Статья посвящена исследованию психологических факторов агрессивного поведения подростков, с акцентом на влияние увлечения подростками компьютерными играми. Автор рассматривает различные формы агрессии (вербальную, физическую, косвенную) и их проявление у подростков в зависимости от степени вовлеченности в компьютерные игры.
Ключевые слова: агрессивное поведение, подростки, компьютерные игры, вербальная агрессия, физическая агрессия, косвенная агрессия.
Агрессивное поведение — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т. п.) [2, c. 61].
Агрессивность проявляется у подростков по ряду различных причин, к которым психологи относят разногласия с родителями, переходный возраст, увлечение играми за компьютером, влияние СМИ, плохое воспитание и др. У каждого подростка агрессия в поведении проявляется по-разному. Она может быть вербальной и проявляться в виде споров, словесных конфликтов и угроз; физической и выражаться с применением физической силы против собеседника; косвенной, проявляясь в виде различных сплетен, разговоров за спиной. Также еще выделяют такие виды агрессивного поведения как негативизм, обида, ненависть к окружающим, подозрительность, раздражительность. Проявления агрессивности в поведении подростков могут быть как у мальчиков, так и у девочек. Но девочкам свойственна больше словесная агрессия, в виде оскорблений, криков, ругани. Мальчики могут проявлять как словесную, так и переводить ее в физическую агрессию.
Особое внимание в последние годы уделяется психологическому влиянию компьютерных игр на поведение подростков. Современные технологии и широкое распространение видеоигр, многие из которых содержат сцены насилия, вызывают дискуссии среди исследователей, педагогов и родителей. Некоторые исследования указывают на связь между увлечением агрессивными играми и повышением уровня враждебности, импульсивности и снижением эмпатии у подростков [1, c. 24]. Однако вопрос о степени влияния компьютерных игр на агрессивное поведение остается дискуссионным, что подчеркивает необходимость дальнейшего изучения этой проблемы.
Эмпирическое исследование агрессивного поведения у подростков проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 29» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. В эмпирическом исследовании приняли участие 40 подростков 8 классов 14–15 лет.
Для исследования зависимости от компьютерных игр и проявлений агрессивного поведения у подростков в рамках эмпирического исследования были выбраны следующие методики: скрининговая диагностика зависимости от компьютерных игр Л. Н. Юрьевой Т. Ю. Больбот; опросник «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева; опросник уровня агрессивности Басса-Дарки.
Скрининговая диагностика зависимости от компьютерных игр Л. Н. Юрьевой Т. Ю. Больбот позволила выявить, что на стадии увлеченности (прилипания) к компьютерным играм находятся 45 % подростков. Риск развития зависимости от компьютерных игр выявлен у 27,5 % подростков. Стоит отметить, что сформированная зависимость от компьютерных игр у подростков не выявлена, но выявлен большой процент подростков, находящихся в стадии риска и увлечения.
Диагностика по опроснику «Агрессивное поведение» П. А. Ковалева показала, что все четыре формы агрессии (прямая вербальная, косвенная вербальная, косвенная физическая, прямая физическая) ярко выражены у подростков на стадии увлеченности и зависимости от компьютерных игр. Самые высокие показатели это косвенная и прямая вербальные агрессии: средняя по косвенной вербальной агрессии 6,9 баллов; средняя по прямой вербальной агрессии 6,5 баллов. То есть подростки свою агрессию направляют на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб, демонстративного крика, направленного на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»); агрессивных фантазий или в виде прямого оскорбления и вербальной формы унижения другого. Возможно, это происходит потому, что подростки зачастую отождествляют себя с игровыми персонажами, в том числе жестоких игр, в игре и в общении в онлайн у них нет никаких моральных ограничений и они могут позволить себе любую агрессию, что потом переносится в реальную жизнь подростка.
Немного менее выражены, но всё равно выше, чем у подростков без риска зависимости от компьютерных игр, показатели прямой и косвенной физической агрессии: средняя по косвенной физической агрессии 4,1 балла; средняя по прямой физической агрессии 2,5 баллов. То есть подростки, имеющие стадию увлеченности и с риском зависимости от компьютерных игр, свою агрессию направляют на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого, уничтожение или порча чужих вещей (подросток наносит удары по столу сверстника и улыбается, видя возмущение последнего, или подросток с силой бросает на пол чужую вещь, с удовлетворением наблюдая ужас ее владельца). Или подросток непосредственно нападает на другого и причиняет ему физическую боль и унижение. Эта агрессия может принимать две формы — символическую и реальную.
Было выявлено, что 48 % подростков имеют повышенный уровень несдержанности (агрессивности). Возможно, именно игры с агрессивным военным сюжетом, где приходится убивать и стрелять, наносить увечья, сказываются на этом показателе. Поэтому в последующем подросток проявляет некую агрессию и несдержанность в адрес окружающих.
Согласно проведенному опроснику Басса-Дарки преобладающими видами агрессивных реакций у подростков на стадии увлеченности и риска зависимости от компьютерных игр являются: физическая агрессия (17 %), косвенная агрессия (17 %), раздражение (14 %) и словесная агрессия (14 %). Стоит отметить, что все подростки, проявившие физическую агрессию на высоком уровне, находятся на стадии увлеченности или риска зависимости от компьютерных игр.
Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод, что подростки, находящиеся на стадии увлеченности и риска зависимости от компьютерных игр, демонстрируют более высокие уровни агрессивности по сравнению с подростками без риска зависимости. Это проявляется в различных формах агрессии, включая вербальную, физическую, косвенную агрессию и раздражение. Вероятно, это связано с влиянием игрового контента, где подростки идентифицируют себя с агрессивными персонажами и переносят модели поведения из виртуальной среды в реальную жизнь.
Для коррекции агрессивного поведения подростков педагогу-психологу и родителям были рекомендованы следующие стратегии: проведение бесед и тренингов, направленных на осознание последствий агрессивного поведения; развитие альтернативных интересов; ограничение времени за компьютером; консультирование родителей по вопросам взаимодействия с подростками; создание поддерживающей среды в школе и дома для снижения уровня стресса и агрессии.
Помимо этих рекомендаций, педагогу-психологу рекомендуется провести 4 тренинговых занятия:
— «Разрешение конфликтных ситуаций». Цель: корректировка конструктивного общения в сложных конфликтных ситуациях, коррекция агрессивных проявлений;
— «Злость — это нормально» (как правильно выражать агрессию). Цель: развитие умения произвольной регуляции собственного поведения и эмоционального состояния;
— «Самоконтроль». Цель: развитие у подростков самоконтроля поведения, эмоций и чувств;
— «Игровая зависимость и её причины». Цель: расширение представлений о причинах игровой компьютерной зависимости, создание условий для самоанализа причин собственной игровой зависимости у детей.
Предложенные тренинговые занятия помогут подросткам справиться с агрессией и конфликтами, а также будут способствовать развитию навыков здоровой коммуникации, которые будут полезны им в дальнейшей жизни.
Литература:
- Войскунский А. Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? // Вопросы психологии. — 2023. — № 6. — С. 23–25.
- Караванова Л. Ж. Психология: учеб, пособие. — М: Дашков и К°, 2020. — 264 с.
- Малыгин В. Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика: пособие для школьных психологов. — М.: Информационно-методический центр Арсенал образования, 2021. — 134 с.
- Цветкова Л. А., Яничева Т. Г. Групповая работа с детьми и подростками: учеб.-метод, пособие. — СПб.: СПбГУ, 2022. — 56 с.