В статье представлены методические рекомендации по использованию сказки как условия развития связной речи старших дошкольников (из опыта работы). Данный опыт успешно апробирован автором среди дошкольников старшей возрастной группы МБДОУ ДС № 37 «Сказка» г. Туапсе.
Использование сказки как условия развития связной речи старших дошкольников способствует решению ряда задач:
– Обогащение словарного запаса. Педагог знакомит детей со значением слов, предлагает упражнения, связанные с включением этих слов в словосочетания и предложения.
– Развитие образности речи. Это происходит благодаря тому, что сказки богаты лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, диалогами, ритмической напевностью.
– Развитие синтетической и грамматической стороны речи. Этому способствует работа над фразами, конструирование фраз, формирование умения в нужном месте ставить паузы.
Некоторые приёмы работы со сказкой для развития связной речи:
– Предварительная работа. Она помогает организовать внимание детей и подготовить их к восприятию сказки. Например, можно отгадывать загадки о персонажах, уточнять отдельные слова или словосочетания, содержащиеся в тексте, демонстрировать соответствующие картинки.
– Двойное чтение текстов. При повторном чтении можно использовать приём завершения детьми отдельных предложений.
– Разбор содержания в вопросно-ответной форме. Вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.
– Игры-инсценировки. Они способствуют активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи.
В результате работы у детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи: высказывания носят развёрнутый характер, более логически последовательные, с употреблением невербальных средств передачи (мимики, жестов).
Так нами разработана система мероприятий по развитию речи с использованием русских народных сказок, которая в своей основе содержит технологию Н. В. Веракса, А. Н. Веракса:
– Чтение сказки и ответы на вопросы.
– Раскладывание картинок.
– Замещение персонажей сказки.
– Моделирование сказки.
– Разыгрывание сказки.
– Рассказывание фрагментов сказки и всей сказки.
Так же в представленной системе педагогической работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок отводится роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой. Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.
Роль педагога состоит в том, чтобы подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно и отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой, таких как чтение, пересказывание, рассказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам. Это значит, создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки и инициировать у детей умение нестандартно и оригинально воспринимать содержание сказок, а также отражать его во всех видах деятельности. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности дошкольников, соблюдается принцип «от простого — к сложному»; создается в группе комфортная предметно-пространственная развивающая среда. Важно помочь ребенку ответ вместе, а не давать ему готовый ответ, захотеть выслушать его, улыбаться и использовать мягкие интонации, располагаться в позиции глаза-в-глаза.
Система мероприятий по развитию речи с использованием русских народных сказок отражена в таблице:
Тема |
Задачи |
Содержания |
Крошечка-Хаврошечка |
|
Знакомим детей с таким жанром литературы, как волшебные сказки. Знакомство с особенностями построения сказок (начало, середина, конец). Обучение навыку выделения основного смысла каждой части на примере сказки «Крошечка-Хаврошечка». |
Волк и семеро козлят |
|
Рассказывая сказку «Волк и семеро козлят». Прослушивание музыкальных композиций из одноименного мультфильма и обсуждение их расположения в логике повествования («Ребята, когда же волк (козел) споет эту песню? Что, если он споет это сейчас?"). |
Лиса и журавль |
|
Рассказывая сказку «Лиса и журавль». Подробные ответы детей на вопросы о сказке, состоящей из 2–3 фраз. |
Маша и Медведь |
|
Рассказывая сказку «Маша и Медведь». Словесные зарисовки к отдельным эпизодам этой сказки. |
Лисичка-сестричка и волк |
|
Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и волк» с повторным зачитыванием отдельных элементов и их обсуждением. Описание внешности персонажей расширенными предложениями. |
«Петушок-золотой гребешок» |
|
Рассказывать сказку «Петушок-Золотой гребешок» с пересказом детьми отдельных эпизодов по своему выбору («Какой момент в будущем?"). тебе больше всего понравилась сказка?"). |
Три медведя |
|
Рассказывая сказку «Три медведя». Перечитайте отрывок, опуская слова, чтобы дети могли закончить их. |
Репка |
|
Прочитайте сказку «Репка» и ее краткий пересказ детьми. Придумываю новый финал сказки. |
Царевна Несмеяна |
|
Чтение сказки «Царевна Несмеяна» несколько раз. Мини-викторина с подробным описанием того, что вы прочитали. |
Снегурочка |
|
Чтение сказки «Снегурочка» с повторением отдельного отрывка по просьбе логопеда. Воспитатель лишь напоминает об отдельном эпизоде («Помните, ребята, Снегурочку»...), но детям следует рассказать этот момент более подробно. |
Зимовье зверей |
|
Прочитайте сказку «Зимовье зверей», разыгрывая с детьми отдельные эпизоды. Выделите основную идею произведения, придумайте другое подходящее название для сказки. |
Колобок |
|
Чтение сказки «Колобок» с использованием байковой графики. байковый график. |
Теремок |
|
Чтение сказки «Теремок». Его подробный пересказ основан на иллюстрациях. Измените сказку, добавив нового персонажа. |
Все золотое |
|
Чтением сказки «Все золотое». Составление последовательного пересказа на основе предметных изображений. |
Пузырь, соломинка и лапти |
|
Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапти». Общий последовательный пересказ детьми по цепочке, основанный на наглядности. |
Сестрица Аленушка и братец Иванушка |
|
Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Составление словесного описания героя с использованием связных предложений. Его дальнейший набросок. |
Колосок |
|
При чтении сказки «Колосок». Составление пересказа на основе опорных слов. Подбор пословиц и поговорок, соответствующих смыслу данной сказки. |
Каша из топора |
|
Чтение сказки «Каша из топора» с нарушением последовательности событий. Пересказ детьми с восстановлением правильного порядка действий, подбором необычных определений для персонажей сказки. |
Музыка и медведь |
|
Рассказывая сказку «Музыка и Медведь». Написание рассказа о событиях, происходящих от имени разных персонажей. |
Курочка Ряба |
|
Самостоятельное составление рассказа детьми на основе иллюстраций к сказке «Курочка Ряба». Чтение оригинального варианта и сравнение его с версией, полученной детьми. |
Иван-царевич и Серый волк |
|
Чтение сказки «Иван-царевич и Серый волк». Рецензирование картины В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке», составление на ее основе сюжета-описания. |
Заключительное занятие. Сказка по плану детей |
|
Составить коллективную сказку по плану детей. Подробное словесное описание персонажей и окружающего их мира. Организация выставки рисунков, инсценировка этой сказки в группе. |
Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
При подборе материала для работы с детьми, необходимо стараться руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность — главные общечеловеческие ценности.