Развитие речи детей дошкольного возраста непосредственно связано с речевой практикой, объемом знаний и представлений дошкольника об окружающем мире. В моей педагогической деятельности учителя-логопеда нередки случаи, когда все этапы исправления речи — постановка, автоматизация, дифференциация звуков — уже пройдены, но дети с речевыми нарушениями продолжают сталкиваться с трудностями в общении со сверстниками, испытывают неуверенность, внутренние комплексы и речевой дискомфорт.
Наиболее эффективным способом решения выявленной проблемы стал не стандартный подход, который к тому же дал возможность развить творческую составляющую личности дошкольника. Увлеченность классической литературой, музыкой, театром, помогла мне найти креативное направление в коррекционной работе с детьми, заключающейся в организации театрализованной деятельности в детском саду (драматизация произведений детской художественной литературы в соответствии с рекомендациями ФАОП ДО, постановка мини-и моноспектаклей).
Как выяснилось, на первоначальном этапе дети не всегда достаточно мотивированы к процессу театрализованной игры, демонстрируют не высокий уровень творческой активности (традиция домашнего семейного чтения, к сожалению, ныне практикуется весьма слабо). Учитывая особенности сензитивного возраста для восприятия эмоционально окрашенных, ярких образов, созданных нашими классиками (С. Я. Маршак, С. Черный, И. А. Бунин, Н. А. Некрасов, А. С. Пушкин), активно включаю в работу игры-драматизации по классическим произведениям, использую малые фольклорные формы, сказки народов мира. И, как итог, немотивированные дети к концу года становятся гораздо активнее в самостоятельной речи, с удовольствием включаются в инсценировки, проявляют интерес к исполнению ролей, приобретают опыт социализации. Особенно старшим дошкольникам нравится выступать с постановками перед зрительской аудиторией, демонстрируя разнообразие сценических образов. Стихотворение «Усатый полосатый» С. Я. Маршака читала группа моих воспитанников, при этом инсценируя действия с котенком, описываемые в произведении. Стихотворение «Волк» С. Черного читали в санках, в зимней одежде и в шапках набекрень. Моноспектакль по произведениям А. С. Пушкина был выдержан в стиле эпохи, с использованием музыкальных иллюстраций Г. В. Свиридова «Метель» (в рамках участия во Всероссийском фестивале моноспектаклей по произведениям А. С. Пушкина «Солнце русской поэзии»).
Использование такой практики позволяет расширить речевой объем знаний детей, организовать взаимодействие с родителями по вопросам чтения художественной литературы.
Психологическая формулировка «интересно то, о чем знаешь» особенно проявляется в дошкольном возрасте. Наши воспитанники не только придут в школу уже с определенным багажом знаний классической литературы им знаком А. С. Пушкин, И. А. Крылов, К. Д. Бальмонт, но и интересом к чтению, любовью к слову.
Детский сад — это первое звено образовательного пути любого человека. Поэтому основная цель подготовить ребенка для успешного обучения в школе:
— совершенствовать умение выражать свои мысли, уверенно воплощать свои речевые знания,
— развивать когнитивную сферу (память, внимание, умение сосредотачиваться, воображение, эмоционально — волевой аспект).
Сценический опыт выступления перед детьми, педагогами, родителями пригодится в дальнейшей школьной жизни.
Я могу с уверенностью сказать, что использование театральной деятельности в коррекционной работе оправдало себя: дети стали более раскрепощенными, открытыми, значительно улучшилась их самостоятельная речь, развилась способность к эмпатии, они легко могут доставлять эстетическое наслаждение себе и окружающим.