В статье автор исследует дезадаптационные явления у обучающихся при переходе на новую ступень обучения.
Ключевые слова: адаптация, обучающиеся, служба психолого-педагогического сопровождения.
В современной школе особое внимание уделяется вопросам адаптации обучающихся и их комфортной образовательной среды. Наиболее уязвимыми субъектами при вопросах адаптации являются обучающиеся, которые переходят на новую ступень обучения — первые классы, пятые классы (переход от начальной школы в среднее звено), а также десятые классы (переход в старшую школу) [2].
Адаптация к школе, к образовательному процессу — это непростой процесс, в ходе которого ученик приспосабливается к изменившимся условиям, новой деятельности и учебным требованиям. Этот процесс связан со значительным стрессом и мобилизацией ресурсов организма [1].
Задача по работе с дезадаптационными явлениями у школьников возложены на службу психолого-педагогического сопровождения, куда входит педагог-психолог, социальный педагог, логопед и т. д.
Практика работы в образовательных учреждениях показывает, что служба психолого-педагогического сопровождения претерпевает определённые сложности, начиная с кадрового голода, заканчивая недостатком разработанных универсальных комплексных программ по работе с психологическими проблемами обучающихся. В основном, характер служб носит фрагментарный характер — «коррекционный», работа с последствиями вместо «профилактического».
Важно отметить, чтобы работа с дезадаптационными явлениями была эффективной, к ней обходимо приобщать классных руководителей, родителей, а также нового субъекта образовательного процесса — советника директора по воспитанию. Так нагрузка будет распределена правильно и дети будут чувствовать усиленное внимание к их адаптационным проблемам.
Психолого-педагогическими маркерами дезадаптации являются [4]:
- эмоционально-личностные маркеры: повышенная тревожность, нестабильная самооценка, сниженное настроение, агрессивность, неуверенность в своих силах и т. д.
- поведенческие маркеры: нарушение дисциплины, проблемы в отношениях с одноклассниками и педагогами, конфликтность, регрессивное поведение и т. д.
- учебные маркеры: низкая успеваемость, отсутствие мотивации к учению, трудности в формировании учебных навыков и т. д.
С 2019 г. по 2023г. в ГБОУ лицее № 408 Пушкинского р-на г. Санкт-Петербурга была глубоко изучена проблема адаптации обучающихся. Анализ эмпирических данных за четыре учебных года (2019–2020 уч.год, 2020–2021 уч.год, 2021–2022 уч.год, 2022–2023 уч.год) показал негативную тенденцию к увеличению роста количества обучающихся с проявлениями дезадаптации. С 2019 г. к 2023 г. количество учеников с признаками дезадаптации выросло более, чем на 30 %. Всего в исследовании приняли участие 848 обучающихся.
Для определения общего уровня адаптации обучающихся в первых классах была использована методика Н. Г. Лускановой, в пятых классах была применена методика «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л. Г., в десятых классах была применена методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Спилберг-Андреева. А также было проведено анкетирование классных руководителей и родителей обучающихся первых, пятых и десятых классов.
Проблемы, выявленные за 4 учебных года: отсутствие комплексной психолого-педагогической работы, отсутствие программы психолого-педагогического сопровождения на тематику адаптации обучающихся при переходе на новую ступень обучения.
Решение, которое было принято в 2023 г. — создание комплексной программы психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающегося при переходе на новую ступень обучения «На ступень выше — 1.5.10», в которую входит команда специалистов:
- заместитель директора по воспитательной работе,
- педагог-психолог,
- советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, педагог — организатор,
- социальный педагог,
- классный руководитель.
Психолого-педагогическая программа — инструмент психологической службы общеобразовательной организации, имеющий комплексный характер, разрабатываемый и применяемый для преодоления конкретных проблем целевых групп обучающихся, предупреждения психологического неблагополучия и стимулирования развития личности в условиях общеобразовательных организаций [3].
Программа «На ступень выше — 1.5.10» носит профилактический характер.
Цель программы — профилактика школьной дезадаптации, повышение успеваемости в школе, развитие социальных навыков и эмоционального благополучия. Программа направлена на создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся при поступлении в образовательную организацию (поступление в 1-й класс), при переходе в среднюю школу (5-й класс), при переходе в старшую школу (10-й класс).
Программа разработана на основе деятельностного и личностного подходов.
Программа состоит из подготовительного этапа, в который входят информационно-просветительские занятия для педагогов и родителей, индивидуальные консультации, а также входная диагностика с целью выявления дезадаптационных явлений у обучающихся; основного этапа, в который включены тренинги и мастер-классы от педагога-психолога, проведение классных часов от классного руководителя, групповые занятия с советником директора по воспитанию, групповые занятия с социальным педагогом; завершающего этапа, в который входит повторное тестирование обучающихся для выявления дезадаптационных явлений, а также ознакомление классного руководителя и родителей с результатами проведенной работы.
По результатам анализа работы программы психолого-педагогического сопровождения «На ступень выше — 1.5.10» была признана ее эффективность и программа была введена в перечень обязательных программ для реализации на 2024–2025 уч. год.
Литература:
1. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. — м.: эксмо, 2009. — 464 с.
2. Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. в кн.: школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. м., 1995; С. 8–11.
3. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 (ред. от 26.09.2023) «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации»)
4. Савина Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины / Н. Н. Савина. Наука и школа, 2010. — № 3. — С. 118–121.