В статье авторы делятся опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Мы — туристы-краеведы».
Ключевые слова: туризм, патриотизм, дошкольники, проект, краеведение.
Воспитание здорового человека, который станет патриотом своей страны, является одной из ключевых целей нашего времени. Именно в раннем детстве формируются основы здорового образа жизни, чувство патриотизма и нравственные ценности, которые проявятся в более зрелом возрасте.
Организация туристической и краеведческой деятельности способствует формированию у детей положительного отношения к родной стране и заботливого отношения ко всему, что наследовано от предыдущих поколений — будь то природные богатства, культурные памятники или традиции наших предков [1, c. 17].
Стремление человека познать себя, природу и определить своё место в мире всегда являлось одной из ключевых потребностей. Туристическая деятельность открывает широкие возможности для реализации этой потребности. Любовь к чему-либо невозможно воспитать без глубокого понимания и личного опыта [7, c. 34]. Поэтому чувство привязанности к родной земле и природе формируется лишь тогда, когда человек не просто знает о них, но и переживает это на практике, осознавая свою роль в сохранении окружающей среды. Через непосредственное взаимодействие с окружающим миром дети учатся ценить его красоту и значимость, что способствует формированию гармоничной личности.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, выявили проблемы: дети часто болеют, много пропусков, коллектив не дружный, а также недостаточный запас знаний детей о своей малой родине, ее достопримечательностях и выдающихся людях нашего села. Поэтому был разработан проект «Мы — туристы-краеведы».
Цель: знакомство с интересными местами родного села и людьми посредством туристических прогулок.
Задачи:
Работа с детьми
— формирование у старших дошкольников положительного отношения к походу;
— познакомить дошкольников с правилами подготовки к походу и поведения в походе;
— знакомить детей с основами жизни в природных условиях, назначение определенных предметов, необходимых в походе;
— закрепление на практике знаний основ безопасного поведения на природе;
— формировать интерес к изучению родного края;
— воспитывать бережное отношение детей к растительному и животному миру.
Взаимодействие с родителями
— заинтересовать родителей туризмом, как средством нравственно-патриотического воспитания и оздоровления;
— способствовать вовлечению родителей в совместную туристическую деятельность с детьми;
— привлечь родителей к ознакомлению детей с интересными местами и людьми родного села и формированию здорового образа жизни в семье.
Детский туризм, как правило, рассматривают как один из методов оздоровления и закаливания. Сердцевина туризма — это поход, путь к цели и, соответственно, преодоление препятствий, на пути к этой цели встретившихся. Поход — не просто «физкультурно-оздоровительное мероприятие на свежем воздухе». Это, прежде всего, перемещение в другую психологическую реальность, требующую особого поведения, предъявляющую особые требования к личностным проявлениям.
Дети должны идти по настоящему маршруту к настоящей цели. Это значит, что маршрут должен быть незнакомым и сопряженным с препятствиями. Препятствия — скорее, не препятствия в действительном смысле слова, а просто «неровности» пути на пересеченной местности. Однако преодоление препятствий приобретает для ребенка психологическую ценность: «Было трудно, но я это сделал!». К тому же движение с препятствиями способствует воспитанию у детей организованности и дисциплины, слаженного коллективного действия. От собственной организованности дети очень быстро начинают получать удовольствие: выдерживают движение в колонну по одному, подают друг другу руки на спусках и подъемах, обучаются двигаться парами и тройками с интервалами.
Походы способствуют оздоровлению организма. Связано это с укреплением сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышением работы мышц, нормализацией массы тела. Физическая нагрузка, в виде циклических упражнений способствует развитию у детей таких качеств, как сила воли, выносливость, ответственность, настойчивость, упорство.
Информационное сопровождение о местах, которые мы посещаем, развивает не только память, но и сопровождается чувством гордости за наших односельчан, солдат, которые защищали родину, вырабатывается чувство патриотизма.
Кроме того, туризм — всесезонен, общедоступен и понятен детям, рекомендуется практически для всех ребят с любой группой здоровья при отсутствии серьёзных патологий и медицинских отводов, даёт возможность заниматься детским туризмом в любое время года, он не требует больших финансовых средств. Дает возможность получения ярких, незабываемых впечатлений.
Работа по проекту проводилась в три этапа.
1 этап. Подготовительный
Составление паспорта проекта; подбор детской художественной литературы для чтения, заучивания стихов; подбор сюжетных картинок и иллюстраций; работа с методическим материалом, литературой по данной теме; разработка схем маршрутов.
2 этап. Выполнение проекта
Проведение с детьми бесед, дидактических игр, наблюдений; чтение художественной литературы детям, заучивание стихов, рассказывание; рассматривание альбомов; организация и проведение туристических прогулок; создание уголка туриста.
3 этап. Результаты
Проведение туристических прогулок
Оформление фотовыставки «Мы туристы-краеведы»
Создание уголка туриста.
Реализация проекта проводилась в различных видах деятельности.
Игровая деятельность: д/и по развитию словаря «Собери рюкзак в поход», д/и «Чрезвычайные ситуации на дороге», «Лабиринты, подвижные игры, эстафеты в походе
Познавательное развитие: рассматривание альбомов «Дети в походе», «Лекарственные растения»; беседы «Интересные люди нашего села», «Достопримечательности нашего села», «Мое село — моя гордость!», «Береги свой край родной!», «Народные приметы», «9 нельзя — правила поведения в природе», наблюдение за природными объектами на прогулке, загадывание загадок о лекарственных растениях; проблемная ситуация «Хлеба горбушку и ту пополам».
Речевое развитие: заучивание стихотворения «Вперед в поход!», чтение «Великие путешественники» В. Зощенко, рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка», сказки «Лягушка-путешественница» В. Гаршина.
Продуктивная деятельность: рисование «Мы в походе», «Что мы видели».
Работа с родителями: консультация «Организация семейных прогулок-походов», «Правила безопасности на природе».
Продукты проектной деятельности: уголок туриста-краеведа, туристические прогулки по родному селу, альбом «Я люблю Нижнее Санчелеево», «Памятка юному туристу».
Итогом нашего проекта стало проведение развлечения совместно с родителями, на котором дети продемонстрировали полученные знания и умения, а также видеопрезентация «Мы — туристы-краеведы».
Таким образом, нам удалось привлечь родителей к участию в организации туристических прогулок, к оформлению уголка туриста, к созданию фотоколлажа. По итогам данного проекта отмечено, что количество простудных заболеваний снизилось, повысился уровень двигательной активности, выносливости. Дети познакомились с интересными местами родного села и людьми, научились правилам природопользования, стали более дружными и внимательными к окружающим.
Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского сада содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.
При наполнении туристического похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность мероприятия. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях не только формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, но и повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.
Ярким событием становятся совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен наш город, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Все это создаёт у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного села, его достопримечательностях идет легко и непринужденно. Совместная творческая работа детей и родителей после походов (изготовление рисунков, аппликаций, поделок, способствует укреплению внутрисемейных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод о положительном воздействии краеведческого туризма на всестороннее развитие детей.
Литература:
- Бочарова Н. И. Туристские прогулки в детском саду. — М., 2004г. Бурашникова А. В
- Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва «Просвещение» 2008 г.
- Воронов Ю. С. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. — Смоленск, 1998. 7. Завьялова Т. П. Работаем по программе «Туристята» // Информационный вестник ЦДЮТ «Турвест», № 8, 2002 Тюмень
- Кочетова Н. П. Фролова И. Ю. Яблокова А. Е. «Активный отдых дошкольников» Н. Новгород 2000 г.
- Крайнёва И. Н. Узлы. — СПб, 1997. 9. Козлов И. М. Проблемы физического воспитания дошкольников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 2, с.
- Никанорова Т. С. «Здоровячок» Система оздоровления дошкольников. Воронеж 2007.
- Нурмухамбетова А. С. Формирование патриотизма средствами краеведения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. № 10. С. 24–29.
- Огородников Б. И. Туризм и спортивное ориентирование. М: “Физкультура и спорт” 1983.
- Скорынина Г. Юный турист // Дошкольное воспитание. 1999, № 6, 24. “Спортивно-познавательный туризм” Учебно-методическое пособие. г. Красноярск 2005.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29.05.2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
- Шестакова Л. А. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. 2015. № 1. С 1–5. https://педталант.рф/edu-07–2023-pb-38304/