Современное право в обществе, система организации которого предусматривает наличие институции, которая бы защищала каждого в отдельности и всех в целом от произвола власти, обеспечивает возможность установить в этом обществе нормальный социально-экономический климат и условия, способствующие развитию всевозможных направлений деятельности человека: в экономике, в искусстве, политике и т. д.
Правосудие, а точнее — его уровень, обеспечивает развитие множества социальных и экономических институтов. Высокий уровень правосудия в государстве напрямую влияет на уровень благосостояния страны и населения, гарантирует экономическую стабильность, социально-культурный рост и общественное и политическое разнообразие. Все перечисленное, не исключая многие иные сферы жизнедеятельности, урегулировано нормами права, защита реализации которых возложена на судебную власть, осуществляющую правосудие.
Принятие 8 марта 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации послужило существенным толчком для развития правовых исследований в области административного судопроизводства, актуализировало широкий спектр вопросов теоретического, правотворческого и правоприменительного плана.
С 4 августа 2023 года изменились правила административного судопроизводства. Среди прочего скорректирован порядок указания в иске контактных данных, уточнят положения о представителях и расширят электронный документооборот.
Административный иск. В иске обяжут указывать номера телефонов, факсов, электронную почту истца, его представителя при согласии получать судебные извещения и вызовы по СМС, факсу или электронной почте. Ранее эти сведения отражали при наличии таких контактных данных.
Представители. Совершать действия, которые не связаны с оказанием участнику дела квалифицированной юридической помощи, могут и представители по доверенности без высшего юридического образования, ученой степени в этой сфере или статуса адвоката. Речь идет о получении судебных извещений, копий судебных актов, исполнительных документов, а также копировании материалов дела.
Электронные документы суда. Суду разрешат формировать и направлять электронные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения. Документы заверят квалифицированной ЭП. В дополнение к ним оформят бумажные экземпляры.
Перерыв в заседании. Утвержден порядок перерыва. Его максимальный срок — 5 дней. Суд объявит перерыв по своей инициативе или по ходатайству участника дела.
Большие дискуссии в юридической литературе ведутся по поводу цифровых технологий в административном судопроизводстве, ниже мы представляем обобщенную информацию о перспективах, с учетом развития правовой системы и информационных технологий.
Предлагаемая дорожная карта цифровизации административного судопроизводства учитывает достигнутый уровень цифровизации сферы защиты права.
Включает следующие выводы, сделанные с учетом междисциплинарных исследований.
- Необходима разработка национальных стандартов в области искусственного интеллекта, включая технологии обработки больших данных, машинного обучения, когнитивные и нейротехнологии по направлению «Судопроизводство.
Общим принципом при внедрении информационных технологий в судебные и альтернативные порядки защиты права является создание взаимоуравновешенной инфраструктуры, в которой охват и уровень юридически значимых действий, совершаемых посредством IT-технологий, коррелирует с частной оснащенностью домохозяйств и бизнеса техническими средствами взаимодействия и уровнем IT-грамотности пользователей.
- В целях обеспечения эффективного внедрения информационных технологий необходимы практические решения, относящиеся к следующим направлениям перспективной межотраслевой разработки (психологов, лингвистов, социологов, юристов, IT-специалистов, включая IT-дизайнеров):
— развитие доверия к онлайн-форме правовых отношений;
— развитие процесса экстернализации знаний — процесса, в ходе которого, благодаря информационным технологиям, специальные знания становятся доступными большому количеству людей (разработка приложений, веб-сервисов, функций машинного перевода и т. п.);
— идентификация лиц в сетевом пространстве и простые способы аутентификации;
— создание единого виртуального правового поля, позволяющего прикрепить документы, являющиеся результатом взаимодействия лица с госорганами, организациями (платежные документы, справки, выписки из реестров и др.);
— обеспечение информационной безопасности правовых отношений в виртуальном пространстве.
- Важным политико-экономическим преимуществом, которое способны привнести цифровые технологии в административное судопроизводство, является прозрачность совершаемых действий и принимаемых решений, повышающих доверие к суду.
- Высочайший потенциал имеют структурированные данные большого объема (Big data). Накапливаемая информация должна распределяться по критериям, учитывающим следующее:
— анализ больших объемов информации и ее систематизация, предлагающая решения по уже имеющимся лекалам;
— алгоритмизация (система интеллектуальной поддержки), в которой через опросник заинтересованному лицу предлагается с помощью новых технологий устанавливать правовую ситуацию (вне глобальной системы, на частном уровне, эти системы уже работают в нашей стране);
— включение информации (у которой высокий рейтинг прочтения, затребования) в систему поддержки решений через человеческую предпроверку.
При разработке технических алгоритмов следует учесть, чтобы накопленная информация сохранялась таким образом, чтобы из нее было технически возможно извлечь иные, ранее не предусмотренные сведения и алгоритмы.
- «Электронный суд» — это не статичная концепция, а модель в развитии, включающая:
— масштабную компьютеризацию рабочих мест сотрудников суда, внедрение систем электронного документооборота в суде, автоматизированную обработку статистических данных;
— создание возможностей для удаленной коммуникации участников судопроизводства и суда на всех этапах судебной деятельности;
— создание информационно-технологических решений — информационных платформ, обеспечивающих не только удаленную коммуникацию участников судебных разбирательств, но и беспрепятственную возможность использования сторонами цифровых доказательств, в том числе из систем блокчейн, смарт-контрактов.
- В целях расширения возможностей удаленного взаимодействия участников процесса и иных заинтересованных лиц в краткосрочной перспективе целесообразным является:
— разработка сервисов, обеспечивающих подачу обращений в суды всех инстанций через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ;
— разработка сервисов идентификации и аутентификации участников судопроизводства;
— создание системы веб-конференции через ЕПГУ, обеспечивающих возможность подключения оборудования участников разбирательства (компьютера, планшета, смартфона);
— оцифровка всех дел и разработка сервиса дистанционного доступа к материалам судебных дел.
- Платформа для онлайн-урегулирования споров (ОУС) должна поддерживать следующие функции:
— возможность заполнения бланка жалобы и подачи жалобы в электронной форме;
— информирование стороны-ответчика о жалобе;
— определение лица, компетентного предоставить услуги АРС (альтернативные способы разрешения споров);
— возможность управления делами в режиме онлайн и возможность проведения процедуры урегулирования споров в режиме онлайн через платформу;
— возможность перевода информации, которая необходима сторонам для разрешения спора, через платформу;
— создание электронной формы, с помощью которой стороны направляют информацию лицу, компетентному предоставить услуги АДР;
— обеспечение системы обратной связи.
- Реалистичный вариант правовой экосистемы на цифровой платформе, как и большинство инноваций, следует искать не столько в области технологий, сколько в области бизнес-моделей. Государству нужно стимулировать создание цифровых платформ с привлечением частных инвестиций и на основе данных из внешней экосистемы, объективирующей потребности в цифровых сервисах и детерминирующей архитектуру цифровой платформы.
- Необходимо разработать программу мобильного помощника (чат-бота), обеспечивающего минимальное юридическое сопровождение дела для заинтересованных лиц.
- Использование технологий прогнозирования в сфере правовых отношений — необходимая ступень развития правового регулирования.
Главные направления, особо нуждающиеся в развитии прогнозирования, — правотворчество и правоприменение. Вместе с тем необходим государственный контроль над прогнозированием в сфере законотворчества, правоприменения и использования в частной сфере юридических услуг (требуется разработка правовых основ, методологических основ, средств измерения достоверности юридического прогноза и т. д.).
- В среднесрочной перспективе необходимо развитие технологий анализа и дифференциации поступающих на судебное рассмотрение дел и автоматизации принятия решения по типовым бесспорным делам. Степень автоматизации принятия решения может быть различной. Так, использование технологии искусственного интеллекта позволяет на основе анализа значительного количества решений сформировать проект решения по конкретному делу, который будет направлен на утверждение человеку-судье. Может быть автоматизирована обработка поступающих формализованных запросов о выдаче решения и подготовка самого решения, без проверки обоснованности требований.
Таким образом, мы рассмотрели новый взгляд на систему научных знаний, направленных на совершенствование административного судопроизводства через цифровизацию, в том числе с использованием искусственного интеллекта. Данная теория отражает необходимые научные знания принципиального характера и целенаправленно их «использует» в процессе исследования и влияния на исследуемый процесс.
Литература:
- Брановицкий К. Современное автоматизированное электронное приказное производство Германии и его виды // Арбитражный и гражданский процесс. 2023. -№ 9. — С. 39–42.
- Гречкина О. В., Степанов А. Т. Некоторые размышления об административном судопроизводстве в современном праве // Административное право и процесс. 2024. — № 3. — С. 43–49.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ
- Опалев Р. О. Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве // СПС КонсультантПлюс, 2024.
- Цифровые технологии в гражданском и административном судопроизводстве: практика, аналитика, перспективы / М. В. Самсонова, Е. Г. Стрельцова, А. В. Чайкина и др.; отв. ред. Е. Г. Стрельцова. М.: Инфотропик Медиа, 2022. — 336 с.