Использование возможностей зарубежной литературы в школе в контексте элективного курса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (559) февраль 2025 г.

Дата публикации: 20.02.2025

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Трефилова, А. О. Использование возможностей зарубежной литературы в школе в контексте элективного курса / А. О. Трефилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 8 (559). — URL: https://moluch.ru/archive/559/122897/ (дата обращения: 22.02.2025).

Препринт статьи



В статье автор исследует особенности включения ресурсов мировой литературы для создания максимально полной картины литературного процесса. Реализация возможностей зарубежной литературы предлагается в формате элективного курса на материале произведения М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Ключевые слова: зарубежная литература, обучение литературе, методика преподавания литературы, элективный курс.

На современном этапе развития школьного литературоведения роль зарубежной литературы видится в более развернутом ключе. Интерес к зарубежной литературе обусловлен её спецификой и пониманием необходимости вовлечения школьников в общемировой литературный процесс: «В процессе преобразований, происходящих в стране, насущность обновления содержания литературного образования в школе становится очевидной. Для того, чтобы эта система отвечала требованиям общественного развития, она должна включать в себя произведения зарубежной литературы» [4].

Тем не менее, зарубежная литература в школьном курсе по-прежнему занимает не самое большое место. Хотя, как отмечают практики, в такой литературе особое внимание уделяется проблеме личности, что коррелирует с психологическими особенностями обучающихся в подростковом возрасте: «проблематика произведений зарубежных авторов, ориентированных на личность, созвучна вопросам, возникающим у школьников в подростковый период» [2].

Исследователи отмечают, что изучение зарубежной литературы на уроках в школе помогает развитию важных компетенций, умению интерпретировать художественный текст, а также соотносить его как с тенденциями русской литературы, так и вписывать текст в мировой культурный контекст: «…постоянно акцентируется необходимость развития у учащихся умений формулировать и высказывать личное отношение к прочитанному материалу, оценивать его» [3].

Изучение зарубежной литературы в школе может строиться следующим образом: как составная часть общего курса русской литературы, в формате курса собственно зарубежной литературы, а также изучения зарубежной литературы в качестве элективного курса, спецкурса или факультатива [1].

При этом исследователи отмечают, что обучение зарубежной литературе в рамках курса русской литературы является уже традиционным и хорошо себя зарекомендовавшим, однако при таком построении изучения учебного предмета необходимо не потерять самобытность обеих видов литератур, а также учитывать и грамотно распределять небольшое аудиторное время. Изучение самостоятельного курса зарубежной литературы помогает более системному анализу иноязычных произведений, но требует больших временных затрат и организации учебного процесса в классе с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Формат же элективного курса предполагает наличие выбора у преподавателя и обучающихся, что позволяет сконцентрировать в возможно достаточно сжатые сроки конкретные аспекты многообразия иностранной литературы. То есть, изучение зарубежной литературе в школе даже в условиях отдельной дисциплины будет связано с выделением малого количества часов на данный предмет.

Организация обучения на элективе по выбору учителя и школьников помогает, во-первых, сделать учебный процесс максимально интересным, поскольку предполагает обучение тех, кто в этом непосредственно заинтересован, во-вторых, усиливает роль литературного образования за счет обращения к мировой литературе, определенные тексты которой просто невозможно охватить в общем курсе литературы, а также, в-третьих, станет элементом профориентационной работы, которой в современном образовании уделяется особое внимание.

Основной целью элективного курса становится изучение рецептивного освоения образов, сюжетных схем и мотивов литературного произведения на материале романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», а также поиск собственного материала для рецептивного анализа.

Отбор изучаемых произведений в данном курсе, ориентированном узко на рецепцию образов романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей», обусловлен как хронологией — с целью проследить изменчивость рецепции образов — так и общим культурным замыслом, показывающим и раскрывающим иноязычные культурные знаки не только в литературе. Всё это должно подвести школьников к мысли, во-первых, о связи исходного текста и его рецептивных ответов, во-вторых, к общей культурной связи литературы и иных видов искусства, а в-третьих, должно создать условия для самостоятельного рецептивного поиска учащимися.

Примерное тематическое содержание курса предлагается следующим образом.

Тема 1. Рецептивная эстетика как теоретико-культурологическая проблема.Понятие о рецептивной эстетике. Цели и задачи рецептивной эстетики, её предмет и объект. Терминологический аппарат. Рецептивная эстетика в контексте литературы и культуры.

Тема 2. Роман М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» в контексте общемировой культуры.Роман М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»: общие сведения (темы, сюжет, образы, композиция, идейно-проблемный уровень). Связь произведения с другими текстами (Т. Готье «Прометей», П. Б. Шелли «Освобожденный Прометей», миф о Прометее), смысл такого взаимодействия. Общее культурное влияние романа.

Тема 3. Рецепция образов романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» в эпоху романтизма.Романтизм как литературное направление, его особенности (обзорно). Роман Огюста де Вилье де Лиль-Адана «Будущая Ева». Рецептивное осмысление образа ученого (на материале образа Томаса Эдисона) и рецепция образа его Создания (на материале образа Гадали). Особенности романтического восприятия Вилье де Лиль-Адана. Романтизм романа М. Шелли.

Тема 4. Рецепция образов романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» в малой литературной форме. Особенности рецептивного осмысления образа Франкенштейна в рассказах (Р. Блох «Глиняные человечки», Н. Килпатрик «Чудовище», Р. Четвинд-Хейс «Творец»). Проблема номинации Создания. Формирование двух основных рецептивных линий: рецепция ужасного и рецепция комедийного плана.

Тема 5. Рецепция образов романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» в зарубежном постмодернистском романе.Постмодернизм в искусстве и философии. Роман П. Акройда «Журнал Виктора Франкенштейна». Рецептивное осмысление образа ученого и его творения. Философский смысл сращения образов. Мотив двойничества в романе.

Тема 6. Рецепция образов романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» в современном кинематографе.Особенности рецепции образов в кинематографе (на материале кинолент Дж. Уэйла «Франкенштейн», К. Брана «Франкенштейн М. Шелли»). Продолжение наследования рецепции через контекст ужаса и комедии. Проблема снижения образа и его последовательного возвышения до уровня трагедии. Проблематика визуализации образов и её художественная значимость.

Тема 7. Итоговое занятие. Защита докладов обучающихся по их вариантам рецепции литературного произведения.Устное сообщение выступающих по рецепции любого произведения в любом виде искусства. Краткий комментарий сюжета, владение терминологией рецептивной эстетики, обоснование темы.

Таким образом, организация элективного курса позволяет в достаточно сжатые сроки охарактеризовать как несколько этапов развития литературы (романтизм, постмодернизм), так и отработать особенности рецептивного наследования образов как в разных литературных жанрах (рассказ, роман), так и в разных формах искусства (на примере кинематографа).

При этом особенностью данного курса становится возможность его расширения — как за счет иных произведений или видов искусства, так и за счет подключения других образов, получивших своё рецептивное отражение.

Таким образом, обучение зарубежной литературе на уроках литературы в школе сталкивается с рядом трудностей: специфика зарубежной литературы, принадлежность текста к определенному жанру и отсутствие необходимой аудиторной нагрузки. Устранить эти сложности поможет в ведение элективного курса, который был бы интересен школьникам за счет его возможной избираемости, а также отвечал бы требованиям современного образования, ориентированного на индивидуальный подход.

Поэтому изучение романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» видится возможным в контексте организации элективного курса, который был позволил работать не просто с текстом романа, но и привлек бы широкий литературный и культурный контекст, основанный на рецептивных ответах в литературе и искусстве. Такой курс помогает проследить хронологическую, эстетическую и общекультурную связь романа-источника с его рецепциями, может продемонстрировать тесную связь литературы с другими видами искусства, а также развивает навык самостоятельного культурного поиска учащихся.

Литература:

  1. Кутейникова Н. Е. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XIX века: учеб. пособие для общеобразоват. организаций — М.: Просвещение, 2016.
  2. Марчук М. И. Проблема изучения зарубежной литературы в старших классах общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / М. И. Марчук. — https://cito-web.yspu.org/rio/2011/2011-1-77.pdf (дата обращения: 17.02.2025).
  3. Рожков Ю. Г. Уроки связной речи в системе изучения зарубежной литературы [Электронный ресурс] / Ю. Г. Рожков. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29877081 (дата обращения: 18.02.2025).
  4. Сушкова В. Н. Зарубежная литература в системе филологического образования [Электронный ресурс] / В. Н. Сушкова. — URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29030 (дата обращения: 19.02.2025).


Задать вопрос