Античная цивилизация Северного Причерноморья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (559) февраль 2025 г.

Дата публикации: 19.02.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Остапенко, О. В. Античная цивилизация Северного Причерноморья / О. В. Остапенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 8 (559). — URL: https://moluch.ru/archive/559/122858/ (дата обращения: 22.02.2025).

Препринт статьи



Статья рассматривает взаимодействия греков и местных племен, которое влияло на культурный прогресс и взаимообогащение Северного Причерноморья. Статья показывает разнообразие античной культуры.

Ключевые слова: греки , скифы, тавры, сарматы, античные культура.

Великая греческая колонизация, или «переселение», существенно повлияла на все мировое развитие. Если в ХI–ІХ вв. до н. э. миграции греков происходили в пределах Эгейского моря, то в следующие три столетия эллины расселились на огромной территории средиземноморского побережья от Пиренейского полуострова вплоть до Египта и Сирии и построили свои города на берегах Черного и Азовского морей. Среди греческих городов государств наиболее известны: Ольвия — ее остатки находятся возле с. Парутино к югу от города Николаев, Херсонес — на окрестности современного Севастополя, Пантикапей — современная Керчь, Кафа — современная Феодосия в Крыму, Фанагория — на Таманском полуострове, Танаис — на Дону, Керкинитида — современная Евпатория. Крупнейшим из этих рабовладельческих государств было Боспорское царство с центром в Пантикапее, возникшее в V в. до н. э. на Керченском и Таманском полуостровах.

За свое многовековое существование античные государства, основанные греками, достигли значительного развития в государствообразовании и внешней политике, экономике и торговле, культуре, искусстве и быту. Население греческих городов полисов не только сохраняло основы и традиции Метрополии, но и положительно воздействовало на соседние племена-скифов, тавров, обитателей лесостепи, сарматов и т. д. В результате взаимодействия эллинов и местных племен происходил культурный прогресс и взаимообогащение народов. История античных культурных ячеек в Северном Причерноморье начинается со второй половины VІІ в. до н. э. и завершается ІV ст. н. э. Начиная с I в. до н. э., античные города подпадают под влияние Рима, ведут борьбу с сарматами, готами, гуннами и другими кочевыми племенами. Если большинство античных городов в IV в. н. э. приходит в упадок, то в Херсонесе и Пантикапеи жизнь продолжалась и в Средние века.

Духовная культура, искусство и религия античных городов полисов Северного Причерноморья соответствовали традициям античных полисов Греции. Характерной чертой религиозных верований Северного Причерноморья был политеизм — почитание многих божеств, олицетворявших различные явления и силы природы. К в их пантеон входили Зевс, Афина, Афродита, Аполлон, Арес, Артемида, Деметра, ее дочь Персефона, Дионис, Кибела и другие боги. Со временем к религиозным культам античных городов полисов проникают элементы религиозных верований местных племен. В некоторых местах Северо-западного Причерноморья первостепенное значение имел культ Ахилла, на азиатской части Боспора — Афродиты Апатуры, в Херсонесе — Артемиды Партенос, в Ольвии — Аполлона Иетроса.

В идеологических представлениях населения государств Северного Причерноморья наряду с сохранением греческих культов появились культы синкретических божеств, присущих восточным религиозным системам. В частности, в Пантикапее растет почитание главного бога, в основе которого лежат культ Зевса, а также элементы фракийского культа Сабазия и, возможно, сарматского конного бога. Следовательно, появление в Боспоре в первые века нашей эры культа единого бога характерна для позднеантичного общества в период его расклада и свидетельствует о постепенном переходе к монотеизму. Поэтому не случайно, что еще в начале IV в. н. э. в Боспоре существует христианская община. Представитель этой общины — Боспорский епископ Кадм — в 325 г. н. э. участвовал в Первом Никейском Соборе.

Античные государства Северного Причерноморья уделяли немалое внимание воспитанию и образованию. На протяжении всей истории их существования приоритетной здесь была эллинский язык и письменность с ее различными диалектами. Поскольку большинство городов, кроме Херсонеса, основывались ионийскими эллинами, в них преобладал ионический диалект. В Херсонесе разговаривали на дорийском. Вместе с тем отношения античных городов полисов с местными племенами и Римской империей создали условия для обогащения родного языка. Особенно этот словарный запас пополнился в первые века новой эры скифскими, сарматскими, римскими словами, топонимами, этнонимами, именами и т. д.

Большое значение в греческом обществе придавали также физическому воспитанию. В очерках тех времен упоминается много разных видов спорта, из которых проводились соревнования (бег, метание диска, копья и мяча, гимнастика, кулачные бои, плавание, конные соревнования, стрельба из лука). В Северном Причерноморье есть находки панафинейских амфор, которыми награждались победители спортивных соревнований в Аттике (Афины).

В античных государствах Северного Причерноморья приобрели славу ученые-историки, философы, хронисты. Можно говорить также и о развитии медицины. Множество медицинских инструментов из бронзы, серебра, кости (пинцеты, крючки, зонды, иглы, ложечки) найдены при раскопках городов и некрополей региона. Их рисовали также на сверхмогильных стелах врачей. Были известны специальные лечебные учреждения, где проводилось исцеление с помощью сна и, возможно, гипноза. На Боспоре открыты святилища греческим божествам в местах нахождение лечебных грязей.

Уже в период колонизации северо-причерноморские греки хорошо знали эпос Гомера и архаичную лирику. В литературных памятниках античных государств больше всего сохранилось деловой прозы.

В Северном Причерноморье была довольно распространенной переписка. Через отсутствие и дороговизну пергамента и папируса использовали черепки и свинцовые пластины. Такие письма найдены на Березани, в Ольвии и Керкинитиде (VI-V в. до н. э.)

В античных государствах архитектурная традиция существовала практически целое тысячелетие, и особенно нашла свое проявление в ранних средневековых городах Крыма. Достоянием античного строительства стала разработка прямоугольного планирования городов. Города окружали крепостными стенами и башнями. В целом для значительных городов была типичной трехчленная топографическая схема расположение: Верхний город, Нижний рядом с гаванью и соединяющие их склоны. Однако Верхний город мог не иметь акрополя. Именно такими были Ольвия и Херсонес. В противовес им в Пантикапее и Мирмекии были хорошо укреплены Акрополи с дворцовыми укрепленными зданиями на возвышениях.

В V-IV вв. до н. э. получает распространение строительство культовых сооружений, в частности храмов и алтарей. Среди них следует назвать остатки двух из них — Аполлона Дельфиния в Ольвии (V в. до н. э.) и храм в Пантикапее (вторая половина V–IV в. до н. э.). Высокого уровня в Северном Причерноморье достигло строительство и декоративное оформление погребальных сооружений-склепов. Самые выдающиеся достопримечательности этого типа открыты в Боспоре. Здесь уже в IV в. до н. э. возводили следующие величественные сооружения, как склепы царского и Золотого курганов, много склепов из фресковыми росписями стен. Самыми яркими достопримечательностями этого направления являются росписи склепов (III в. до н. э.) первого Кургана Васюринской горы.

Особое место среди боспорских расписных склепов принадлежит склепу Деметры в Пантикапее (I в. н. э.). Росписи выполнены в стиле фрески. Кроме статуи самой Деметры, найдено изображение фигур Гермеса, нимфы Калипсо, Плутона. Среди других изображений — птицы, лошади, цветы, гирлянды из листков, различные орнаменты. Большую художественную и познавательную ценность представляют сверхмогильные памятники-стелы. Изначально они представляли собой ровные мраморные или известняковые плиты, увенчанные карнизом или фронтоном, на которых были только надписи. А с III в. до н. э. на стелах встречаются рельефы с изображениями покойников, иногда их родственников, разные сцены из жизни умерших. Интересными являются Боспорские стелы IV-III вв. до н. э., в росписях которых преобладают античные художественные традиции.

Пластическое искусство также сыграло важную роль в жизни северо-причерноморских государств. Скульптуры украшали храмы, дворцы и жилище, их устанавливали на могилах. Изначально многие скульптуры были привозные. В частности, в Ольвии найден постамент статуи с подписью Праксителя. Основным материалом для скульптур был привезенный мрамор, местный известняк. Скульптуру всегда красили. Расписывали брови, глаза, губы, волосы и одежду. Краску брали восковую и минеральную. Большие по размеру статуи устанавливали как в храмах, так и под открытым небом, чаще всего-на культовых участках или в сооружениях культового назначения. Известны, например, большие статуи львов из Ольвии (конец IV — начало III вв. до н. э.), статуя Диониса из Пантикая (начало IV в. до н. э.) и др. Да к нам в основном дошли скульптуры, предназначенные для небольших закрытых помещений: Диониса с Тиритаки (конец IV-начало III в. до н. э.), Афродиты (III в. до н. э.), Деметры (IV в. до н. э.), Кибелы (I в. до н. э.), Геракла (I–II в. н. э.) и другие из Пантикапеи. Была распространена и анималистическая скульптура. Фигуры животных и птиц имели всегда символическое значение и были самостоятельными произведениями. Художественно эстетическое начало играло значительную роль в духовном мировоззрении населения северо-причерноморских городов. Ведущее место в развитии изобразительного искусства принадлежало живописи. Связанный с архитектурой, он чаще всего был декоративным. Наибольшее количество памятников живописи сохранилось в боспорских склепах первых веков новой эры. В живописи прослеживаются два основных направления: сакральное и наивное реалистичный.

Выдающуюся роль в повседневной и праздничной жизни греков сохранились разнообразные свидетельства о театрах Ольвии, Херсонеса и Боспора. Среди находок, подтверждающих любовь греков к театральным спектаклей, следует назвать многочисленные статуэтки актеров и керамические уменьшенные модели театральных масок. Театральные представления в Ольвии ставились уже в первой половине V в. до н. э. упоминания о театре помещены в нескольких ольвийских декретах.

Раскопан частично лишь театр Херсонеса, просуществовавший с конца III в. до н. э. до VІ в. н. э. О существовании местных драматургов упоминается в Херсонесском надписи уже римского времени, где среди участников музыкальных соревнований названы комедиографы.

Большое значение в греческом обществе придавалось музыке.

В Северном Причерноморье получили распространение лира (чеканилась на ольвийских и пантикапейских монетах), кифара, арфа, аулос (флейта), орган, сурьма, труба. Орган известен только по одному Боспорскому фрески I в. н. э. на ней изображен ансамбль музыкантов, что редко случалось в античном искусстве: трио из двух флейт и ручного органа.

Высокого уровня в греческих полисах достигли художественные ремесла. Ткачество, производство художественной керамики, стеклодувное, деревообрабатывающее, косторезное, кожевенное производства, денежное и военное дело окружали северо-причерноморского гражданина в его повседневной жизни. В Пантикапее открыты орудия труда ювелиров-глиняные тигли и чашки для выплавки золота. Северно-причерноморские ювелиры изготовляли настоящие шедевры: золотые диадемы, украшенные в центре геракловым узлом (Херсонес и Артюховский курган), золотые бусы с разнообразными подвесками V-IV в. до н. э. (Пантикапей, Херсонес), серебряные браслеты конца V в. до н. э. с концами в виде львиных головок (Пантикапей).

Тысячелетняя эпоха античной цивилизации в Северном Причерноморье бесследно не прошла. Изначально чуждые для окружающей среды античные города и поселения в ходе своего развития стали органической составляющей всего северно-причерноморского мира. Благодаря постоянному взаимоотношению античных городов с местными племенами, их взаимовлиянию образовался своеобразный вариант античной культуры.

Литература:

1. Древние цивилизации / Аверинцев С. С., Алексеев В. П., Ардзинба В. Г. и др.; Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. — Москва: Мысль, 1989. — 479 с.: ил.

2. История эллинизма: в 3 т. / И. Г. Дройзен. — Санкт-Петербург: Наука: Ювента, 1997–1999: История эпигонов. Т. 3. — 1999. — 526 с.

3. История и культура античного мира: сборник статей / АН СССР, Ин-т археологии; отв. ред. М. М. Кобылина— Москва: Наука, 1977. — 231 с., 3 л. ил.

4. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М.: Высш. шк., 1990- 456 с.

5. Поликарпов В. С. Лекции по культурологии. — М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997.-344 с.

6. Кузищин В. И. Словарь античности. — М.: Наука, 1989- 704 с.



Задать вопрос