Художественно-творческое развитие детей младшего школьного возраста на основе скопинской керамики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 марта, печатный экземпляр отправим 12 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (559) февраль 2025 г.

Дата публикации: 21.02.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Бахнева, С. А. Художественно-творческое развитие детей младшего школьного возраста на основе скопинской керамики / С. А. Бахнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 8 (559). — URL: https://moluch.ru/archive/559/122915/ (дата обращения: 22.02.2025).

Препринт статьи



Изучение истории декоративно-прикладного искусства имеет огромное значение для развития личности ребенка. Оно помогает формировать эстетическое восприятие, обогащает эмоциональный мир, учит видеть красоту в окружающей природе и повседневной жизни. Произведения искусства, отражающие реальность и человеческие чувства, способствуют развитию у детей эстетического сознания и творческого мышления.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) служит средством эстетического обогащения нашей повседневной жизни, преобразуя бытовые предметы и окружающую среду в соответствии с потребностями человека. Классификация ДПИ осуществляется на основе используемых материалов, будь то металл, керамика, дерево и другие, а также в зависимости от применяемых техник: резьба, роспись, вышивка и им подобные. Истоки ДПИ коренятся в народном творчестве, где народ является создателем, интерпретатором и хранителем форм и образов, передающим свои достижения из поколения в поколение. Произведения ДПИ отражают народную мудрость, менталитет, уклад жизни, в них воплощены чувства и мечты народа о гармоничной жизни, что делает их ценнейшим источником знаний.

Археологи используют предметы ДПИ для воссоздания исторических периодов, анализа общественных отношений, изучения природных и социальных факторов, оценки технологического развития, понимания народных верований, традиций, образа жизни, занятий, интересов, вкусов людей и их мировосприятия. Вещи ДПИ оказывают мощное воспитательное воздействие. Как отмечал В. А. Фаворский, формирование восприятия мира, постижение эстетических законов и развитие вкуса начинается с самых простых вещей: бус на шее матери, кувшина для воды, посуды на обеденном столе.

Изучение произведений ДПИ, анализ их художественных особенностей и способов создания способствует формированию бережного отношения к материальным ценностям, уважению к культурному наследию, к труду мастеров, и, в конечном итоге, повышает общий культурный уровень.

Более того, многообразие форм декоративного искусства делает его идеальной базой для развития изобразительного творчества у детей.

«Ничего подобного этим творениям русского народного искусства мы не найдем среди керамических изделий других народов», — так писал о скопинском промысле Александр Борисович Салтыков, известный искусствовед, историк и исследователь, чьи труды высоко ценятся специалистами и ценителями искусства. В 1940-х годах, работая с уникальными коллекциями Исторического музея, Салтыков заново открыл для русской культуры гжель XVIII–XIX веков, а также опубликовал в своем альбоме-каталоге иллюстрации необычных скульптур, сосудов и подсвечников, выполненных в форме фантастических существ, птиц и животных. Эти работы поражали не только мастерством исполнения, но и глубокой художественной выразительностью.

Авторами этих произведений были не профессиональные художники, а простые гончары из уездного города Скопин Рязанской губернии. Несмотря на отсутствие образования и пренебрежительное отношение со стороны местных жителей, которые называли их «горшкошлепами», эти мастера создавали настоящие шедевры. Их работы привлекали не только техническим совершенством, но и силой художественной выразительности, которая была неотделима от мастерства исполнения.

Скопинская керамика — это уникальный культурный феномен. Ее происхождение, особенности форм и декора до сих пор остаются загадкой для исследователей. Простые ремесленники за короткое время создали самобытную и высокоразвитую художественную систему. Даже в простых сосудах без лепных украшений чувствуется нечто притягательное и загадочное. Это «нечто» проявляется через естественность и простоту форм, через слегка диковатый облик львов, драконов и хищных птиц, которые стали символами скопинского промысла.

Изначально скопинский промысел не выделялся среди других гончарных центров России. В Рязанской губернии к 1911 году гончарным делом занимались в 19 селах и 435 дворах, где работали 767 мастеров. Они производили предметы первой необходимости: горшки, кувшины, кринки для молока и другую утварь. В Скопине в 1908 году насчитывалось 47 мастерских, где трудились около 200 человек.

Особенности скопинской керамики во многом определялись качеством местных глин. Они были пластичными и светложгущимися, что позволяло создавать изделия с белым, желтоватым или розоватым черепком. Мастера использовали традиционные техники, такие как обварной узор, который напоминал печеную лепешку, и томление (задымление), придававшее керамике глубокие черные оттенки.

Переломным моментом в истории промысла стало появление глазури. По легенде, молодой гончар Федор Оводов, работая в Липецке, узнал секрет изготовления глазури и привез его в Скопин. Это событие стало началом новой эпохи в развитии промысла. Мастера начали создавать более сложные формы, украшая их яркими глазурями. Сосуды приобрели новые пропорции: тулово стало более округлым, а горловина — изящной и выразительной.

Скопинская керамика славится своим уникальным декором. Мастера использовали геометрические узоры, лепные оборки и потечные глазури, которые создавали эффект живописности. Цвет играл важную роль в формировании художественного образа изделий. Скопинские глазури отличались богатством оттенков и теплотой тонов, что делало их неповторимыми.

Сегодня скопинская керамика продолжает развиваться. На фабрике художественной керамики ведутся исследования в области новых технологий и материалов. Изделия скопинских мастеров пользуются спросом не только в России, но и за рубежом. Промысел стал визитной карточкой Рязанской области, а в музее при фабрике проводятся экскурсии, знакомящие посетителей с историей и традициями этого уникального искусства.

Скопинский гончарный промысел — это важная часть истории русского народного искусства. В нем воплощена духовность народа, его связь с природой и традициями. Несмотря на все трудности, промысел сохранился благодаря самоотверженности и таланту мастеров, которые продолжают создавать уникальные произведения, вдохновленные богатым культурным наследием.

Скопинская керамика — это не просто предметы быта, это произведения искусства, которые рассказывают о мире, вдохновленном народной фантазией и традициями. Они продолжают удивлять и вдохновлять, напоминая о богатстве и глубине русской культуры.

Литература:

  1. Горяева Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Курочкина Н. А. Детям о народном искусстве. — М.: Детство-Пресс, 2003.
  3. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. — М.: Владос, 2000.
  4. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду и школе. — М.: Карапуз, 2008.
  5. Федотов Г. Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. — М.: АСТ-Пресс, 1997.
  6. Барадулин В. А. Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
  7. Некрасова М. А. Народное искусство России. — М.: Советская Россия, 1983.
  8. Жегалова С. К. Русская народная роспись. — М.: Просвещение, 1984.
  9. Конышева Н. М. Чудесная мастерская. — М.: Ассоциация XXI век, 2004.
  10. Лыкова И. А. Лепим, рисуем, творим. — М.: Карапуз, 2010.
  11. Румянцева Е. А. Простые поделки из бумаги и пластилина. — М.: Айрис-Пресс, 2007.
  12. Куликова О. В. Поделки из природных материалов. — М.: Эксмо, 2011.
  13. Алёхин А. Д. Когда начинается художник. — М.: Просвещение, 1994.
  14. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. — М.: Искусство, 1985.
  15. Копцева Т. А. Природа и художник. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  16. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. — М.: АСТ, 1996.


Задать вопрос