленная на поддержку и развитие личности обучающегося. Важным аспектом тьюторства является создание условий для формирования внутренней мотивации, что позволяет каждому индивидууму осознать свои потребности и стремления. Задача тьюторов — разобраться, в чём хороши студенты, а в чём не очень, к чему они стремятся и что любят. Так педагоги могут создавать персонализированные учебные планы и программы личностного роста.
Литература:
1. Игнатьева Е. В. Реализация наставничества над молодыми педагогами в России и США: сравнительный анализ: автореферат дис.... кандидата наук: 00.00.00 / Игнатьева Екатерина Владимировна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»], 2023. — 185 с.
2. Игнатьева Е. В., Рябкова Ю. В. Менторинг и наставничество: сравнительный анализ понятийного поля // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–3. С. 102–104.
3. Илалтдинова Е. Ю., Фильченкова И. Ф., Фролова С. В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. № 3 (20). С. 2.
4. Фролова С. В., Базарнова Н. Д. Наставничество и менторинг: анализ понятий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–2. С. 213–216.
5. Hudson P. Beginning teachers’ achievements and challenges: Implications for induction and mentoring. // Going for gold! Reshaping teacher education for the future. The annual conference of the Australian Teacher Education Association (ATEA), Adelaide, 1–4 July. 2012.