Особенности реализации категории эмотивности и лингводидактический потенциал в сетевом разговорном ролике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (559) февраль 2025 г.

Дата публикации: 18.02.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Чжу, Юньпин. Особенности реализации категории эмотивности и лингводидактический потенциал в сетевом разговорном ролике / Юньпин Чжу. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 8 (559). — URL: https://moluch.ru/archive/559/122832/ (дата обращения: 22.02.2025).

Препринт статьи



Цель исследования — выявить особенности реализации категории эмотивности в сетевом разговорном ролике, представленный «бытовой» тип которого распространен в Интернете, имея свои особенности в русскоязычном пространстве. Научная новизна исследования заключается в интерпретации категории эмотивности с учетом коммуникативного и тематического аспектов выбранного материала, связанного с русской разговорной речью, кроме того, она связана с введением социологического понятия эмоционального императива в лингвистическое исследование. Последнее, выступая в качестве «культурного предписания», что «должен чувствовать» субъект в тех или иных жизненных ситуациях, помимо ограничений, «неудобных» для демократической эпохи, имеет и важный для нашего времени ценностный аспект. Все это, безусловно, влияет на категорию эмотивности, проявляющуюся в том или ином тексте. Полученные результаты показали, что в ролике, взятом для анализа, активно и умело задействованы вербальные и невербальные средства эмоционального воздействия, взаимодействие их эмотивного фона (эмоционального объекта отражения) и эмотивной тональности (эмоционального отношения автора) способствует реализации категории эмотивности, что оказывается тесно связанным с категорией персоноориентированности, актуальной для современной культуры.

Ключевые слова: категория эмотивности, эмотема, эмотивный фон, эмотивная тональность, персоноориентированность.

Придерживаясь мнения С. В. Ионовой, мы рассматриваем эмотивность как двустороннюю категорию, имеющую план содержания и план выражения и получающую воплощение в трех названных компонентах.

Эмотивный фон текста понимается нами вслед за А. Г. Барановым как когнитивное явление, как ассоциативно сопряженный с языковым знаком или речевым отрезком, обозначаемый им и определенным образом эмоционально маркированный в данной лингвокультуре фрагмент действительности (ситуация, предмет, свойство и т. д.) [4, с. 12].

Эмотивная тональность трактуется нами вслед за Т. В. Матвеевой как получающая воплощение в тексте психологическая позиция автора по отношению к излагаемому, а также к адресату и ситуации общения [5, с. 27].

Эмотивная окраска текста определяется нами вслед за Г. Н. Ленько как «набор языковых и текстовых средств, используемых автором для кодирования эмоционального содержания» [6, с. 197].

В лингвистике эмоции рассматриваются как конкретные текстовые реализации категории эмотивности, под которой вслед за В. И. Шаховским понимается «имманентно присущее языку семантическое свойство выражения эмоциональности как факта психики системой своих средств» [2, с. 87]. В реализации категории эмотивности участвуют как лингвистические средства — лексические единицы, подразделяющиеся на эмотив-аффективы, эмотив-коннотативы и эмотив-потенциативы [2, с. 14–19], синтаксические единицы — эмотивные высказывания [3, с. 126], так и единицы паралингвистические: жесты, мимика, цвет, фоновый звук и др.; они сопровождают описание ситуаций, вызывают у адресата эмоции и оказывают на него тем самым эмоциональное воздействие.

Обратимся к рассмотрению особенностей реализации категории эмотивности в текстах повседневного общения, представленных в сетевом дискурсе.

Будем придерживаться точки зрения Н. Д. Арутюновой, согласно которой праздноречевые жанры общения в диалогической форме разделяются на три типа: 1) эмоциональный; 2) артистический; 3) интеллектуальный диалоги [7, с. 650]. Выбранный нами для анализа текст относится к первому типу, поскольку здесь доминирует эмоциональное общение людей [7, с. 652].

Для анализа повседневного общения нами был выбран ролик « Вернулся из армии на день рождения мамы! Сюрприз для родителей)) », снятый человеком, не являющимся специалистом в области видеоиндустрии, на мобильный телефон как фрагмент повседневной жизни и размещенный на платформе YouTube в качестве непрофессионального видеоролика (https://youtu.be/31OpTr8WdpM). С семиотической точки зрения определяем текст как поликодовый, представляющий взаимодействие вербальных и невербальных (образ коммуникантов, их действие и т. д.) компонентов, и полимодальный, где информация воспринимается по зрительному и аудиальному каналам.

Обратим внимание на то, что заголовок ролика — «Вернулся из армии на день рождения мамы! Сюрприз для родителей))» — выполняет номинативную и информационную функцию, сообщает адресату о содержании ролика и отражает эмотему сюрприз. Первое предложение в заголовке служит эллиптическим, пропущенный член предложения — подлежащее «я» (автор ролика) имплицитно указывает на контекст эмоциогенной ситуации, источник сюрприза для родителей и уже вызывает положительные эмоции перед просмотром ролика. Восклицательный знак употребляется не столько для того, чтобы выражать эмоции автора (радость, восторг) по отношению к действию, сколько для усиления воздействия на эмоциональную сферу адресата. Во втором предложении обозначено последствие действия сына с употреблением эмотив-номинатива сюрприз и дается к нему положительная эмоциональная оценка с употреблением эмотикона )) . Таким образом, в названии ролика четко выявлена эмотема «сюрприз», которая способствует формированию положительного эмотивного фона текста у адресата.

Далее следует сосредоточиться на самом ролике, где участниками выступают сын, мать, тетя, дядя; отношения между ними квалифицируем как родственно-семейные, то есть неофициальные, обмен репликами между ними определяется как полилог. А самые близкие отношения между участниками определяем как детско-родительские (мать-сын), связанные для каждого человека с первым ощущением любви, радости, теплоты. Детско-родительские отношения как вид общественных отношений присущи большинству людей, в русском национальном сознании они являются неотъемлемой частью жизни, их ценят в обществе, поскольку «культура людей немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений» [8, с. 32]. Без эмоциональной привязанности немыслимо развитие духовности, культуры, что и воплощается как большая ценность в осмыслении детско-родительских отношений. При этом адресат может погрузиться в ситуацию общения через «примерку образа» одного из участников в соответствии со своим положением в семье, что с опорой на личный жизненный опыт вызывает у адресата заинтересованность и ожидание увидеть реакцию действующих лиц на приятный сюрприз.

Общение происходит в неофициальной, дружеской обстановке, которая обусловлена ситуативным контекстом: молодой человек намеренно не предупредил семью о своём возвращении из армии, зная, что мать в день рождения будет находиться дома, и желая своим внезапным появлением с букетом создать для себя, для неё и её гостей позитивную эмоциогенную ситуацию.

Неофициальные отношения участников и неофициальная обстановка общения позволяют сфокусировать внимание на таких свойственных разговорному стилю стилевых чертах, как спонтанность, непринуждённость и, в особенности, эмоциональность. В результате целесообразно отнести этот ролик к первому типу по классификации Н. Д. Арутюновой и рассматривать его как эмоциональный полилог на повседневную тему, где «происходит эмоциональное общение людей. Оно дает выход эмоциональным перегрузкам» [7, с. 652].

Заметим, что контекст ситуации целесообразно определить как эмоциогенный, формирующий тематические и стилистические особенности полилога. В контексте ситуации источником эмоций является действие сына, вызывающее у адресата соответствующие эмоции, и ожидание возможной бурной эмоциональной реакции у других участников полилога — сильные эмоции возникают тогда, когда мама и родственники осознают неожиданное появление сына из армии.

Таким образом, условно делим ролик на две части. В первой части задействована монологическая речь сына, здесь важны визуальные компоненты, конкретизирующие образ молодого человека и его действия, они в немалой степени формируют эмоциогенную ситуацию: сын неожиданно вернулся из армии с букетом цветов на день рождения мамы. Вторая часть — это эмоциональная реакция на эмоциогенную ситуацию, которая возникает в то время, когда сын с букетом цветов входит в квартиру и его замечают мама и родственники. Здесь задействована полилогическая речь и невербальные компоненты.

Подчеркнем, что сын представляет собой не только инициатора создания эмоциогенной ситуации (« сделать сюрприз» ) для того, чтобы вызвать у мамы положительные эмоции, но и участника эмоционального полилога, взаимодействующего с мамой, дядей. Далее автор ролика приобретает роль Youtube-блогера, который завершает съемки и ожидает внимания адресата через публикацию аттрактивного видео на видеохостинге.

При этом заслуживает внимания снятое блогером непрофессиональное видео (всего 8 роликов) для создания своего имиджа и привлечения внимания адресата на своем канале llia Kiselev, в том числе выбранный нами ролик « Сын неожиданно вернулся из армии! Сюрприз для родителей)) » и видеоролики «Дождалась из армии парня!», «Сделал сюрприз любимой))». Таким образом, ролики становятся «многосерийными», эффективно воздействуют на зрителя, поскольку все видео объединены общей темой, демонстрируют фрагменты из жизни обычных людей, что позволяет «любительской съемке превратиться в элемент культуры и средство заработка» [9, с. 23–25]. Выбранный нами ролик получил на Youtube более 3,3 млн просмотров (по состоянию на март 2023 года) и более тысячи комментариев, отражающих положительное эмоциональное отношение к автору, например Вова Веренников в 2018 году написал: Красавец. Настоящий Сын и настоящий мужик (сохранены орфография и пунктуация автора. — Ч. Ю .).

При этом полагаем, что Youtube-блогер как создатель ролика выражает свою креативность через выбор жизненной ситуации (неожиданно вернулся из армии) и участников, находящихся в родственных отношениях, что позволяет привлечь внимание широкой аудитории. Таким образом, выбранный нами ролик перестает быть частью только повседневно-бытового дискурса, становясь элементом массовой коммуникации, привлекает внимание адресата своей аттрактивностью, связанной с реализацией категории эмотивности в тематическом и коммуникативном аспектах.

Персоноорентированность проявляется в том, что Youtube-блогер как создатель ролика является одновременно и автором культурного продукта, и участником полилога, действия. В выбранном нами ролике сын создает эмоциогенную ситуацию, отражаемую в первой части, — это процесс подготовки к сюрпризу. Здесь доминируют невербальные компоненты, конкретизирующие через вербализацию образ деревенского дома: небольшой двор с газоном, дорожка и сам дом, звуковое сопровождение — лай собаки реалистически усиливает образ. За счет взаимодействия эмотивных ореолов невербальных компонентов формируется эмотивный фон, который обеспечивает вовлеченность адресата в ситуацию общения и вызывает у него положительные чувства, эмоционально воздействуя на восприятие адресата.

Образ сына формируется через ряд визуальных компонентов, связанных в том числе с внешним движением ключевого персонажа, — он пробегает поближе к дому на цыпочках, что говорит о его внутреннем напряжении и об ожидании удачного сюрприза. Также значима визуальная составляющая — букет цветов, который специально подготовлен в качестве подарка для мамы, символизирует любовь сына. Букет цветов служит формированию положительного эмоционального фона фрагмента и ощущению теплой, уютной атмосферы, контрастируя с визуальным компонентом — сын в военной форме , обычно носимой в «обстановке службы» и являющейся знаком дисциплинированности. Эмотивность усиливается через контраст эмотивного фона вышеуказанных визуальных компонентов: букет цветов — военная форма , при этом повышается ожидание адресатом реакции мамы и родственников.

В этой части персоноорентированность также находит отражение в коммуникативной ситуации через фразу « Один из лучших моментов в моей жизни », которую автор произносит шепотом, глядя прямо в камеру, как бы непосредственно общаясь с адресатом. В этой ситуации сын боится, что его могут заметить мама и родственники, но все-таки произносит фразы вслух, чтобы привлечь внимание адресата, сократить психологическую дистанцию между собой и теми, кто будет смотреть ролик. Приведенная фраза основана на конструкции один из + прилагательное в превосходной степени , актуализирующей интерес к жизни человека, к счастливым ее моментам. Полагаем, что монологическая речь как вводный компонент второй части служит для персонализации контакта с адресатом.

В процессе анализа мы стремились обобщить и систематизировать имеющиеся факты и показать, что сын как автор ролика создает эмоциогенную ситуацию, где категория эмотивности реализуется через взаимодействие визуальных компонентов, эмотивный фон которых помогает адресату вовлечь в ситуацию всех, кто смотрит его видео. Один из способов привлечения внимания адресата — употребление монологической речи с определенной тональностью. Аудиовизуальные компоненты в сопряжении с веселым саундтреком поддерживают формирование эмотемы текста — сюрприз.

Созданная сыном эмоциогенная ситуация становится стимулом эмоциональной реакции мамы и родственников, которая раскрывается во второй части.

Вторая часть является презентационной, она начинается с момента входа молодого человека в комнату, когда возникает сильная эмоциональная реакция со стороны его мамы и родственников, отвечающая ожиданию адресата. В этой части персоноорентированность базируется именно на поведении участников действия (дядя, тетя, в особенности мама), находящихся в близких, родственных отношениях с автором ролика, что обеспечивает их вербальную и невербальную эмоциональную реакцию на эмоциогенную ситуацию, созданную вернувшимся солдатом.

В этом полилоге, безусловно, наблюдается динамика эмоций: сильное удивление родственников и бурный, почти неконтролируемый восторг по поводу неожиданного появления сына продолжаются в ролике около 5 секунд, затем следуют уже более контролируемые эмоции. Первичные, неконтролируемые эмоции коммуникантов (матери, тёти и дяди) выражаются в использовании ими реактивных эмотивов-аффективов, представляющих собой эмоциональные речевые автоматизмы. В данном случае используются междометие о-о-о и прочие элементы из некодифицированных сфер русского языка: жаргонное слово офигеть , вульгарное выражение ни фига себе (произносящееся здесь с удлинением ударных гласных).

Названные аффективные речевые реакции сопровождаются невербальными: коммуниканты демонстрируют своё эмоциональное состояние и эмоциональное отношение к событию через кинесику (например, все участники ситуации при виде вошедшего молодого человека сразу встали со стульев, дядя крепко обнял племянника), проксемику (контакт осуществляется в личностном пространстве участников ситуации на минимальной дистанции) и такесику (поцелуй и объятие).

Яркая эмоциональная реакция участников в полилоге может вызывать у адресата эмоциональную лабильность. В данном случае адресат, вовлеченный в ситуацию, видит сильные эмоции, сопереживая вместе с участниками, и таким образом, тоже испытывает положительные эмоции. То есть аттрактивность осуществляется через стратегию эмоционального заражения, феномен которого трактуется как «способность перенимать, испытывать на себе эмоциональный заряд окружающей атмосферы или людей» [10, с. 137]. В выбранном нами ролике эмоциональное воздействие на адресата осуществляется через языковые средства и речевые приемы, паралингвистические средства; далее возникает эмоциональный резонанс у адресата, основанный на собственном эмоциональном переживании.

Инициатором коммуникации выступает молодой человек, ожидающий эмоциональной реакции от своей матери, обладающей наиболее тесной эмоциональной связью с сыном из всех присутствующих за столом и участвующих в обмене репликами. Вследствие этого персоноорентированность во второй части в первую очередь отражается в отношении «сын — мать», взаимодействие между ними создаёт в ролике самый трогательный и аттрактивный момент, вызывает самую сильную эмоциональную реакцию, воздействующую на адресата.

В используемых мамой речевых средствах эмотивного высказывания эксплицитно выражаются такие положительные эмоции, как восторг, радость, нежность и т. д. (посредством вербальных, паралингвистических и кинесических средств).

Рассмотрим пример их общения на этом видео:

Мама (продолжает обнимать сына): Ты моя сладочка!

Мама (продолжает обнимать сына): Ну чего ж ты / ни фига себе / сейчас плакать буду //

Эмотивная тональность отражается в репликах матери, выражающих ее эмоциональное отношение к сыну (нежность), в эмотивных высказываниях посредством уменьшительно-ласкательного образования — номинации сладочка , а сильная радость прослеживается в стилистически сниженных выражениях вроде ни фига себе, о котором мы уже говорили. Наблюдающаяся при этом вариативность интонации (плаксивый голос, громкий голос, небыстрый темп речи, удлинение ударных гласных и т. д.), сопутствующая неожиданной радости и представляющая собой «неотъемлемый компонент звучащей речи и мощный инструмент воздействия на слушателя» [11, с. 16], также представляет собой важный компонент ситуации взаимодействия. Выражаемые положительные эмоции мамы и сына, связанные с необычной ситуацией, наряду с визуальными компонентами (долгие объятия мамы с сыном, поцелуй сына в щеку, плач мамы от радости), образуют единый эмотивный фон текста.

Таким образом, вербальные и невербальные средства выступают в качестве реакции на создаваемую автором ролика эмоциогенную ситуацию, способствуя формирированию аффективной эмотивной тональности и эмотивного фона текста. Они, с одной стороны, настраивают адресата на положительный фон восприятия; с другой — заставляют его переживать совместно с участниками сильные позитивные эмоции. При этом демонстрируются искренние чувства, приносящие удовлетворение адресату, что позволяет осуществлять воздействие на адресата с помощью эмоционального заражения.

Подчеркнем, что парень тоже переживает сильные эмоции, но не проявляет их. Радость, волнение выражаются только невербально: это объятия с мамой, длительное молчание, которое выполняет эмотивную функцию и является выражением чувств, психологического состояния говорящего [12, с. 419]. Сын является не только автором видео, но и его участником, он предстаёт перед адресатом как добрый мужчина, любящий свою маму, который специально подготовил сюрприз для неё и стремится принести ей радость. Притягательный образ мамы создается через эмоциональные вербальные и вербальные компоненты у адресата: «единственная женщина, которая ждёт всю жизнь своего сына» (комментарий от «дядя Монополии»). Таким образом, образ сына и созданный им образ мамы становятся аспектом персоноорентированности текста и способствуют осуществлению аттрактивности текста.

Подчеркнем, что кроме аффективной составляющей в тексте также передается фактуальная информация. Для анализа этого аспекта мы опираемся на подход И. Н. Борисовой, которая, в частности, подразделяет режимы ведения диалога (или диалоговедения) и соответствующие им структуры на два типа — реплицирующий и нарративный. Реплики из видео « куда полез? <...> я за домом обошёл» показывают хаотичность общения «героя» и «оператора» с камерой мобильного телефона — взаимные перебивания, что отражает переживание коммуникантами сильных эмоций. Речь трактуется нами как факт реплицирующего режима диалоговедения, под которым понимается «способ организации речевого поведения коммуниканта, при котором в его речевой партии реализуется установка на быстрый темп речевого обмена перемежающимися репликами с передачей речевого хода» [13, с. 183]. В приведённом выше примере эмотивная тональность выражается как раз в речевых партиях реплицирующего типа, содержащих информационные компоненты в вопросно-ответных диалогических единствах, которые прерываются краткими репликами, окрашенными тональностью радости, что свидетельствует о преодолении коммуникантами состояния аффекта.

Еще одним аспектом отражения персонооретированности служит взаимодействие между вернувшимся из армии молодым человеком и его дядей и тетей. Если в ситуации с мамой аффект пронизывает весь полилог, то дядя и тетя в самом начале бурно реагируют на неожиданное появление родственника, но потом могут контролировать свои эмоции. Разная степень интенсивности эмоций между ними обусловливается уровнем эмоциональной близости. Краткие нарративные фрагменты анализируемого полилога порождаются тетей и дядей молодого человека, которые, постепенно приходя в себя после бурных эмоций удивления и восторга, начинают с радостью вспоминать знаковые в их представлении события перед появлением родственника. Подобный тип несобытийных монологических высказываний И. Н. Борисова предложила называть экспликативным, то есть таким, в котором реализуется «интенция говорящего высказать своё мнение, суждение, предположение и обосновать его различными способами» [13, с. 223].

Эмоциональное состояние радости тетя и дядя имплицитно выражают посредством конструкций ментальной семантики («я думала», «я знал», «я говорю»), однако в данном случае содержанием этих реплик является не столько определенное знание о действительности, сколько выражение радости. В этих репликах наблюдаются следующие синтаксические особенности: вынесение обстоятельства на последнее место ( Я так и думала почему-то ); частичный повтор предложения ( Я так и знала , так и знала ); многократные паузы, обусловливающие чрезмерную сегментацию высказывания: а я говорю / слышу шаги / как взрослого / кого-то // ; все эти особенности отражают такие характерные черты разговорного стиля, как непринужденность, спонтанность и неподготовленность общения, они отражают взволнованное эмоциональное состояние говорящих. В данном случае эмоциональное отношение также прослеживается через громкую речь и убыстренный темп произношения реплик (ср.: «определенные эмоции, такие как радость, волнение, злость, страх, раздражение, заставляют произносить звуки быстрее обычного» [14, с. 40].

Обратим внимание на речевые партии дяди и тети, эмотивная тональность в которых имплицитно выражается в нарративном режиме диалоговедения — это «способ организации речевого поведения коммуниканта, при котором в его речевой партии реализуется установка на монологическую речь в условиях непосредственного контактного диалогического общения» [14, с. 183]. Это также служит способом осуществления эмоционального заражения, заставляя адресата погружаться в создаваемую автором атмосферу и испытать восторг. Через контраст реакций мамы и родственников (дяди и тети) на появление молодого человека выражается близкое детско-родительское отношение, которое становится самым трогательным компонентом в ролике.

Как уже отмечено, эмоциональное воздействие выбранного текста на адресата осуществляется в коммуникативном аспекте с помощью тактики эмоционального заражения; а в тематическом аспекте — через эмоциональные императивы.

В современном обществе «основательные преобразования социальной и экономической реальности приводят к росту психологического неблагополучия в обществе, одним из проявлений которого является утрата человеком внутреннего стержня и четкого ориентира в жизни» [15, с. 24–25], при этом заслуживает внимания проблема обретения человеком подлинного бытия. Решением данной проблемы служит стремление к подлинному чувству: «И то, насколько он чувствителен к своим ощущениям, чувствам и переживаниям, не просто важно, но от этого зависит исполнение его жизненного проекта или персонального мифа» [16, с. 58]. Диалог в этом видео служит воплощением эмоционального императива «подлинных чувств» , требующего от человека ценить собственные чувства и позволять себе иногда следовать за ними, что и становится побуждающим мотивом поступка молодого человека, желающего доставить удовольствие себе и создать ситуацию-стимул для выражения окружающими положительных эмоций в свой адрес.

Заключение

Ролик, который мы проанализировали, привлекает внимание широкой аудитории своей аттрактивностью, осуществление которой обеспечивает реализация категории эмотивности, связанной с персоноорентированностью текста, выражающейся в первую очередь в сопричастности автора к своей публикации, точнее к реальным жизненным событиям, и обеспечивающей максимальное присутствие автора в тексте. Выбор автором неофициальной обстановки общения, соответствующих коммуникантов, непринужденная атмосфера дают возможность насыщенно отражать эмоции.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы . Эмотема сюрприза конкректируется в данном случае через невербальные компоненты, эмотивный фон которых контрастирует и резонирует между собой, что вовлекает адресата в текст. Категория эмотивности реализуется в ролике не только через эмотивное высказывание в коммуникации между сыном и мамой (в меньшем случае — в коммуникации между сыном и тетей, дядей), где эмоции выражаются эксплицитно, но и через нарративное высказывание с имплицитной эмоциональностью. Формируемая эмотивная тональность совместно с эмотивным фоном вербальных и невербальных компонентов позволяют адресату ощущать положительные эмоции в эмоциональном заражении, получить удовольствие от ролика. В лингвистическом плане здесь закономерно играет роль сниженная, эмоциональная лексика, сегментация, подчеркнутая репликовость (хотя то, что можно назвать монологическими тенденциями, тоже — нередко имплицитно — играет эмотивную роль). За счет адекватной интеграции вербально и невербально выражаемых эмоций глубоко раскрываются близкие — детско-родительские отношения между коммуникантами, привлекая большое внимание адресата.

Перспективы дальнейшего исследования выражения эмотивности в сетевом дискурсе, думается, связаны с различными жанрами любительской и профессиональной публицистики, стратегиями построения текста, характером взаимосвязи вербального и невербального. Отметим, что последнее актуально в связи с тенденциями синкретизации культуры в постиндустриальную эпоху. Также в связи с перспективами исследования поднятой тематики следует отметить категорию самовыражения как фундамент эмотивности.

Литература:

  1. Вернулся из армии на день рождения мамы! Сюрприз для родителей)) https://youtu.be/31OpTr8WdpM
  2. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж.: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987.
  3. Беляков М. В. Характер эмотивности дипломатического дискурса // Вестник Российского университета дружбы народов. 2015. № 2.
  4. Баранов А. Г. Функционально-прагматическая концепция текста: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1993.
  5. Матвеева Т. В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: синхронно-сопоставительный очерк: монография. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990.
  6. Ленько Г. Н. Уровни анализа текстовой эмотивности (на примере текстов художественного стиля) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 1. № 2.
  7. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1999.
  8. Савинов Л. И., Коломасова Е. Н. Современные тенденции изменения института семьи: теоретические и практические аспекты // Инженерные технологии и системы. 2012. № 1.
  9. Сипко Е. С. Популярность блогов в информационном пространстве России // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2016. Т. 2 (68), № 4.
  10. Davies S. Infectious music: Music-listener emotional contagion. Empathy: philosophical and psychological perspectives / еds. P. Goldie & A. Coplan. Oxford: Oxford University Press, 2011.
  11. Авдонина А. Ю. Вопросы взаимосвязи обучения устной и письменной речи в методической системе развития речетворческих умений школьников К. Б. Бархина в аспекте проблем современной лингводидактики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Грамота. 2013. № 5 (23). Ч. 1.
  12. Путина О. Н. Молчание: дефиниции и функции // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75).
  13. Борисова И. Н. Русский диалог: Структура и динамика. 3-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
  14. Когалова Е. А. Значимость темпорального компонента интонации во французской теледискуссии // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2019. № 2.
  15. Голиков К. С. Экзистенциальная коммуникация Карла Ясперса — путь к подлинному бытию // Человек. Культура. Образование. 2019. № 4 (34).
  16. Шаров А. С. Базовый феномен «Я-концепции!» чувство собственной значимости // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 1(18).


Задать вопрос