Эффективные практики подготовки обучающихся компетенции «Графический дизайн» к аттестации в форме демонстрационного экзамена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (559) февраль 2025 г.

Дата публикации: 19.02.2025

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Ярица, Ю. С. Эффективные практики подготовки обучающихся компетенции «Графический дизайн» к аттестации в форме демонстрационного экзамена / Ю. С. Ярица. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 8 (559). — С. 153-157. — URL: https://moluch.ru/archive/559/122870/ (дата обращения: 02.04.2025).



Статья посвящена вопросам подготовки обучающихся к итоговой̆ аттестации в форме демонстрационного экзамена. Рассмотрены эффективные практики, способствующие успешной подготовке студентов к сдаче демонстрационного экзамена. Описываются методы и приемы, направленные на улучшение и совершенствование навыков и углубление знаний. Интерес представляют образцы сценариев эффективных практик, апробированных автором.

Ключевые слова: демонстрационный экзамен, среднее профессиональное образование, эффективные практики, подготовка к экзамену, аттестация.

Введение

Задача подготовки будущего специалиста, к профессиональной деятельности, в дальнейшем осуществляемой самостоятельно, является одной из приоритетных для системы российского профессионального образования.

Целью подготовки профессионалов с гибким креативным мышлением, умеющих находить нестандартные пути решения проблем и задач, умеющих пользоваться полученными знаниями и навыками в их будущей специализированной деятельности, предлагается множество различных подходов: принимаются нормативные акты, вводятся индивидуальные планы работы со студентами, формируются дополнительные практические задачи, применяется мотивационный подход к обучению и подаче информации.

В данный момент требования предполагают, что выпускник должен обладать навыками, способствующими повышению его ценности на рынке труда в рамках осваиваемой специальности. Это должно помочь обучающимся сравнить приобретенные навыки с требованиями экспертов профессии.

В связи с введением новых федеральных государственных стандартов, предполагающих проведение государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена большинство учебных заведений заинтересованы в поисках способов организации работы, направленной на подготовку выпускников к процедуре демонстрационного экзамена и высококачественной сдаче. Этой проблеме посвящены многочисленные исследования [1; 2; 3; 4], большинство из которых затрагивают вопросы методики подготовки студентов, психологической готовности, а также уровню профессионализма при сдаче демонстрационного экзамена. При этом редко делается упор на качество выполнения задания, быстрого ориентирования в заданиях, мотивации прохождения аттестации.

Хочется отметить, что демонстрационный экзамен — это важное испытание в жизни студента, которое обусловливает дальнейший успех в карьерной деятельности испытуемого.

Из-за недостаточной работы со студентами у них может развиться отрицательная мотивация к сдаче экзаменов, не желание изучать профильные предметы и их тонкости, негативное отношение к процессу обучения в целом.

Демонстрационный экзамен, являющийся оценкой качества подготовленности специалистов важен не только для студентов, но и для учебного заведения. Всё это позволяет увидеть важность индивидуального подхода при подготовке обучающихся, к сдаче демонстрационного экзамена.

Изложение основных методов исследования в статье

В ходе работы была сделана опора на эмпирические и теоретические методы исследования, на базе КГБ ПОУ «Хабаровский техникум транспортных технологий имени Героя Советского Союза А. С. Панова» среди студентов выпускных групп специальности 54.02.01, компетенции «Графический дизайн».

Демонстрационный экзамен — инновационная форма итоговой аттестации, которая проводится в рамках подготовки специалистов среднего звена, с целью оценки уровня знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе обучения. Обучающиеся получают задание, состоящее из нескольких модулей, которое должно быть выполнено в течение определенного времени. Оценивание производится по критериям, которые были заранее определены. Результаты демонстрационного экзамена могут быть использованы для принятия решения о выдаче диплома об окончании учебного заведения.

В ходе исследования были выявлены наиболее эффективные практики подготовки студентов к демонстрационному экзамену, компетенции «Графический дизайнер».

«Индивидуальный план подготовки» является эффективной практикой подготовки выпускников к сдаче демонстрационного экзамена. Форма и условия аттестации наиболее приближены к профессиональной деятельности, в ходе которой выпускникам приходится решать различные задачи в определенное время. Непосредственно сами экзаменационные модули состоят из нескольких позиции (рис. 1).

Модуль 1 (4 часа). Фирменный стиль и продукты брендбука:

Данные:

— Информация о деятельности заказчика;

— Перечень обязательных элементов продукта;

— Технические параметры создания и сохранения продукта;

— Необходимая дополнительная информация.

Выполняемая работа:

— Создание логотипа компании заказчика;

— Формирование правил использования логотипа;

— Создание логобука

Рис. 1. Пример модуля с описанием работ для сдачи демонстрационного экзамена в компетенции «Графический дизайнер»

В процессе исследования методом анализа и наблюдения, было выявлено, что обучающиеся выполняют задания в различные временные отрезки. Например, один студент создает логотип в течении двадцати минут, и тратит около одного часа на его воплощение, согласно техническим параметрам, для второго обучающегося наибольшую сложность представляет придумка логотипа, и это занимает до нескольких часов, тем ни менее. он отлично владеет программой и может быстро его изобразить. Таким образом выявлена проблема — ослабление навыков и умений учащегося в определенной области. Одним из решений является — индивидуальный план подготовки, который может включать в себя различные аспекты, в зависимости от цели и потребности конкретного человека.

В первую очередь требуется определить цель, выяснить, что вызывает наибольшую сложность, при помощи анализа текущего состояния. Следует использовать анализ, анкетирование или глубинное интервью с выпускниками. На основе анализа текущего состояния и определения цели, следует составить индивидуальный план подготовки, который будет включать в себя конкретные задачи, сроки выполнения и методы обучения. Примером может послужить кратковременное задание на разработку определенного логотипа, или улучшение своих навыков в конкретной области графического редактора.

Дополнительно нужно вычислить сколько времени уделять плану ежедневно или еженедельно. Это условие поможет обучающемуся не перегружаться и достичь поставленных целей в срок.

Учащийся должен регулярно придерживаться графика занятий, чтобы не терять мотивацию и не отставать от плана.

Необходима постоянная оценка результатов, в зависимости от которой, корректируется дальнейший план подготовки.

Одной из важных деталей индивидуального плана является — разнообразие. Подготовка не должна быть ограниченной только одним методом или способом обучения. Важно использовать различные подходы и методы для достижения лучших результатов, что позволит учащемуся активизировать и задействовать большую часть своих способностей.

Вторая представленная эффективная практика подготовки — «Проведение практических занятий в условиях, приближенных к экзаменационным». Впроцессе сдачи экзамена выпускники испытывают волнение, но в случае с проведением демонстрационного экзамена, существуют дополнительные предписания, вызывающие больший стресс. Непривычные условия могут спровоцировать неустойчивое состояние и отразится на итоговых баллах. Методом моделирования было выяснено, что проведение практических занятий в условиях, приближенных к экзаменационным, является важным аспектом подготовки студентов к сдаче демонстрационного экзамена. Это помогает студентам лучше вникнуть в материал, и подготовиться к реальным экзаменационным ситуациям.

Для внедрения практики, желательно, в ходе практических занятий создавать определенные условия, например, использовать рассадку студентов, согласно правилам проведения экзамена (рис. 2). Разрешать задавать вопросы только в специально отведенное время, вводить запрет на использование средств связи или глобальной сети интернет.

План застройки площадки для демонстрационного экзамена в компетенции «Графический дизайнер»

Рис. 2. План застройки площадки для демонстрационного экзамена в компетенции «Графический дизайнер»

Не менее важно в рамках учебного процесса, в практических заданиях, применять наглядный материал и постановку условий задач, максимально приближенный к экзаменационному бланку заданий. Это позволит выпускникам не растеряться, при виде непривычной формы бланка, которая отличается от стандартных билетов.

Для практических заданий, при подготовке к экзаменам, следует использовать материал реальных экзаменационных задач или подобных. Такие задания помогают студентам оценить свой прогресс и выявить проблемные области, которые нужно проработать дополнительно.

Создание условий, приближенных к экзаменационным, включает в себя ограничение времени на выполнение задания. После чего следует получить обратную связь от студентов, для анализа усвоения материала и корректировки индивидуального плана подготовки.

Статистический метод исследования позволил выявить третью и наиболее эффективную практику сдачи демонстрационного экзамена — «Участие в профессиональных чемпионатах». Ежегодно на базе Полигона креативных компетенций проходит Чемпионат профессионального мастерства «Профессионалы», в том числе и по направлению — Графический дизайн. Для участия приглашаются педагоги, школьники, студенты системы СПО, мастера производственного обучения.

Чемпионат дает возможность получить признание своих талантов и достижений в области науки и образования, шанс заработать ценные призы и награды. Представленная возможность расширить свой круг общения, а также обменяться опытом и знаниями. Участие в международных научных конкурсах и чемпионатов позволяют повысить свою квалификацию и профессиональный уровень, что безусловно отражается на обучении в целом и на экзаменационных оценках в частности.

В результате сбора статистических данных, было выявлено, что обучающиеся, проходившие подготовку к региональному и краевому этапу Чемпионата, получили, при сдаче демонстрационного экзамена повышенный на 10–13 % балл, чем не участвовавшие в подготовительном этапе студенты. Выпускники, призеры и победители Чемпионата профессионального мастерства «Профессионалы», сдали экзамен на 20–28 % лучше других.

Во время фокус-групповой дискуссии, выпускники, участвовавшие или проходившие подготовку к Чемпионату, поделились своим мнением и опытом. На основе их высказываний следует, что при сдаче экзамена эти студенты были более подготовлены морально, т. к. поставленные условия им знакомы. Быстрее реагировали на задачи, умело распределили данное время и грамотно подходили к осуществлению целей.

Вывод

Итак, результатом реализации эмпирических и теоретических методов, исследований является выявление трех эффективных авторских практик подготовки к демонстрационному экзамену.

Заключение

Проведенный анализ апробации авторских эффективных практик подготовки обучающихся компетенции «Графический дизайн» к аттестации в форме демонстрационного экзамена показал достаточно высокий результат.

Индивидуальный план подготовки позволил выявить и конкретизировать проблему, разработать пути ее решения. Обратить внимание на наиболее ослабленные области знания, выстроить дополнительную подготовку, повысить дисциплину обучающегося.

Проведение практических занятий в условиях, приближенных к экзаменационным позволило уменьшить эмоциональную нагрузку на выпускников. Углубиться в решение проблемы, не отвлекаясь на внешние раздражители, разбить задачи на временные блоки и скорректировать их выполнение.

Участие в профессиональных чемпионатах обеспечило еще большую эмоциональную стабильность, развило дополнительную мотивацию студентов к участию в подобных мероприятиях.

Внедрение практик позволит объективно оценить потребность в приемах и методах подготовки к сдаче демонстрационного экзамена, выявить цели обучающихся и повысить общий балл оценивания.

Литература:

  1. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для вузов / И. П. Подласый. — 3-е изд. — Москва: Юрайт, 2024. — 575 c.
  2. Несына, С. В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов / С. В. Несына. // Образовательный вестник «Сознание». — 2019. — № 10. — С. 23–28.
  3. Майкова, П. Е. Практика проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в рамках промежуточной аттестации / П. Е. Майкова. // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 4. — С. 33–44.
  4. Куликова, В. В. Практика внедрения стандартов WorldSkills в профессиональный модуль / В. В. Куликова. // Наука и школа: [сайт]. — URL: https://doi.org/10.31862/1819–463X-2020–3-74–82 (дата обращения: 25.09.2024).
  5. Алешин, Б. С. Демонстрационный экзамен по стандартам World Skills как фактор повышения качества подготовки выпускников колледжей / Б. С. Алешин. // Общество: социология, психология, педагогика.: [сайт]. — URL: https://doi.org/10.24158/spp.2021.2.28 (дата обращения: 25.09.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): демонстрационный экзамен, индивидуальный план подготовки, выпускник, сдача, студент, итоговая аттестация, подготовка обучающихся, профессиональная деятельность, профессиональное мастерство, учебное заведение.


Похожие статьи

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

К вопросу непрерывных улучшений при организации подготовки к участию в конкурсе лучших научных работ курсантов военных вузов

В статье представлен фрагментарный практический опыт при организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов Министерства обороны Российской Федерации, представлены апробированные организац...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Особенности формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм

Автор статьи рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров и предлагает повышать качество подготовки за счет повышения практикоориентированности образовательного процесса. В исследовании экс...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

Статья раскрывает требования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения к выпускникам военной кафедры высшего учебного заведения, адаптационные процессы, которые проходят курсанты в процессе освоения ФГОС ВПО, этапы раз...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Похожие статьи

Формирование профессиональных компетенций студента выпускного курса СПО при подготовке к демонстрационному экзамену с участием работодателя

В данной статье рассматриваются организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов выпускного курса системы среднего профессионального образования (СПО) в процессе подготовки к Демонстрационному экзамену с участ...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

К вопросу непрерывных улучшений при организации подготовки к участию в конкурсе лучших научных работ курсантов военных вузов

В статье представлен фрагментарный практический опыт при организации подготовки к участию в конкурсе на лучшие научные работы, выполненные слушателями и курсантами вузов Министерства обороны Российской Федерации, представлены апробированные организац...

Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК

В статье представленные инновационные способы и средства оценки компетенций студентов СПО. Каждый из представленных методов позволяет не только определить уровень сформированности знаний, умений и навыков, но и творчески подойти к подаче нового и зак...

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Особенности формирования профессиональной компетентности студентов физкультурного профиля на занятиях по спортивным играм

Автор статьи рассматривает инновационный подход к построению процесса профессиональной подготовки студентов-бакалавров и предлагает повышать качество подготовки за счет повышения практикоориентированности образовательного процесса. В исследовании экс...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Специфика процессов адаптации студентов военной кафедры

Статья раскрывает требования федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения к выпускникам военной кафедры высшего учебного заведения, адаптационные процессы, которые проходят курсанты в процессе освоения ФГОС ВПО, этапы раз...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Задать вопрос