То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
В девяностых годах XX века специалисты (педагоги и психологи) стали отмечать, что выпускники начальной школы «беспомощны в ситуациях, близких к реальным, их знания оторваны от повседневной жизни». Младшие школьники и сейчас зачастую не имеют общеучебных умений (таких как: провести анализ условия задачи или текста задания, контролировать свои действий, оценивать полученные результаты, использовать свои знания при решении нестандартных заданий).
На уроках и во внеурочной деятельности я наблюдала, как мои ученики с трудом выполняли задания, верное решение которых зависело от уровня сформированности отдельных компонентов учебной деятельности — правильного понимания и чёткого выполнения инструкции, понимания учебной задачи, самоконтроля. Единицы учеников выполняли задания, в которых нужно было применить свои знания в нестандартной ситуации или применить свой жизненный опыт.
Ответ на вопрос «Как учить?» был найден в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Для их организации надо было освоить новые методы обучения, без которых невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитывающей деятельностью. Метод — сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом.
Методы, используемые на уроках и внеурочной деятельности, условно делятся на три основные категории: пассивные, активные и интерактивные.
— Пассивные методы (методы линейного воздействия):
Процесс воздействия учителя с учащимся превращается в одностороннее линейное воздействие. Учитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию.
— Активные методы (методы кругового воздействия):
Характер взаимодействия учителя и учащихся меняется, хотя учитель и остаётся центральной частью занятия. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.
— Интерактивные методы (методы кругового взаимодействия):
При использовании интерактивных методов роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Наиболее продуктивным является применение интерактивных методов на уроках и во внеурочной деятельности . Учащиеся работают с дополнительными источниками информации. Они также обращаются к социальному опыту — собственному и своих товарищей, родителей и учителя, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Применяя методы из разных групп в урочной и во внеурочной деятельности, я пришла к выводу, что интерактивные методы дают высокую мотивацию учащимся и учителю в учебном и воспитательном процессе. Кроме высокой мотивации интерактивные методы на уроках и во внеурочной деятельности имеют и другие преимущества:
— прочность знаний;
— коммуникабельность;
— активная жизненная позиция;
— командный дух;
— творчество и фантазия;
— ценность индивидуальности;
— свобода самовыражения;
— акцент на деятельность;
— взаимоуважение;
— демократичность.
Возникшую проблему низкой сформированности отдельных компонентов учебной деятельности в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Я провела тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, и выявила две крайности:
- Это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы. Однако учащиеся начальных классов не могут самостоятельно (чего требует метод проектов) поставить цель проекта, сформулировать гипотезу, наметить план работы над проектом, осуществить оформление материалов, создать презентацию. Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников.
- Простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника — «проект», выполнили творческую работу — «проект», оформили выставку рисунков — «проект» т. д.
XXI век даёт заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, т. е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. XXI век — «век команд».
Метод проектов соответствует этим требованиям, следовательно необходимо адаптировать метод проектов для учеников начальных классов в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями.
Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задания. Проектное задание — это задание по форме и содержанию приближенное к «реальной» ситуации и ориентированное на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов в нестандартной (учебной) форме. Итогом решения такого задания всегда является реальный «продукт», созданный детьми.
Требования к организации проектного задания:
— имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;
— состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;
— двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы).
Главное условие организации проектного задания — возможность переноса известных детям способов действий в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».
При построении уроков — проектных заданий учитель должен:
— определить «продукт» урока (таблица, карта, схема, алгоритма);
— определить начальный уровень заданий;
— подготовить задания (объем, количество, логика построения и др.);
— продумать варианты хода урока в зависимости от выбора заданий, активности детей и др.;
— запланировать виды деятельности детей на разных этапах урока;
— предусмотреть виды контроля, а также рефлексивные моменты.
Этапы организации проектных заданий на уроках в начальных классах:
День первый
- Обращение к учащимся:
«На этой неделе нам предстоит создать коллективный продукт», «Спроектировать объект», «Создать и прорекламировать», «Создать и использовать»
- Обсуждение важности и актуальности задания (возможно через проблемную ситуацию).
- Построение плана работы над заданием.
- Распределение на группы.
- Выполнение тренировочных упражнений.
- Оценочный лист.
- Рефлексия.
День второй
- Повторение того, что было сделано в предыдущий день (темы задания, целей, актуальности, плана).
- Выполнение в парах и группах тренировочных заданий.
- Экспертиза (проверка и комментарий к работе в присутствии всей группы)
- Устранение ошибок.
- Выполнение итоговых обобщающих заданий.
- Планирование деятельности на следующий день.
- Оценочный лист.
- Рефлексия.
День третий
- Повторение того, что было сделано в предыдущий день (темы задания, целей, актуальности, плана).
- Обсуждение того, что ещё необходимо сделать.
- Выполнение тренировочных заданий.
- Подготовка итогового варианта продукта.
- Анализ содержания продукта.
- Анализ актуальности продукта.
- Определение области его применения.
- Экспертиза (проверка и комментарий к работе в присутствии всей группы)
- Планирование деятельности на следующий день.
- Оценочный лист.
- Рефлексия.
День четвёртый
- Повторение того, что было сделано в предыдущий день (темы задания, целей, актуальности, плана).
- Выполнение в парах и группах тренировочных заданий.
- Подготовка финальной презентации работ (готовый продукт, и его «реклама»).
- Вопросы оппонентов из других групп (подготовить заранее)
Итоговый оценочный лист должен включать в себя следующие пункты:
— Соответствие спроектированного объекта тому заданию, которое стояло.
— Насколько содержателен продукт.
— Качество представления продукта (выступление)
— Содержательность ответов оппонентам.
Итоговая рефлексия должна включать в себя следующие вопросы:
Что дало проектное задание?
Что интересного?
Что из опыта работы над проектным заданием можно использовать в текущей работе класса?
Работа над проектным заданием на уроке заканчивается итоговой рефлексией педагога, которая должна дать ответ на основной вопрос: какие реальные навыки по организации деятельности и применению знаний и умений при получении продукта деятельности получили учащиеся?
Приложение 1 «Конспект урока — проектного задания»
Приложение 2 «Решение проектного задания (4 этап) с применением локальной сети в классе»
При построении проектного задания во внеурочной деятельности — учитель должен максимально приблизить его к методике организации проекта. Учитывая возрастные особенности учащихся, учитель:
— определяет «продукт» деятельности (выставка, презентация, коллективное сообщение, …);
— определяет начальный уровень умений работать с источниками информации, отбирать информацию, оформлять и презентовать готовый продукт;
— продумывает шаги помощи учащимся, чтобы проектное задание не стало объектом деятельности родителей учащихся;
— продумывает варианты готового продукта в зависимости от выбора заданий, активности детей и др.;
— планирует виды отчёта-презентации;
— продумывает общественную значимость продукта проектного задания, организацию публичности;
— предусматривает виды контроля со стороны учителя и самоконтроля учащихся, а также рефлексивные моменты.
Этапы организации проектных заданий во внеурочной деятельности Подготовительный период:
— знакомство с терминами (за неделю до начала проектного задания в классе учитель вывешивает интересную статью по предлагаемой им теме проектного задания и словарь терминов по этой теме);
— обсуждение вопросов (что заинтересовало в статье, о чём подробнее хотели бы узнать),
— работа с информацией (совместно со школьным библиотекарем учитель подбирает справочный материал, предлагает учащимся найти материал по теме).
Основной период
— постановка проблемы (ситуация незнания: не знаю — хочу узнать);
— выбор темы для самостоятельного исследования (предлагает учитель, или выбирает из предложенного списка учащийся);
— сбор сведений, создание информационного пакета (текст, иллюстрации, фотографии, предметы, рисунки …);
— выдвижения гипотез;
— определение целей и задач;
— разработка плана исследования;
Гипотеза, цели и задачи, план исследования могут быть определены коллективно, и на первых этапах быть одинаковыми для всех учащихся, принимающих участие в проектном задании.
— реализация исследования (работа с информацией);
— определение результатов исследования, формулирование вывода;
— презентация проекта (общественная значимость);
— самооценка и самоанализ.
Мир современных детей не похож на мир предыдущих поколений, их будущее во многом зависит от способности понимать и воспринимать новые ситуации, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. Нужно дать не только знания, но и научить действовать, научить познавать себя, критично оценивать свои результаты, уметь адаптироваться к современной жизни.
Важнейшей задачей современного образования является формирование функционально грамотных людей.
Ведущий российский психолог и лингвист, академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.
Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно следовательно функциональная грамотность и работа над проектами имеют очень много точек соприкосновения :
— компетентностный подход (познавательных и коммуникативных);
— развитие критического (нестандартного мышления);
— групповая форма работы;
— взаимообучение;
— самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности;
— площадка для развития индивидуальных способностей учащихся;
— формирование личности умеющей самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных людях.
Таким образом, сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается в реальной практической деятельности. Немаловажно и то, что в процессе всей работы развивается речевая деятельность ребенка, его умение говорить, высказывать свои точки зрения, анализировать, делать выводы и умозаключения.
В связи с этим, на современном этапе развития образования широкое распространение получает проектно-исследовательская деятельность, значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. Можно с уверенностью сказать, что проектно-исследовательская деятельность в ходе проектных заданий на самом деле является средством повышения функциональной грамотности.
Метод проектных заданий актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Учащиеся приобретают:
— Навыки самообразования;
— Навыки групповой деятельности;
— Интерес к познавательной деятельности.
Моделируется реальная технологическая цепочка задача — результат.
При применении метода проектных заданий я обратила внимание, что возраст детей накладывает естественные ограничения на организацию деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у детей начальных классов вызовет затруднения. Прототип проекта — проектное задание учащимся начальных классов вполне по силам. Проектное задание в начальных классах — это огромная работа классного руководителя, требующая нестандартных методов. Это совместная работа учащихся, их родителей, учителя.
Вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектных заданий, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности.
Использование метода проектных заданий в начальных классах позволило развить у учащихся:
— Познавательные навыки и способность к самообразованию;
— Способность ориентироваться в современном информационном пространстве;
— Целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность;
— Критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.
Регулярное включение проектных заданий в процесс обучения и воспитания в начальной школе — хорошая стартовая площадка для плавного перехода к проектным формам учебной деятельности.
Правильно организованная работа оказала положительное воздействие на учащихся, способствовала самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу.
Во взрослой жизни ученики класса окажутся более приспособленными, сумеют планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.
Литература:
- Губанихина Е. В. Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы // Молодой ученый. 2016. № 21 (125). С. 864–867. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/125/34842/ (дата обращения: 12.02.2023).
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования. М.: Изд-во «Сфера», 2016. 64 с. 14. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во «АПН РСФСР», 1958. С. 17
- Исследование PISA-2018 // ФИОКО федеральный институт оценки качества образования [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/pisa-2018 (дата обращения: 04.04.2023).
- Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности школьного учреждения. М.: Изд-во «АРКТИ», 2015. 96 с.
- Козлова М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования // YOUTH FOR SCIENCE 2020: сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса Петрозаводск.: МЦНП «Новая наука», 2020. С. 116–125.
- Левшина Н. Ю. Организация проектной деятельности // Евразийский научный журнал. 2016. № 6. С. 55–57.
- Микнис Д. Т. Функциональная грамотность как методическое понятие. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/vuz/filologicheskienauki/library/2016/03/21/funktsionalnayagramotnost-kak-metodicheskoe-ponyatie (дата обращения: 25.01.2023).
- Мирджалилова С. С. Проектная деятельность — как средство развития познавательной инициативы. М.: Изд-во «Молодой ученый», 2017. № 11. С. 54–59.
- Морозова Л. Д. Метод проектной деятельности в школьном образовательном учреждении // Школьный психолог. 2018. № 2. С. 124–131.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: Изд-во «АРКТИ», 2013. 112 с.
- Пулатова А. Р. Проектная деятельность в начальной школе // Инновационная наука. 2017. № 2–2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-3 (дата обращения: 12.02.2023).
- Развитие функциональной грамотности обучающихся начальной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л. Ю. Панариной, И. В. Сорокиной, О. А. Смагиной, Е. А. Зайцевой. Самара.: Издво «СИПКРО», 2019.
- Руденко И. В. Теории и технологии современного воспитания: Электрон. учеб. — метод. пособие. Тольятти.: Изд-во «ТГУ», 2016. С. 114. 38. Савенков А. И. Исследовательские методы обучения в школьном образовании. Изд-во «Школьное воспитание». 2015. № 12. С. 3–6. 99
- Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М.: Изд-во «АРКТИ», 2017. 80 с.
- Сиденко Е. А. Особенности младшего школьного возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. М.: Изд-во «Владос-пресс», 2011. № 2. С. 30–31.
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/#ixzz5dzARMpWI (дата обращения: 24.01.2023).
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 28.02.2023).
- Формирование проектных умений школьников: практические занятия. Волгоград.: Изд-во «Учитель», 2015. 103 с.
- Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Изд-во «Сентябрь», 2018. 144 с.
- Чувашова Е. В. Зачем нужна проектная деятельность младших школьников? // Молодой ученый. 2016. № 15.1 (119.1). С. 42–45. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/119/33094/ (дата обращения: 19.04.2023).
- Штанько И. В. Проектная деятельность // Школьный психолог. 2014. № 4. С.99–101.
- PISA [Электронный ресурс]. Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО [Электронный ресурс]. URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.html (дата обращения: 17.01.2023)