Элементы спортивных игр в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №8 (559) февраль 2025 г.

Дата публикации: 18.02.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Быкова, П. А. Элементы спортивных игр в детском саду / П. А. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 8 (559). — URL: https://moluch.ru/archive/559/122848/ (дата обращения: 22.02.2025).

Препринт статьи



В статье автор рассказывает о использования спортивных игр в системе физического воспитания детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: спорт, дети, здоровье, волейбол, баскетбол.

Здоровье основано на способности организма адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды. Основы здоровья молодых людей закладываются в дошкольном возрасте. В этот период у детей формируются устойчивые привычки, от которых зависит их здоровье, физические и интеллектуальные способности.

Спортивные игры — универсальное средство физического воспитания. Это позитивный и долгосрочный способ формирования здорового образа жизни и увеличения ресурсов здоровья как системы ценностей.

В детских садах дети по простым правилам играют в хоккей, футбол, баскетбол, волейбол (пионербол), городки и бадминтон. Здесь мне хотелось бы остановиться на баскетболе и волейболе, которые я активно использую в своей работе с детьми старшего возраста в детских садах и теми, кто готовится к поступлению в детский сад.

Эти игры укрепляют силу воли, развивают терпение, решительность и умение быстро принимать решения. Все эти качества развиваются с ранних лет.

Игры с мячом занимают важное место среди других средств физкультуры и усложняются по мере того, как в каждой группе появляются дополнительные задания и более сложные способы их выполнения. В старших возрастных группах, помимо таких заданий, как бросок мяча разными способами, дальний бросок и бросок в цель, происходит формирование таких навыков, как ведение, удар по мячу, ловля, передача, бросок мяча в корзину и бросок мяча в сетку.

Для более полной реализации возможностей детей по приобретению и развитию двигательных навыков в детском саду оборудован физкультурный зал (баскетбольная стойка, волейбольная сетка и мяч). Задачи занятий по физической культуре, включающих элементы баскетбола и волейбола, соответствуют основным положениям по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Оздоровительные. Поддерживать и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Улучшение деятельности основных систем организма (нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной) и повышение уровня физического развития и физической подготовленности детей.

Решение оздоровительных задач всегда должно быть в центре внимания руководителя физкультуры во время занятий. Игры вызывают сильный психологический отклик, так как суть игры — борьба с препятствиями, возникающими в процессе достижения цели. Интерес и удовольствие — важные психологические эффекты игр. В таких играх выигрыш и победа — очень сильный мотиватор, который побуждает детей к деятельности. Именно игры снимают излишнее напряжение, вносят эмоциональный и интересный элемент в урок и учат детей следовать определенным правилам. Разнообразный, соревновательный характер игрового поведения ведет к полноценному физическому развитию и способствует достижению разносторонней физической подготовленности школьников. Когда спортивные игры проходят на свежем воздухе, тренируются мышцы и внутренние органы, а также кровеносные сосуды в коже. Они реагируют на изменения внешней среды, что повышает их устойчивость к простудным заболеваниям. Дети меньше подвержены заболеваниям.

Оздоровительные задачи решаются правильным выбором и количеством упражнений, с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, возрастных и половых особенностей занимающихся и соблюдением норм нагрузки на занятиях и соревнованиях).

Образовательные. Ознакомление с историей и правилами волейбола и баскетбола. Развитие основных навыков передвижения и владения мячом. На вводном уроке познакомить с историей развития волейбола и баскетбола в нашей стране и на нашей родине. Используйте плакаты, иллюстрации интересных волейбольных моментов и фотоальбомы героев спорта. Сообщите детям названия и назначение физкультурного инвентаря для конкретных спортивных состязаний. Познакомить с правилами и техникой безопасности игры. В ходе занятия, включающего элементы баскетбола и волейбола, у дошкольников формируются и развиваются основные движения (ходьба, бег, прыжки, метание и лазание), то есть важные двигательные навыки. Быстро меняя обстановку во время игры, дети учатся использовать знакомые им движения в различных ситуациях. Все это положительно сказывается на развитии двигательных навыков. Во время игр с мячом двигательный опыт детей должен постоянно расширяться.

Развивающие. Развивать координацию движений, выносливость, мышечную силу, ловкость, гибкость, прыгучесть, пространственное восприятие. Развивать простейшие технические и тактические движения с мячом. Развивать умение передавать мяч, перебрасывать через сетку, бросать в корзину, подавать мяч, вести мяч и применять их в игре. Все физические качества (сила, скорость, ловкость, гибкость и выносливость) являются врожденными и даются ребенку в виде природных задатков. Развивая их, ребенок прокладывает путь к физическому совершенству. Движения, связанные с бросанием и катанием мяча, способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритма и последовательности движений. Оно формирует умение захватывать, удерживать и бросать мяч, учит рассчитывать направление броска, координировать усилия и расстояние, развивает выразительность движений и пространственную ориентацию.

Дети владеют своим индивидуальным и коллективным тактическим поведением. Я стараюсь развивать у детей умение творчески применять усвоенные тактические приемы в игре, чтобы они не привыкали работать по шаблону или применению только заученных комбинаций. Развивать умение играть в группе, подчинять собственные желания интересам команды и помогать сверстникам в трудных ситуациях. Развивать привычки здорового образа жизни.

Воспитательные. У детей старшего дошкольного возраста, занимающихся баскетболом и волейболом, формируются такие нравственные качества, как твердая воля и характер, сознательная дисциплина и коллективизм. Сама обстановка, в которой занимаются дети, требует развития определенных волевых качеств — настойчивости, самостоятельности, инициативности, решительности, смелости, выдержки и самообладания. В процессе игр формируются знания о режиме дня, влиянии физических упражнений на здоровье, работоспособность и развитие двигательных навыков. Также прививаются элементарные знания о личной гигиене.

Спортивные игры побуждают детей к самостоятельным занятиям физической культурой. Происходит развитие психических процессов (памяти, мышления, экспрессии). Иными словами, поставленные задачи дают положительный и эффективный результат в укреплении здоровья детей.

Здоровье — это нормальное функционирование всех органов и систем организма. В настоящее время наличие квалифицированных кадров оказывает существенное влияние на эффективность занятий по физическому воспитанию. Признание главенствующего принципа физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях потребовало нового взгляда на работу специалистов по физическому воспитанию. Неслучайно одним из инновационных направлений совершенствования существующей системы физического воспитания детей дошкольного возраста является специализированная подготовка педагогов по физической культуре в детских садах. Чтобы стать настоящими мастерами, педагогам необходимо постоянно учиться и делиться своим профессиональным опытом с коллегами. Лучшей формой взаимного обучения сегодня являются мастер-классы и тренинги. Однако благополучие детей зависит не только от профессиональной деятельности руководителей физкультурного направления, но и от условий жизни дома. Детский сад и дом — две важнейшие социальные структуры. Современные родители должны быть заинтересованы в укреплении здоровья и поддерживать его как для себя, так и для своих детей. Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей может принести значительные результаты.

Спортивные игры в баскетбол и волейбол создают атмосферу радости и являются наиболее эффективным комплексным решением задач укрепления здоровья, воспитания, развития и роста. Активное движение, обусловленное содержанием игры, вызывает у детей положительные эмоции и укрепляет все физиологические процессы. С одной стороны, дети развиваются физически, с другой — приучаются к самостоятельным действиям через участие в практической деятельности. Все это в конечном итоге способствует воспитанию всей личности. Поэтому спортивные игры в баскетбол и волейбол (пионербол) являются эффективным средством укрепления здоровья и развития разносторонних способностей.

Литература:

  1. Э. Степаненкова «Методика физического воспитания». Москва Издательский дом Воспитание дошкольника. 2005
  2. Э. Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Москва «Просвещение». 1992
  3. Е. Н. Вавилова «Укрепляйте здоровье детей» Москва «Просвещение» 1986


Задать вопрос