В статье проведен анализ повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Основой данного произведения является тема любви. Автор выделяет несколько основных её типов и доказывает идею того, что настоящая любовь — это всегда жертва. В данной статье рассмотрено то, каким образом автор использует прием — описание окружающих предметов с целью большего погружения читателя в атмосферу происходящего. Также не остался в стороне вопрос того, как «Гранатовый браслет» способен воздействовать на современных подростков, обучающихся в старшей школе.
Ключевые слова: писатели, повесть, Куприн, Гранатовый браслет, любовь, литература, особенности подросткового возраста.
Известный русский писатель А. И. Куприн оставил после себя большое литературное наследие. Среди наиболее известных произведений автора можно выделить следующие: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок», «Яма» [4].
Александр Иванович Куприн — одна из наиболее видных фигур русского реализма в литературе рубежа XIX-XX вв. Данному факту способствовал богатейший жизненный опыт: он учился в военном училище, служил в чине подпоручика, был театральным суфлером, циркачом, столяром, токарем, и это далеко не полный список профессий [2].
Произведения Александра Ивановича многогранны, поэтому заслуживают самого пристального рассмотрения. При первом знакомстве с «Гранатовым браслетом» даже неподготовленный читатель может обратить внимание на противопоставления, используемые автором. Наиболее ярко это проявляется в теме любви. Есть целый ряд судеб с их жизнью и их по-своему несчастными историями, среди которых явно выделяется любовь Желткова к Вере.
Данное произведение может быть рассмотрено со следующих основных точек зрения:
– способы погружения читателя в атмосферу происходящего;
– проблема любви;
– воздействие данного произведения на современных подростков.
Рассмотрение данных пунктов начнем по порядку. Есть множество различных литературных приемов, благодаря которым автор буквально погружает своего читателя в атмосферу происходящего. Одним из таких способов является описание окружающей обстановки, различных предметов, которые находятся рядом с героями.
В произведении есть ряд и практически неуловимых противопоставлений, увидеть которые можно лишь делая предметный анализ. Оказывается, что Александр Иванович писал о более чем 100 различных вещах (предметах), которые можно разделить на следующие группы:
- возвышенные — предметы, ассоциируемые с духовностью и поэтизмом (розы, письма, свечи, скрипка).
- Роскошь (колье, ювелирный футляр, гранатовый браслет, бриллиант).
- «приземленные», т. е. выполняющие свою прямую функцию номинации (очки, наемное ландо, палка с резиновым наконечником, сюртук) [1].
«Предметный анализ» является одним из способов изучения литературного произведения. Данный прием не нов и пользуется заслуженной популярностью среди преподавателей литературы, начинающих писателей. Данные «предметного анализа» повести «Гранатовый браслет» приведены в таблице 1.
Таблица 1
Предметный анализ повести «Гранатовый браслет»
Номер главы |
Количество предметов |
||
Обычных |
Роскошь |
Поэзия |
|
1. |
19 |
- |
- |
2. |
5 |
2 |
5 |
3. |
6 |
1 |
3 |
4. |
6 |
- |
2 |
5. |
6 |
1 |
3 |
6. |
5 |
1 |
4 |
7. |
9 |
3 |
5 |
8. |
5 |
- |
1 |
9. |
- |
2 |
2 |
10. |
10 |
2 |
1 |
11. |
4 |
- |
6 |
12. |
4 |
2 |
4 |
13. |
1 |
- |
1 |
Проиллюстрируем данный предметный ряд на рис. 1.
Рис. 1. Предметный ряд писателя Куприна в повести «Гранатовый браслет»
В своей повести Александр Иванович Куприн описывает несколько типов любви. Данные формы любви можно рассмотреть, используя метод, разработанный американским психологом Робертом Стернбергом.
Стернебрг разработал теорию любовных треугольников. Суть ее заключается в том, что настоящая любовь зиждется на трех началах (трех гранях треугольника): обязательства, близость и страсть. Близость в данном случае — это чувство эмоциональной общности, сопричастности. Страсть — влечение к человеку, основанное на биологической составляющей. Обязательства — готовность партнера быть рядом, нести ответственность, оказывать всяческую помощь и поддержку [5].
- Дружеская любовь — Княгиня Вера и князь Василий Львович. В данных взаимоотношениях есть обязательства и близость, но не хватает страсти. Между тем, данный тип любви является наиболее «здоровым» относительно остальных, описанных автором.
- Пустая любовь — Анна Николаевна Фриессе (сестра Веры) и ее муж Густав Иванович. Со стороны Анны нет страсти и близости к своему мужу. Есть лишь обязательства быть женой. «Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза».
- Близость — любовь болгарочки и генерала Аносова. Здесь есть душевная близость. Но нет страсти и нет обязательств, если, конечно не считать обязательством «клятву вечной любви», которые дали друг-другу влюбленные. С тех пор больше они не встречались.
- Слепая любовь — это еще один вид любви, который приключился с Аносовым и привел к его женитьбе. Прошло совсем немного времени, страсть ушла, а возлюбленная открыла свое истинное лицо «мотовка, актриса, неряха и жадная…». Всего этого в порыве чувств не мог видеть тогда еще молодой офицер.
В случае с Аносовым данная любовь прошла, не причинив страшных и необратимых последствий. Вадим Шефнер в своем стихотворении «Слова» писал «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…». Так и любовь. Кого-то она может спасти, защитить, а кого-то может погубить.
Губительная слепая любовь — это любовь жены полкового командира и молодого прапорщика, оставившая последнего калекой. Дальнейшая судьба молодого военного незавидна — «стал попрошайкой, замерз на пристани»..
- Совершенная любовь. Когда генерал Аносов выслушал историю Веры, то сказал «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Возможно, Желтков испытывал именно настоящую любовь, ведь была страсть, он готов был нести обязательства и будто была между ними тоненькая нить близости.
Нет сомнений, что Желтков испытывал именно настоящую любовь. Но какими бы не были сильными чувства, они нуждаются во взаимности. А в противном случае — это будет «больная» любовь, которая способна привести к ужасным и необратимым последствиям.
Повесть «Гранатовый браслет» является программным. Также данное произведение требуется для сдачи единого государственного экзамена по литературе. Данный факт свидетельствует о том, что современные подростки обязательно столкнутся с трагизмом любви, описанным Куприным.
Молодежь является активной группой населения максимально подверженной влиянию разных факторов внешней и социальной среды [3]. Одним из таких факторов внешнего воздействия социальной среды является школа. Есть целый ряд проблем, различных негативных внешних воздействий, с которыми сталкиваются современные подростки — первая любовь, часто несчастная, экзамены, которые определяют дальнейшую жизнь, сложность с выбором пути и самоопределением.
В России достаточно остро стоит проблема детского суицидального поведения. По заявлениям детского омбудсмена Львовой Беловой с 2019 по 2022 год количество случаев детского суицида возросло на 13 %. При этом число повторных попыток суицида возросло на 92,5 %.
В данных обстоятельствах большая ответственность ложится на школу и ее учителей. На уроках литературы, при изучении произведения «Гранатовый браслет» педагогам необходимо обратить особое внимание подростков на то, что все представленные Куприным истории являются примерами «больной» любви. Практически каждый из школьников столкнется в своей жизни с несчастной любовью, а кто-то не раз, этот опыт надо пережить, верить и ждать ту самую — «истинную» любовь.
Литература:
1. Калабутина, А. С. Предметный ряд в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» / А. С. Калабутина, С. Ю. Воробьева. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 4 (24). — С. 1–2. — URL: https://moluch.ru/young/archive/24/1477/ (дата обращения: 17.02.2025).
2. Кулешов, Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна / Ф. И. Кулешов. — 1-е изд. — Санкт-Петербург: Университетское, 1987. — 317 c. — Текст: непосредственный.
3. Скачок, В. Е. Социальные проблемы антиобщественных действий молодежи и их профилактика в условиях образовательных учреждений / В. Е. Скачок, И. Ю. Кожекина, Э. С. Коротина, О. Л. Пантелеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 592–594. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26538/ (дата обращения: 17.02.2025).
4. Яковлева, Е. «Случайный» писатель. 5 лучших произведений Александра Куприна / Е. Яковлева. — Текст: электронный // Аргументы и факты: [сайт]. — URL: https://aif.ru/culture/person/_sluchaynyy_pisatel_5_luchshih_proizvedeniy_aleksandra_kuprina (дата обращения: 17.02.2025).
5. Sternberg, R. J. Triangle of Love / R. J. Sternberg. — 3-е изд. — New York: Basic Boocs, 1988. — 319 c. — Текст: непосредственный.