Статья посвящена вопросам подготовки обучающихся к итоговой̆ аттестации в форме демонстрационного экзамена. Рассмотрены эффективные практики, способствующие успешной подготовке студентов к сдаче демонстрационного экзамена. Описываются методы и приемы, направленные на улучшение и совершенствование навыков и углубление знаний. Интерес представляют образцы сценариев эффективных практик, апробированных автором.
Ключевые слова: демонстрационный экзамен, среднее профессиональное образование, эффективные практики, подготовка к экзамену, аттестация.
Введение
Задача подготовки будущего специалиста, к профессиональной деятельности, в дальнейшем осуществляемой самостоятельно, является одной из приоритетных для системы российского профессионального образования.
Целью подготовки профессионалов с гибким креативным мышлением, умеющих находить нестандартные пути решения проблем и задач, умеющих пользоваться полученными знаниями и навыками в их будущей специализированной деятельности, предлагается множество различных подходов: принимаются нормативные акты, вводятся индивидуальные планы работы со студентами, формируются дополнительные практические задачи, применяется мотивационный подход к обучению и подаче информации.
В данный момент требования предполагают, что выпускник должен обладать навыками, способствующими повышению его ценности на рынке труда в рамках осваиваемой специальности. Это должно помочь обучающимся сравнить приобретенные навыки с требованиями экспертов профессии.
В связи с введением новых федеральных государственных стандартов, предполагающих проведение государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена большинство учебных заведений заинтересованы в поисках способов организации работы, направленной на подготовку выпускников к процедуре демонстрационного экзамена и высококачественной сдаче. Этой проблеме посвящены многочисленные исследования [1; 2; 3; 4], большинство из которых затрагивают вопросы методики подготовки студентов, психологической готовности, а также уровню профессионализма при сдаче демонстрационного экзамена. При этом редко делается упор на качество выполнения задания, быстрого ориентирования в заданиях, мотивации прохождения аттестации.
Хочется отметить, что демонстрационный экзамен — это важное испытание в жизни студента, которое обусловливает дальнейший успех в карьерной деятельности испытуемого.
Из-за недостаточной работы со студентами у них может развиться отрицательная мотивация к сдаче экзаменов, не желание изучать профильные предметы и их тонкости, негативное отношение к процессу обучения в целом.
Демонстрационный экзамен, являющийся оценкой качества подготовленности специалистов важен не только для студентов, но и для учебного заведения. Всё это позволяет увидеть важность индивидуального подхода при подготовке обучающихся, к сдаче демонстрационного экзамена.
Изложение основных методов исследования в статье
В ходе работы была сделана опора на эмпирические и теоретические методы исследования, на базе КГБ ПОУ «Хабаровский техникум транспортных технологий имени Героя Советского Союза А. С. Панова» среди студентов выпускных групп специальности 54.02.01, компетенции «Графический дизайн».
Демонстрационный экзамен — инновационная форма итоговой аттестации, которая проводится в рамках подготовки специалистов среднего звена, с целью оценки уровня знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процессе обучения. Обучающиеся получают задание, состоящее из нескольких модулей, которое должно быть выполнено в течение определенного времени. Оценивание производится по критериям, которые были заранее определены. Результаты демонстрационного экзамена могут быть использованы для принятия решения о выдаче диплома об окончании учебного заведения.
В ходе исследования были выявлены наиболее эффективные практики подготовки студентов к демонстрационному экзамену, компетенции «Графический дизайнер».
«Индивидуальный план подготовки» является эффективной практикой подготовки выпускников к сдаче демонстрационного экзамена. Форма и условия аттестации наиболее приближены к профессиональной деятельности, в ходе которой выпускникам приходится решать различные задачи в определенное время. Непосредственно сами экзаменационные модули состоят из нескольких позиции (рис. 1).
Модуль 1 (4 часа). Фирменный стиль и продукты брендбука: Данные: — Информация о деятельности заказчика; — Перечень обязательных элементов продукта; — Технические параметры создания и сохранения продукта; — Необходимая дополнительная информация. Выполняемая работа: — Создание логотипа компании заказчика; — Формирование правил использования логотипа; — Создание логобука |
Рис. 1. Пример модуля с описанием работ для сдачи демонстрационного экзамена в компетенции «Графический дизайнер»
В процессе исследования методом анализа и наблюдения, было выявлено, что обучающиеся выполняют задания в различные временные отрезки. Например, один студент создает логотип в течении двадцати минут, и тратит около одного часа на его воплощение, согласно техническим параметрам, для второго обучающегося наибольшую сложность представляет придумка логотипа, и это занимает до нескольких часов, тем ни менее. он отлично владеет программой и может быстро его изобразить. Таким образом выявлена проблема — ослабление навыков и умений учащегося в определенной области. Одним из решений является — индивидуальный план подготовки, который может включать в себя различные аспекты, в зависимости от цели и потребности конкретного человека.
В первую очередь требуется определить цель, выяснить, что вызывает наибольшую сложность, при помощи анализа текущего состояния. Следует использовать анализ, анкетирование или глубинное интервью с выпускниками. На основе анализа текущего состояния и определения цели, следует составить индивидуальный план подготовки, который будет включать в себя конкретные задачи, сроки выполнения и методы обучения. Примером может послужить кратковременное задание на разработку определенного логотипа, или улучшение своих навыков в конкретной области графического редактора.
Дополнительно нужно вычислить сколько времени уделять плану ежедневно или еженедельно. Это условие поможет обучающемуся не перегружаться и достичь поставленных целей в срок.
Учащийся должен регулярно придерживаться графика занятий, чтобы не терять мотивацию и не отставать от плана.
Необходима постоянная оценка результатов, в зависимости от которой, корректируется дальнейший план подготовки.
Одной из важных деталей индивидуального плана является — разнообразие. Подготовка не должна быть ограниченной только одним методом или способом обучения. Важно использовать различные подходы и методы для достижения лучших результатов, что позволит учащемуся активизировать и задействовать большую часть своих способностей.
Вторая представленная эффективная практика подготовки — «Проведение практических занятий в условиях, приближенных к экзаменационным». Впроцессе сдачи экзамена выпускники испытывают волнение, но в случае с проведением демонстрационного экзамена, существуют дополнительные предписания, вызывающие больший стресс. Непривычные условия могут спровоцировать неустойчивое состояние и отразится на итоговых баллах. Методом моделирования было выяснено, что проведение практических занятий в условиях, приближенных к экзаменационным, является важным аспектом подготовки студентов к сдаче демонстрационного экзамена. Это помогает студентам лучше вникнуть в материал, и подготовиться к реальным экзаменационным ситуациям.
Для внедрения практики, желательно, в ходе практических занятий создавать определенные условия, например, использовать рассадку студентов, согласно правилам проведения экзамена (рис. 2). Разрешать задавать вопросы только в специально отведенное время, вводить запрет на использование средств связи или глобальной сети интернет.
Рис. 2. План застройки площадки для демонстрационного экзамена в компетенции «Графический дизайнер»
Не менее важно в рамках учебного процесса, в практических заданиях, применять наглядный материал и постановку условий задач, максимально приближенный к экзаменационному бланку заданий. Это позволит выпускникам не растеряться, при виде непривычной формы бланка, которая отличается от стандартных билетов.
Для практических заданий, при подготовке к экзаменам, следует использовать материал реальных экзаменационных задач или подобных. Такие задания помогают студентам оценить свой прогресс и выявить проблемные области, которые нужно проработать дополнительно.
Создание условий, приближенных к экзаменационным, включает в себя ограничение времени на выполнение задания. После чего следует получить обратную связь от студентов, для анализа усвоения материала и корректировки индивидуального плана подготовки.
Статистический метод исследования позволил выявить третью и наиболее эффективную практику сдачи демонстрационного экзамена — «Участие в профессиональных чемпионатах». Ежегодно на базе Полигона креативных компетенций проходит Чемпионат профессионального мастерства «Профессионалы», в том числе и по направлению — Графический дизайн. Для участия приглашаются педагоги, школьники, студенты системы СПО, мастера производственного обучения.
Чемпионат дает возможность получить признание своих талантов и достижений в области науки и образования, шанс заработать ценные призы и награды. Представленная возможность расширить свой круг общения, а также обменяться опытом и знаниями. Участие в международных научных конкурсах и чемпионатов позволяют повысить свою квалификацию и профессиональный уровень, что безусловно отражается на обучении в целом и на экзаменационных оценках в частности.
В результате сбора статистических данных, было выявлено, что обучающиеся, проходившие подготовку к региональному и краевому этапу Чемпионата, получили, при сдаче демонстрационного экзамена повышенный на 10–13 % балл, чем не участвовавшие в подготовительном этапе студенты. Выпускники, призеры и победители Чемпионата профессионального мастерства «Профессионалы», сдали экзамен на 20–28 % лучше других.
Во время фокус-групповой дискуссии, выпускники, участвовавшие или проходившие подготовку к Чемпионату, поделились своим мнением и опытом. На основе их высказываний следует, что при сдаче экзамена эти студенты были более подготовлены морально, т. к. поставленные условия им знакомы. Быстрее реагировали на задачи, умело распределили данное время и грамотно подходили к осуществлению целей.
Вывод
Итак, результатом реализации эмпирических и теоретических методов, исследований является выявление трех эффективных авторских практик подготовки к демонстрационному экзамену.
Заключение
Проведенный анализ апробации авторских эффективных практик подготовки обучающихся компетенции «Графический дизайн» к аттестации в форме демонстрационного экзамена показал достаточно высокий результат.
Индивидуальный план подготовки позволил выявить и конкретизировать проблему, разработать пути ее решения. Обратить внимание на наиболее ослабленные области знания, выстроить дополнительную подготовку, повысить дисциплину обучающегося.
Проведение практических занятий в условиях, приближенных к экзаменационным позволило уменьшить эмоциональную нагрузку на выпускников. Углубиться в решение проблемы, не отвлекаясь на внешние раздражители, разбить задачи на временные блоки и скорректировать их выполнение.
Участие в профессиональных чемпионатах обеспечило еще большую эмоциональную стабильность, развило дополнительную мотивацию студентов к участию в подобных мероприятиях.
Внедрение практик позволит объективно оценить потребность в приемах и методах подготовки к сдаче демонстрационного экзамена, выявить цели обучающихся и повысить общий балл оценивания.
Литература:
- Подласый, И. П. Педагогика: учебник для вузов / И. П. Подласый. — 3-е изд. — Москва: Юрайт, 2024. — 575 c.
- Несына, С. В. Демонстрационный экзамен в подготовке будущих педагогов / С. В. Несына. // Образовательный вестник «Сознание». — 2019. — № 10. — С. 23–28.
- Майкова, П. Е. Практика проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills в рамках промежуточной аттестации / П. Е. Майкова. // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 4. — С. 33–44.
- Куликова, В. В. Практика внедрения стандартов WorldSkills в профессиональный модуль / В. В. Куликова. // Наука и школа: [сайт]. — URL: https://doi.org/10.31862/1819–463X-2020–3-74–82 (дата обращения: 25.09.2024).
- Алешин, Б. С. Демонстрационный экзамен по стандартам World Skills как фактор повышения качества подготовки выпускников колледжей / Б. С. Алешин. // Общество: социология, психология, педагогика.: [сайт]. — URL: https://doi.org/10.24158/spp.2021.2.28 (дата обращения: 25.09.2024).