Использование сказки как условие развития связной речи старших дошкольников (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (559) февраль 2025 г.

Дата публикации: 19.02.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Червякова, Н. Н. Использование сказки как условие развития связной речи старших дошкольников (из опыта работы) / Н. Н. Червякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 8 (559). — URL: https://moluch.ru/archive/559/122882/ (дата обращения: 22.02.2025).

Препринт статьи



В статье представлены методические рекомендации по использованию сказки как условия развития связной речи старших дошкольников (из опыта работы). Данный опыт успешно апробирован автором среди дошкольников старшей возрастной группы МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе.

Использование сказки как условия развития связной речи старших дошкольников способствует решению ряда задач:

– Обогащение словарного запаса. Педагог знакомит детей со значением слов, предлагает упражнения, связанные с включением этих слов в словосочетания и предложения.

– Развитие образности речи. Это происходит благодаря тому, что сказки богаты лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, диалогами, ритмической напевностью.

– Развитие синтетической и грамматической стороны речи. Этому способствует работа над фразами, конструирование фраз, формирование умения в нужном месте ставить паузы.

Некоторые приёмы работы со сказкой для развития связной речи:

– Предварительная работа. Она помогает организовать внимание детей и подготовить их к восприятию сказки. Например, можно отгадывать загадки о персонажах, уточнять отдельные слова или словосочетания, содержащиеся в тексте, демонстрировать соответствующие картинки.

– Двойное чтение текстов. При повторном чтении можно использовать приём завершения детьми отдельных предложений.

– Разбор содержания в вопросно-ответной форме. Вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

– Игры-инсценировки. Они способствуют активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи.

В результате работы у детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи: высказывания носят развёрнутый характер, более логически последовательные, с употреблением невербальных средств передачи (мимики, жестов).

Так нами разработана система мероприятий по развитию речи с использованием русских народных сказок, которая в своей основе содержит технологию Н. В. Веракса, А. Н. Веракса:

– Чтение сказки и ответы на вопросы.

– Раскладывание картинок.

– Замещение персонажей сказки.

– Моделирование сказки.

– Разыгрывание сказки.

– Рассказывание фрагментов сказки и всей сказки.

Так же в представленной системе педагогической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок отводится роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.

Роль педагога состоит в том, чтобы подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно и отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой, таких как чтение, пересказывание, рассказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам. Это значит, создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки и инициировать у детей умение нестандартно и оригинально воспринимать содержание сказок, а также отражать его во всех видах деятельности. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности дошкольников, соблюдается принцип «от простого — к сложному»; создается в группе комфортная предметно-пространственная развивающая среда. Важно помочь ребенку ответ вместе, а не давать ему готовый ответ, захотеть выслушать его, улыбаться и использовать мягкие интонации, располагаться в позиции глаза-в-глаза.

Система мероприятий по развитию речи с использованием русских народных сказок отражена в таблице:

Тема

Задачи

Содержания

Крошечка-Хаврошечка

  1. Обогащаем активный словарный запас детей
  2. Обучаем навыкам выделения основных эпизодов сказки
  3. Закрепляем знания об особенностях языка сказки
  4. Учим детей выделять общую идею сказки

Знакомим детей с таким жанром литературы, как волшебные сказки. Знакомство с особенностями построения сказок (начало, середина, конец). Обучение навыку выделения основного смысла каждой части на примере сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Волк и семеро козлят

  1. Обучать навыкам выделения основных эпизодов сказки
  2. Развивать умение передавать свои мысли грамматически правильной фразой
  3. Стимулировать развитие разговорной речи
  4. Учить детей грамматически правильно оформлять собственное высказывание

Рассказывая сказку «Волк и семеро козлят». Прослушивание музыкальных композиций из одноименного мультфильма и обсуждение их расположения в логике повествования («Ребята, когда же волк (козел) споет эту песню? Что, если он споет это сейчас?").

Лиса и журавль

  1. Учить детей грамматически правильно оформлять собственное высказывание
  2. Развивать умения дошкольников выделять свойства предметов
  3. Учить детей обращать внимание на изобразительные и выразительные средства, используемые в сказке

Рассказывая сказку «Лиса и журавль». Подробные ответы детей на вопросы о сказке, состоящей из 2–3 фраз.

Маша и Медведь

  1. Помогают детям понять и оценить характер и мотивы действий персонажей
  2. Закрепляют навыки сопоставления существительных с прилагательными
  3. Развивают умение дошкольников выделять свойства предметов

Рассказывая сказку «Маша и Медведь». Словесные зарисовки к отдельным эпизодам этой сказки.

Лисичка-сестричка и волк

  1. Учить детей грамматически правильно формировать собственное высказывание
  2. Тренировка в составлении описательного рассказа
  3. Учить детей отвечать на вопросы, используя общие предложения

Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и волк» с повторным зачитыванием отдельных элементов и их обсуждением. Описание внешности персонажей расширенными предложениями.

«Петушок-золотой гребешок»

  1. Помогать детям понимать и оценивать характер и мотивы действий персонажей
  2. Побуждать детей высказывать собственное мнение при оценке характера и поступков героя
  3. Развивать навык пересказа текста по вопросам
  4. Обогащать предметный и глагольный словарный запас детей

Рассказывать сказку «Петушок-Золотой гребешок» с пересказом детьми отдельных эпизодов по своему выбору («Какой момент в будущем?"). тебе больше всего понравилась сказка?").

Три медведя

  1. Закреплять понимание детьми прямого и переносного значения слов
  2. Учить детей пересказывать сказку, используя выражения из текста
  3. Обогащать словарный запас ребенка выразительными средствами языка,

Рассказывая сказку «Три медведя». Перечитайте отрывок, опуская слова, чтобы дети могли закончить их.

Репка

  1. Учить детей отвечать на вопросы общими предложениями
  2. Развивать навык краткого пересказа текста
  3. Учить детей сочинять творческий рассказ
  4. Развивать навык изменения хода сказки

Прочитайте сказку «Репка» и ее краткий пересказ детьми. Придумываю новый финал сказки.

Царевна Несмеяна

  1. Обогащение словарного запаса ребенка выразительными средствами языка
  2. Обучение детей правильному составлению вопросительных предложений
  3. Закрепление понятия о прямом и переносном значениях слов
  4. Развитие слухового внимания

Чтение сказки «Царевна Несмеяна» несколько раз. Мини-викторина с подробным описанием того, что вы прочитали.

Снегурочка

  1. Учить детей обращать внимание на изобразительные и выразительные средства, используемые в сказке
  2. Закреплять умение составлять подробный пересказ текста
  3. Учить детей грамматически правильно оформлять собственное высказывание

Чтение сказки «Снегурочка» с повторением отдельного отрывка по просьбе логопеда. Воспитатель лишь напоминает об отдельном эпизоде («Помните, ребята, Снегурочку»...), но детям следует рассказать этот момент более подробно.

Зимовье зверей

  1. Учить детей выделять общую идею сказки
  2. Учить детей использовать разный темп и силу голоса в процессе пересказа
  3. Развивать умение передавать свои мысли грамматически правильной фразой

Прочитайте сказку «Зимовье зверей», разыгрывая с детьми отдельные эпизоды. Выделите основную идею произведения, придумайте другое подходящее название для сказки.

Колобок

  1. Обучение детей использованию разного темпа и силы голоса в процессе пересказа
  2. Развитие навыка подробного пересказа текста
  3. Обучение детей обращать внимание на изобразительные и выразительные средства, используемые в сказке

Чтение сказки «Колобок» с использованием байковой графики. байковый график.

Теремок

  1. Развитие навыков вербального творчества
  2. Освоение изменения хода сказки
  3. Для закрепления умения составлять подробный пересказ текста
  4. Развитие умения передавать свои мысли грамматически правильной фразой

Чтение сказки «Теремок». Его подробный пересказ основан на иллюстрациях. Измените сказку, добавив нового персонажа.

Все золотое

  1. Закреплять у детей понятие о прямых и переносных значениях слов
  2. Учить детей пересказывать сказку, используя выражения из текста
  3. Развивать навыки правильного подбора синонимов
  4. Обогащать активный словарный запас детей

Чтением сказки «Все золотое». Составление последовательного пересказа на основе предметных изображений.

Пузырь, соломинка и лапти

  1. Закреплять умение производить подробный пересказ текста
  2. Учить навыкам выделения основных эпизодов сказки и определения их последовательности
  3. Воспитывать чувство уважения к собеседнику
  4. Учить детей использовать разный темп и силу голоса в процессе пересказа

Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапти». Общий последовательный пересказ детьми по цепочке, основанный на наглядности.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

  1. Обучение составлению описательного рассказа
  2. Учить детей грамматически правильно оформлять собственное высказывание
  3. Учить детей обращать внимание на изобразительные и выразительные средства, используемые в сказке

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Составление словесного описания героя с использованием связных предложений. Его дальнейший набросок.

Колосок

  1. Развитие навыка построения предложений на основе опорных слов
  2. Учить детей выявлять общую идею сказки
  3. Закреплять понятие о прямом и переносном значениях слов у детей

При чтении сказки «Колосок». Составление пересказа на основе опорных слов. Подбор пословиц и поговорок, соответствующих смыслу данной сказки.

Каша из топора

  1. Учить навыкам выделения основных эпизодов сказки и определения их последовательности
  2. Учить детей пересказывать сказку с использованием выражений из текста
  3. Развивать навыки правильного подбора синонимов

Чтение сказки «Каша из топора» с нарушением последовательности событий. Пересказ детьми с восстановлением правильного порядка действий, подбором необычных определений для персонажей сказки.

Музыка и медведь

  1. Учить детей сочинять творческий рассказ
  2. Воспитывать чувство уважения к собеседнику, взаимопомощи
  3. Укреплять навыки сопоставления существительных с прилагательными

Рассказывая сказку «Музыка и Медведь». Написание рассказа о событиях, происходящих от имени разных персонажей.

Курочка Ряба

  1. Развитие умения составлять связный рассказ на основе серии картинок
  2. Развитие навыков самоконтроля и самопроверки
  3. Побуждать детей высказывать собственное мнение при оценке характера и поступков героя
  4. Обогащение активного словарного запаса детей

Самостоятельное составление рассказа детьми на основе иллюстраций к сказке «Курочка Ряба». Чтение оригинального варианта и сравнение его с версией, полученной детьми.

Иван-царевич и Серый волк

  1. Тренировка в составлении рассказа по намеченному плану
  2. Закреплять навык составления рассказа-описания
  3. Развивать умение дошкольников выделять свойства предметов
  4. Развивать внимание, воображение, память

Чтение сказки «Иван-царевич и Серый волк». Рецензирование картины В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке», составление на ее основе сюжета-описания.

Заключительное занятие.

Сказка по плану детей

  1. Учить их придумывать сюжет собственной сказки
  2. Развивать навыки вербального творчества
  3. Развивать умение детей вести диалог с использованием выразительных средств речи
  4. Воспитывать чувство уважения к собеседнику, взаимопомощи

Составить коллективную сказку по плану детей. Подробное словесное описание персонажей и окружающего их мира. Организация выставки рисунков, инсценировка этой сказки в группе.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

При подборе материала для работы с детьми, необходимо стараться руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность — главные общечеловеческие ценности.



Задать вопрос